г. Москва |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А40-14389/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Е.В. Пронниковой, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А. Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Таганаранефть"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 апреля 2021 года по делу N А40-14389/21
по заявлению ООО "Таганаранефть" (ИНН 3443073211, ОГРН 1063443054135)
к Федеральному агентству по недропользованию - РОСНЕДРА (ИНН 7703518529,
ОГРН 1047796345805)
об оспаривании решения об отказе
при участии:
от заявителя: |
Жемчужников А.А. по дов. от 25.01.2021; |
от ответчика: |
Хаджаев М.М. по дов. от 12.10.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Таганаранефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене решения Федерального агентства по недропользованию (далее - ответчик, Роснедра) об отказе в приостановлении действия лицензии КРР 14915 НР от 17.05.2010 г., выраженное в письме от 29.12.2020 г. N ОК-03-31/22215.
Решением суда от 28.04.2021 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество считает, что при вынесении оспариваемого решения был нарушен порядок рассмотрения заявления. Полагает, что судом не были в полной мере установлены обстоятельства непреодолимой силы, с которыми заявитель связывает необходимость приостановление права пользования недрами.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо решение суда поддержало в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Таганаранефть" является владельцем лицензии на пользование недрами КРР 14914 M P с целевым назначением и видами работ геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Авамского участка, расположенного на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярского края.
Срок окончания действия лицензии - 30.04.2035.
Лицензия включает в себя установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, которые являются неотъемлемой составной частью лицензии и определяют основные условия пользования недрами.
Общество обратилось в Роснедра с заявлением о приостановлении права пользования недрами.
По результатам рассмотрения представленных заявочных материалов Комиссией было принято оформленное протоколом от 24.12.2020 N ОК-04-56/16-д рекомендательное решение об отказе ООО "Таганаранефть" ввиду отсутствия достаточного обоснования необходимости приостановления права пользования недрами.
Письмом от 29.12.2020 г. N ОК-03-31/22213 Федеральное агентство по недропользованию отказало в приостановлении действия лицензии ККР 14914 НР от 17.05.2010 г.
Не согласившись с решением Роснедра, ООО "Таганаранефть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании решения незаконным и его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания решения ответчика не соответствующим законодательству.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах") право пользования недрами оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно ч. 5 ст. 12 Закона РФ "О недрах" условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.
Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах" право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, по инициативе недропользователя по его заявлению.
В 2020-2021 гг. разрешительная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе в сфере лицензирования недропользования, осуществляется с учетом особенностей, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" (далее - Постановление Правительства N 440).
В свою очередь, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 N 557 (далее - Постановление Правительства N 557) внесены изменения в Постановление Правительства N 440 в виде дополнения последнего п. 3 Приложения N 4, согласно которому возможно приостановление и ограничение права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в орган, предоставивший лицензию.
Порядок рассмотрения заявок на приостановление права пользования недрами установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент).
В соответствии с п.п. 100 Административного регламента заявка ООО "Таганаранефть" была зарегистрирована в установленном порядке и передана на рассмотрение Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами.
В соответствии с п. 106 Административного регламента Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами (далее - Комиссия) - постоянно действующий совещательный орган, который образуется в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами.
Административный регламент не содержит специального порядка принятия Комиссией решения о приостановлении права пользования недрами по заявлению недропользователя, в связи с чем, вопреки доводам заявителя, процедура досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами рассматривается как однотипная, регламентирована комплексно и указание недропользователем в соответствующем заявлении причин приостановления права пользования недрами в соответствии с п. 106 Административного регламента является обязательным условием для принятия решения о приостановлении права пользования недрами.
Решение о приостановления права пользования недрами может быть принято лишь на основании анализа причин такого приостановления и оценки приложенной необходимой документации по состоянию участка недр и проводимым работам.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах" приостановление права пользования недрами по заявлению недропользователя является исключительно правом органа, предоставившего лицензию, а не обязанностью.
Законом о недрах не предусмотрено право недропользователя по собственной инициативе (без специального разрешения) приостановить право пользования недрами и обязанность уполномоченного органа выдать соответствующее разрешение на приостановление лишь при наличии волеизъявления недропользователя.
Из буквального толкования п. 3 Приложения N 4 к Постановлению Правительства N 440 следует, что подача недропользователем заявки о приостановлении права пользования недрами не является безусловным основанием для такого приостановления.
Так, согласно указанному пункту, приостановление права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в орган, предоставивший лицензию, является возможным.
Таким образом, порядок проведения указанной административной процедуры должен соответствовать общим требованиям, установленным Административным регламентом.
Заявление о приостановлении права пользования недрами может быть удовлетворено только в том случае, если оно содержит достаточное обоснование необходимости приостановления права пользования недрами и включает в себя документацию, подтверждающую необходимость такого приостановления.
В соответствии с п. 107 Административного регламента Комиссия принимает рекомендательные решения о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, прекращении (без процедуры), приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо рекомендательные решения о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
По результатам рассмотрения представленных заявочных материалов Комиссией было принято оформленное протоколом от 24.12.2020 N ОК-04-56/16-д рекомендательное решение об отказе ООО "Таганаранефть" ввиду отсутствия достаточного обоснования необходимости приостановления права пользования недрами.
Письмом от 29.12.2020 г. N ОК-03-31/22213, Федеральное агентство по недропользованию сообщило ООО "Таганаранефть" о принятии оспариваемого в настоящем деле решения об отказе в приостановлении права пользования недрами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение Роснедр об отказе в приостановлении права пользования недрами должно оформляться приказом, правомерно отклонено судом, поскольку в соответствии с п. 113 Административного регламента, решение Роснедр оформляется приказом исключительно в случае принятия Комиссией рекомендательного решения о приостановлении права пользования недрами.
В случае отказа в приостановлении права пользования недрами приказ не оформляется.
Довод апелляционной жалобы о том, что протокол оформлен с нарушением требований административного регламента, правомерно отклонен судом, поскольку при принятии решения комиссией кворум имелся, протокол подписан уполномоченным лицом. Соблюдение процедуры составления и оформления протокола и решения подтверждено дальнейшими действиями ответчика.
Таким образом, Федеральным агентством по недропользованию в полном объеме исполнена процедура рассмотрения заявки ООО "Таганаранефть" о приостановлении права пользования недрами по лицензии в соответствии с положениями действующего законодательства о недрах.
Кроме того, заявление о приостановлении права пользования недрами может быть удовлетворено только в том случае, если оно содержит достаточное обоснование необходимости приостановления права пользования недрами и включает в себя документацию, подтверждающую необходимость такого приостановления.
При обращении в Роснедра ООО "Таганаранефть", ссылаясь на п. 3 Приложения N 4 к Постановлению Правительства N 440, просило приостановить право пользования недрами на 5 лет.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 Приложения N 4 к Постановлению Правительства N 440 возможно приостановление и ограничение права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в орган, предоставивший лицензию.
Указанный пункт не содержит безусловной обязанности органа, выдавшего лицензию, приостановить право пользования недрами по заявке недропользователя.
Таким образом, заявка о приостановлении права пользования недрами, поданная недропользователем в соответствии с Постановлением Правительства N 440, рассматривается в порядке, установленном Административным регламентом, и должна содержать достаточное обоснование необходимости приостановления права пользования недрами.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что ответчиком было установлено отсутствие достаточного обоснования приостановления права пользования недрами и каких-либо документов, достоверно подтверждающих необходимость такого приостановления, в связи с чем было принято решение об отказе ООО "Таганаранефть" в приостановлении права пользования недрами.
ООО "Таганаранефть" не представлены доказательства наличия нарушений его прав в сфере недропользования, заявитель не лишен права устранить допущенные недостатки и повторно обратиться в Роснедра с заявкой о приостановлении права пользования, содержащей достаточное обоснование такого приостановления права и представив документы, достоверно подтверждающие необходимость такого приостановления.
Учитывая, что Роснедра в своей деятельности руководствовалось законодательством о недрах, Административным регламентом, противоречие закону и иным нормативным актам действиях Федерального агентства по недропользования, равно как и нарушение прав и законных интересов ООО "Таганаранефть" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, отсутствует.
Доводы жалобы об отсутствии финансирования собственником в данном случае правового значения не имеют, так как не являются основанием для приостановления действия лицензии.
В связи с изложенным, апелляционный суд признает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что изложенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 апреля 2021 года по делу N А40- 14389/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-14389/2021
Истец: ООО "ТАГАНАРАНЕФТЬ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ