город Томск |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А03-17050/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (N 07АП-6351/21), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.06.2021 по делу N А03-17050/2020 по заявлению акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (ОГРН: 1034205040935, ИНН: 4205049090), г. Кемерово к судебному приставу-исполнителю ОСП г.Славгорода, Буплинского и Немецкого национального районов УФССП России по Алтайскому краю Овсянниковой Е.В., г. Славгород к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (ИНН 2225066621, ОГРН 1042202282407), г. Барнаул о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов Овсянниковой Е.В. от 16.11.2020 об окончании исполнительного производства N 13855/20/22064-ИП в отношении Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Немецкого национального района Алтайского края, об обязании судебного пристава-исполнителя ОСП г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов по Алтайскому краю Овсянниковой Е.В. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "УК "Кузбассразрезуголь" путем возобновления исполнительного производства по исполнительному листу ФС N 026686907, выданному Арбитражным судом Алтайского края по делу N А03-3108/2018 и совершения исполнительных действий, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229 "Об исполнительном производстве", с привлечением к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - заявитель, Общество, АО "УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов УФССП России по Алтайскому краю Овсянниковой Е.В. (далее - Судебный пристав - исполнитель), к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее - Управление) о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов Овсянниковой Е.В. от 16.11.2020 об окончании исполнительного производства N 13855/20/22064-ИП в отношении Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Немецкого национального района Алтайского края, об обязании судебного пристава-исполнителя ОСП г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов по Алтайскому краю Овсянниковой Е.В. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "УК "Кузбассразрезуголь" путем возобновления исполнительного производства по исполнительному листу ФС N 026686907, выданному Арбитражным судом Алтайского края по делу N А03-3108/2018 и совершения исполнительных действий, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229 "Об исполнительном производстве". В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлек к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края (далее - третье лицо, Комитет по финансам).
Решением суда от 02.06.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Алтайского края от 14.10.2014 по делу N А03- 16899/2014 с администрации Немецкого национального района Алтайского края в пользу общества взыскано 15 962 917 рублей 90 копеек основного долга и 1 051 860 рублей 19 копеек неустойки.
В целях исполнения судебного акта арбитражным судом взыскателю выдан исполнительный лист серии АС N 006046482 от 01.12.2014 по делу N А03-16899/2014 о взыскании денежных средств с администрации Немецкого национального района Алтайского края, который направлен обществом в Управление казначейства для исполнения.
31.07.2017 общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о разъяснении порядка исполнения судебного акта по делу N А03-16899/2014.
14.08.2017 Арбитражным судом Алтайского края вынесено определение о разъяснении решения суда, в соответствии с которым исполнительный лист от 01.12.2014 серии АС N 006046482 должен быть исполнен за счет казны муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края.
Полагая бездействие Комитета по финансам и его председателя, выразившееся в неисполнении исполнительного листа в установленный законодательством срок, незаконным, общество 01.03.2018 обратилось с заявлением в арбитражный суд к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края, председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края Найбауэр Светлане Александровне о признании незаконным бездействие Комитета, выразившееся в неисполнении исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в трехмесячный срок, как несоответствующий п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, о признании незаконным бездействие председателя Комитета Найбауэр Светланы Александровны, выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение, об обязании Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу, об обязании председателя Комитета Найбауэр Светланы Александровны внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15.10.2018 г. по делу N А03- 3108/2018 признано незаконным бездействие Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края, выразившиеся в неисполнении исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течении трех месяцев со дня его поступления, как несоответствующее пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ. Суд обязал Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "УК "Кузбассразрезуголь".
Также, данным решением Арбитражный суд Алтайского края обязал председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края Найбауэр Светлану Александровну внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования "Немецкий национальный район Алтайского края" для исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014.
В целях исполнения судебного акта Арбитражным судом Алтайского края взыскателю выданы 2 исполнительных листа: исполнительный лист серии ФС N 026686907 от 22.03.2019 на признание незаконным бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края, выразившиеся в неисполнении исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течении трех месяцев со дня его поступления, как несоответствующее пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ. Обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "УК "Кузбассразрезуголь"; исполнительный лист серия ФС N 026686908 от 22.032019 на обязание председателя Комитета по финансам внести соответствующие изменения в бюджетную роспись.
20.05.2019 судебным приставом - исполнителем отдела судебных приставов г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов Журавлевой О.И. на основании исполнительного листа серии ФС N 026686907 от 22.03.2019 по делу N A03- 3108/2018 возбуждено исполнительное производство N 27567/19/22064-ИП об исполнении требований неимущественного характера в отношении должника Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района, в пользу взыскателя АО "УК "Кузбассразрезуголь", содержащим требование об обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "УК "Кузбассразрезуголь".
18.09.2019 исполнительное производство N 27567/19/22064-ИП окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа. 16.03.2020 старшим судебным приставом Походяевым А.А вынесено постановление об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства N 27567/19/22064-ИП, исполнительное производство зарегистрировано с номером N 13855/20/22064-ИП.
16.07.2020 должник предупрежден по ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему вручено требование об обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
В ответ на требование судебному приставу-исполнителю были представлены должником документы, подтверждающие неоднократные обращения должника в районный совет депутатов Немецкого национального района о выделении дополнительных средств на исполнение указанного исполнительного листа, а также при выделении средств о внесении изменения в бюджетную роспись.
08.10.2020 дознавателем Восточного ОСП г. Бийска и Бийского района УФССП России по Алтайскому краю вынесено постановление N 305/2020 об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении председателя комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Немецкого национального района Алтайского края, Найбауэр Светланы Александровны по части 2 статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за отсутствием в ее действиях состава преступления.
16.11.2020 судебный пристав-исполнитель ОСП г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов УФССП России по Алтайскому краю Овсянникова Е.В. установил, что невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена, о чем вынесен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю.
16.11.2020 вынесено постановление об окончании и возвращении ИД взыскателю в связи с тем, что невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена.
Не согласившись с постановлением об окончании исполнительного производства N 13855/20/22064-ИП и возвращении ИД взыскателю от 16.11.2020, Общество обратилось в Арбитражный суд.
Суд, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о необоснованности заявленных требований. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве).
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" установлено, что в процессе 7 принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно части 1 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. В силу части 2 статьи 318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу статьи 2 Закона об исполнительном производстве, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Согласно части 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве, непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании статьи 30 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Согласно статьи 47 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях: 1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; 2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство; 3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона; 4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ; 6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона; 7) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона; 7.1) включения сведений о завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в части исполнения исполнительных документов по требованиям, указанным должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке. Окончание исполнительного производства осуществляется в порядке, установленном статьей 69.1 настоящего Федерального закона; 8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом; 9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.
Как следует из материалов дела, в ответ на требование судебному приставу-исполнителю Комитетом по финансам были представлены документы, подтверждающие неоднократные обращения должника в районный Совет депутатов Немецкого национального района о выделении дополнительных средств на исполнение указанного исполнительного листа, а также при выделении средств о внесении изменения в бюджетную роспись.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится. Пунктом 3 статьи 239 БК РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Предусмотренный главой 24.1 БК РФ порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является единым для всех случаев передачи гражданам и организациям бюджетных средств.
Согласно положениям пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4 статьи 242.2 БК РФ).
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" согласно пункту 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.
Судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. По смыслу статьи 217 БК РФ и разъяснения, содержащегося в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О, такие изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены только в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью, и в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением представительного органа об утверждении бюджета именно на указанные цели.
Таким образом, исходя из указанных норм БК РФ исполнение за счет средств бюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа, поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляется администрацией и финансовым органом муниципального образования в пределах ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов решением представительного органа данного муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год.
Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без 6 внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац пятый пункта 3 статьи 217 БК РФ).
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования.
Иное приводило бы к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования, и являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, как она определена Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 2 части 10 статьи 35).
Кроме того, направление актом исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.
Соответственно, как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
Из материалов дела усматривается, что Комитет по финансам в лице председателя комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Немецкого национального района Алтайского края Найбауэр С.А.(19.03.2019 исх.N 25, 30.07.2020 исх.N 89, 26.08.2020 исх.N 106) обращался в районный Совет депутатов Немецкого национального района Алтайского края за выделением дополнительных бюджетных ассигнований и объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительных документов в сумме 42 203 179,99 руб. с внесением изменений в бюджетную роспись.
Районный Совет депутатов Немецкого национального района Алтайского края на все обращения Комитета принимал решения об отказе в выделении дополнительных средств в заявленном размере с формулировкой: "в связи с дефицитом бюджета муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края на соответствующий период, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Немецкого национального района в выделении дополнительных бюджетных ассигнований и объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительных документов отказать".
В свою очередь председатель комитета С.А. Найбауэр ставила в известность главу района об имеющейся задолженности, Администрация района неоднократно обращалась в Министерство финансов и ЖКХ Алтайского края с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на погашение задолженности по исполнительным листам.
Так, 08.10.2020 главой района было написано письмо в адрес Министерства финансов Алтайского края о выделении дополнительных средств. 21 октября 2020 года получен протокол о выделении дотации на погашение исполнительных листов перед ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
На основании Протокола Министерства финансов Алтайского края N б/н от 21.10.2020, комитетом по финансам, в лице председателя С.А. Найбауэр уведомлением от 22.10.2020 N00274 внесено изменение в смету комитета по финансам на сумму 3100000(три миллиона сто тысяч) рублей, из них 1836336 (один миллион восемьсот тридцать шесть тысяч триста тридцать шесть ) рублей 40 копеек.
Исходя из изложенного, Комитетом в рамках исполнительного производства принимались меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, с учетом предмета требования судебного акта, на принудительное исполнение которого выдавался исполнительный лист, сформулированного как признание незаконным бездействия Комитета по исполнению исполнительного документа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014. При этом, председатель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Немецкого национального района Алтайского края не могла и не может по собственной инициативе в пределах полномочий, предоставленных пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внести изменения в сводную бюджетную роспись, поскольку для этого требовалось внесение изменений в бюджет муниципального образования.
Районный совет депутатов Немецкого национального района принимал решения об отказе в выделении средств и считал невозможным погашение сложившейся задолженности, так как при внесении изменений в бюджет, расходная часть бюджета увеличит дефицит бюджета, что приведет к увеличению предельного значения дефицита бюджета и нарушения п. 4 ст. 92.1, ст. 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием необходимых источников.
Председатель Комитета по финансам не может по собственной инициативе в пределах полномочий, предоставленных пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внести изменения в сводную бюджетную роспись, поскольку для этого требовалось внесение изменений в бюджет района. Право на распоряжение денежными средствами, в данном случае отсутствовало.
Таким образом, в связи с невозможностью исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена, 16.11.2020 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об окончании и возвращении ИД взыскателю на основании пункта 3 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, регулируется статьей 242.5 БК РФ. Согласно пунктам 5 и 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Утверждение бюджета муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края и внесение в него изменений относится к исключительному полномочию Районного Совета депутатов Немецкого национального района Алтайского края.
Направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию Районного Совета депутатов Немецкого национального района и создает угрозу сбалансированности бюджета, данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-0-0.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вытекает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и так далее), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью. Таким образом, в данном случае изменение показателей сводной бюджетной росписи может быть произведено финансовым органом в соответствии с его компетенцией и соблюдением установленных законом требований о соответствии бюджетной росписи основным параметрам бюджета, при несоблюдении упомянутых условий исполнение должно производиться на основе соответствующим образом измененного бюджета.
У Комитета нет права на внесение изменений в сводную бюджетную роспись предусмотренных пунктом 3 статьи 217 БК РФ в виду недостаточности бюджетных ассигнований в сумме, превышающей 5 процентов от общего объема.
Кроме того, абз. 5 пункта 3 статьи 217 БК РФ предусматривает обязанность финансового органа по изменению бюджетной росписи по решению руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, но данную обязанность возможно исполнить в том случае если те или иные обязательства муниципального образования приобретают статус расходных обязательств бюджета при условии их включения в бюджет, что исключает возможность признания обязательств, не учтенных в бюджете в качестве расходных обязательств и возможность внесения соответствующих изменений в показатели сводной бюджетной росписи автоматически без корректировки бюджета.
Таким образом, оценив в соответствии с вышеуказанными полномочиями действия Комитета по финансам района и его председателя, судебный пристав-исполнитель обоснованно не усмотрел оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в связи с отсутствие оснований для этого.
В подтверждении совершения действий в рамках рассматриваемого исполнительного производства, Комитетом представлены в материалы дела отчеты об исполнении бюджета района за спорный период, подтверждающие отсутствие возможности внести изменения в бюджетную роспись. Все выделенные на расходные обязательства денежные средства были потрачены по целевому характеру.
Таким образом, коллегия суда апелляционной инстанции соглашается, что постановление от 16.11.2020 об окончании и возвращении ИД взыскателю, в связи с невозможностью исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена, вынесено судебным приставом в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве.
Кроме того, в настоящее время исполнительный лист серии АС N 006046482 от 01.12.2014, по которому и взыскивается в пользу заявителя задолженность, находится на исполнении в казне муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края. Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике Немецкого национального района Алтайского края, за счет перевыполнения плана по доходам, исполнительный лист по делу N А03-16899/2014 серии АС N 006046482 частично оплачен (платежные поручения: от 29.03.2018 N 389931 на сумму в размере 50 000 руб.,от 12.04.2018 N 688068 на сумму в размере 30 000 руб., от 14.05.2018 N 373324 на сумму в размере 15 000 руб., от 07.06.2018 N 23764 на сумму в размере 10 000 руб., от 22.08.2018 N 606103 на сумму в размере 30 000 руб., от 21.09.2018 N 281932 на сумму в размере 20 000 руб., от 05.02.2020 N 94272 на сумму в размере 15 000 руб., от 03.06.2020 N 54886 на сумму в размере 15 000 руб., от 28.07.2020 N 372774 на сумму в размере 147 970,20 руб., от 20.10.2020 N 657959 на сумму в размере 100 000 руб., от 29.10.2020 N 9022 на сумму в размере 1 836 336,40 руб., от 11.12.2020 N 305814 на сумму в размере 100000 руб., от 15.12.2020 N 305814 на сумму в размере 100000 руб., от 16.12.2020 N 305814 на сумму в размере 100000 руб., от 17.12.2020 N 305814 на сумму в размере 100000 руб.). Всего на сумму в размере 2679306,60 руб.
Окончание исполнительного производства по оспариваемому постановлению не прекращает обязательства муниципального образования в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Немецкого национального района, по исполнению исполнительного листа серии АС N 006046482 от 01.12.2014.
Также, как верно отмечено судом первой инстанции, заявитель не лишен возможности повторно предъявить на исполнение в службу судебных приставов исполнительный документ для принудительного исполнения. Учитывая, что исполнительное производство N 13855/20/22064-ИП окончено, а не приостановлено, то оснований для возобновления исполнительного производства не имеется.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается оспариваемого постановления пристава и нарушений прав и законных интересов заявителя. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу. Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.06.2021 по делу N А03-17050/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17050/2020
Истец: АО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
Ответчик: Овсянникова Е.В.Судебный пристав-исполнитель ОСП г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого районов
Третье лицо: Комитет администрации Немецкого национального района по финансам, налоговой и кредитной политике, Управление ФССП по Алтайскому краю.