г. Вологда |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А66-2786/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
при участии от "Автогаражного кооператива N 9 Заволжского района" Неунывалова Д.В. по доверенности от 02.03.2021, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Тверской области Арсентьевой Э.Н. по доверенности от 21.05.2021 N 04-34/07878, Горбачевой О.В. по доверенности от 06.10.2020 N 04-34/15655, Козловой Н.Н. по доверенности от 28.10.2020 N 04-34/16963, Погорелова С.В. по доверенности от 28.10.2020 N 04-34/16956,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференции апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 апреля 2021 года по делу N А66-2786/2021,
УСТАНОВИЛ:
"Автогаражный кооператив N 9 Заволжского района" (ОГРН 1036900012203, ИНН 6902010216; адрес: 170021, Тверская область, город Тверь, улица Хрустальная, дом 47а; далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Тверской области (ОГРН 1046000329264, ИНН 6027086165; адрес: 170043, Тверская область, город Тверь, проспект Октябрьский, дом 26; далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 19.10.2020 N 10-10/08-1950 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, переулок Свободный, дом 2; далее - управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Кооператив считает решение суда законным и обоснованным.
Управление Росреестра в своем отзыве отметило, что по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в 2019 году в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100292:9 сведения о зарегистрированных правах отсутствовали.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной 18.02.2020 в инспекцию кооперативом уточненной (корректировка N 2) налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год, инспекцией составлен акт от 01.06.2020 N 10-10/08-989, а также вынесено решение от 19.10.2020 N 10-10/08-1950, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 182 610 руб.
Кроме того, указанным решением кооперативу доначислено 913 052 руб. земельного налога за 2019 год, а также 119 396 руб. 69 коп. соответствующих пеней.
В рассматриваемом случае основанием для принятия решения от 19.10.2020 N 10-10/08-1950 послужили выводы инспекции о занижении налогоплательщиком земельного налога за 2019 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100292:9, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании кооператива, в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка.
Из уточненной налоговой декларации кооператива следует, что им задекларировал земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100292:9, применена ставка 1,5 процентов. Кадастровая стоимость земельного участка отражена в размере 33 129 884 руб., сумма налога, подлежащая уплате за 2019 год, указана 496 948 руб. (33 129 884 х 1,5%).
Вместе с тем, установив в соответствии со сведениями, предъявленными органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, что за 2019 год в собственности у кооператива находился земельный участок, расположенный по адресу: 170021, г. Тверь, ул. Хрустальная, д. 47а, с кадастровым номером 69:40:0100292:9, площадью 129 458 кв.м, кадастровая стоимость которого с учетом решения комиссии Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 30.11.2017 N 1903 составляет 94 000 000 руб., то кооператив должен заплатить земельный налог за 2019 год в размере 1 410 000 руб. (94 000 000 руб. х 1,5%).
В связи с этим налогоплательщиком на 913 052 руб. (1 410 000 - 496 948) занижен налог, подлежащий к уплате в бюджет за 2019 год.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 25.01.2021 N 08-11/316 апелляционная жалоба налогоплательщика на это решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа от 19.10.2020 N 10-10/08-1950, кооператив оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку согласно постановлению администрации города Твери от 15.03.1999 N 457, постановлению Главы администрации города Твери от 17.12.1992 N 777, свидетельству о государственной регистрации права от 23.03.1999, кооперативу в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью только 45 788,6 кв.м, то именно с учетом такой площади земельного участка подлежит уплате земельный налог за 2019 год, который составляет 498 706 руб. 53 руб.
При этом размер налога определен судом следующим образом.
Согласно сведениям ЕГРН площадь земельного участка составляет 129 458 кв.м. Соответственно, стоимость 1 кв.м земельного участка равняется 726 руб. 10 коп. (94 000 000 : 129 458); кадастровая стоимость земельного участка предоставленного кооперативу на праве бессрочного пользования площадью 45 788, 6 кв.м - 33 247 102 руб. 46 коп. (726,10 х 45 788,6); земельный налог, подлежащий уплате - 498 706 руб. 53 коп. (33 247 102, 46 х 1,5%).
Поскольку, как отмечалось ранее, в уточненной налоговой декларации кооператив заявил к уплате 496 948 руб. земельного налога, то при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель кооператива в судебном заседании заявил отказ от предъявленных требований о признании решения инспекции недействительным в части доначисления 1 758 руб. 54 коп. земельного налога за 2019 год, соответствующих пеней и штрафа.
Представители инспекции против принятия отказа общества от части требований не возражали.
Рассмотрев заявление о частичном отказе от требований, изучив материалы дела, апелляционный суд считает, что данное заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 указанного Кодекса арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
В данном случае частичный отказ от требований заявлен уполномоченным лицом, не противоречит закону и иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с этим принимается апелляционной инстанцией в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 этого Кодекса отказ заявителя от требований и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу в указанной части.
При этом одновременно с прекращением производства по делу апелляционная инстанция на основании части 3 статьи 269 АПК РФ отменяет в части отказа от требований решение суда первой инстанции, принятое по данному делу.
Таким образом, суд апелляционной инстанции ввиду отказа заявителя от части требований принимает новый судебный акт о прекращении производства по делу в части требований кооператива о признании недействительным решения инспекции в части доначисления заявителю 1 758 руб. 54 коп. земельного налога за 2019 год, соответствующих пеней и штрафа.
В остальной части апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции в связи со следующим.
Положения части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ возлагают на налоговый орган обязанность по доказыванию факта налогового правонарушения, что предполагает необходимость установления в ходе налоговой проверки конкретных обстоятельств, подтвержденных документально и свидетельствующих о совершении налогоплательщиком вменяемого ему налогового правонарушения.
В силу части 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 387 указанного Кодекса земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением Тверской городской думы "Об установлении и введении на территории города Твери земельного налога" от 03.11.2005 N 106 установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процентов в отношении прочих земельных участков.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - постановление Пленума N 54), объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Принимая оспариваемое кооперативом решение от 19.10.0202, инспекция исходила из того, что кооператив является правообладателем всего земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100292:9 площадью 129 458 м.кв.
При этом она руководствовалась имеющимися в ее распоряжении на момент проведения проверки сведениями о кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2019, полученными из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в электронном виде по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации (пункт 13 статьи 396 НК РФ).
Вместе с тем, такие сведения, полученные в электронном виде опровергаются постановлением администрации города Твери от 15.03.1999 N 457, постановлением Главы администрации города Твери от 17.12.1992 N 777 и свидетельством о государственной регистрации права от 23.03.1999, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Твери, согласно которым кооперативу принадлежит на праве бессрочного пользования земельный участок только площадью 45 788, 6 кв.м.
Из предъявленного в дела с пояснениями от 19.07.2021 N 04-31/11421 скриншота о сведениях в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100292:9, на которые ссылается налоговый орган, также не усматривается кому и на каком праве принадлежит этот земельный участок.
Кроме того, из отзыва управления Росреестра от 23.07.2021 N 04-30651/21 следует, что по данным ЕГРН в 2019 году в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100292:9 сведения о зарегистрированных правах отсутствовали.
В пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), действовавшего до 01.01.2020, установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В пункте 4 постановления Пленума N 54 разъяснено, что согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
До создания на территории Тверской области учреждения юстиции по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним государственная регистрация прав на земельные участки в городе Твери осуществлялась Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Твери. С 20.12.1999 к осуществлению регистрационных действий приступило Учреждение юстиции по Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которое стало вести Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Следовательно, право заявителя на спорный земельный участок площадью 45 788, 6 кв.м является ранее возникшим и удостоверенным надлежащим образом.
Документальных доказательств, подтверждающих предоставление кооперативу земельного участка большей площади, в том числе и всех 129 458 кв. м инспекцией и управлением Росреестра не представлено.
Доказательства и прекращения права заявителя на спорный земельный участок площадью 45 788, 6 кв.м отсутствуют.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН по стоянию на 14.04.2021 на земельный участок площадью 75 438 кв.м, расположенный по указанному выше адресу с кадастровым номером 69:40:0100292:9, за Пушкиным Сергеем Юрьевичем 25.09.2018 произведена государственная регистрация права собственности N 69:40:0100292:9-69/068/2018-1.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 30.11.2017 N 1903 рыночная стоимость земельного участка площадью 129 458 кв.м в размере 94 000 000 руб. установлена на основании выполненного ООО "Альянс-Профи" отчета об оценке рыночной стоимости от 03.11.2017 N 5132/1з, из которого усматривается, что рыночная стоимость земельного участка определена исходя из всей площади без оценки правоустанавливающих документов.
С учетом приведенных выше обстоятельств и сделанных выводов не могут быть приняты и доводы налогового органа о том, что содержащая в ЕГРН запись относительно земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100292:9 площадью 129 458 кв.м с кадастровой стоимостью 94 000 000 руб. в судебном порядке не оспорена, а такое о неправомерности определения кадастровой стоимости расчетным путем.
В связи с этим оснований для отмены решения суда апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 150, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22 апреля 2021 года по делу N А66-2786/2021 в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области от 19.10.2020N 10-10/08-1950 в части доначисления "Автогаражному кооперативу N 9 Заволжского района" 1 758 руб. 54 коп. земельного налога за 2019 год, соответствующих пеней и штрафа отменить.
Прекратить производство по делу в указанной части.
В остальной части решение Арбитражного суда Тверской области от 22 апреля 2021 года по делу N А66-2786/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2786/2021
Истец: "АВТОГАРАЖНЫЙ КООПЕРАТИВ N 9 ЗАВОЛЖСКОГО РАЙОНА", Представитель Автогаражного кооператива N 9 Заволжского района: Неунывалов Денис Владимирович
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 12 ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, УФНС России по Тверской области, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"