г. Санкт-Петербург |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А56-13828/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20490/2021) Пулковской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2021 по делу N А56-13828/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДАНОН ТРЕЙД"
к Пулковской таможне
об оспаривании постановления, об оспаривании представления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДАНОН ТРЕЙД" (далее - заявитель, Общество, ООО "ДАНОН ТРЕЙД", декларант) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании:
- постановления Пулковской таможни (далее - заинтересованное лицо, Таможня, таможенный орган) от 28.01.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10221000-1442/2020, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 рублей,
- представления таможни от 03.02.2021 N 30-09/01357 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 04.06.2021 в виде резолютивной части Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал незаконным и отменил постановление Пулковской таможни от 28.01.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10221000-1442/2020, представление Пулковской таможни от 03.02.2021 N 30-09/01357 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
04.06.2021 судом изготовлено мотивированное решение суда.
В апелляционной жалобе Таможня просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что поскольку Обществом требования законодательства не соблюдены, в действиях Общества содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.04.2019 на таможенную территорию ЕАЭС по авианакладной N 064-6336 7754 от 01.04.2019 в адрес ООО "ДАНОН ТРЕЙД" из Бельгии поступили товары в количестве 3 грузовых мест.
09.04.2019 в процессе таможенного наблюдения (акт таможенного наблюдения N 10221010/090419/00812) произведено разделение товарной партии: 1) 2 места, 34 кг; 2) 1 место, 85 кг.
10.04.2019 декларантом ООО "ДАНОН ТРЕЙД" по заявлению N 10221010/100419/0017235 (далее - Заявление) задекларированы товары (2 места, 34 кг), в том числе:
Товар N 4 "Образец товара: готовые продукты из зерна злаков - соевые десерты, 150 гр. Поставляется для проведения испытаний в аккредитованной лаборатории:
1. арт. 80004876, с персиком с йогуртовыми культурами, обогащенный кальцием с витаминами - 12 шт.;
2. арт. 80004877, с черникой с йогуртовыми культурами, обогащенный кальцием с витаминами - 12 шт.;
3. арт. 80004878, с малиной с клюквой с йогуртовыми культурами, обогащенный кальцием с витаминами - 12 шт.;
4. арт. 80005215, с клубникой с йогуртовыми культурами, обогащенный кальцием и витаминами - 12 шт.;
5. арт. 0004317, двухслойный с манго с йогуртовыми культурами, обогащенный кальцием и витаминами - 12 шт.;
6. арт. 80004435, двухслойный с клубникой и малиной с йогуртовыми культурами, обогащенный кальцием и витаминами - 12 шт.;
7. арт. 80004799, двухслойный с черникой с йогуртовыми культурами, обогащенный кальцием и витаминами - 12 шт.,
(Торговая марка ALPRO, изготовитель Alpro C.V.A., страна происхождения Бельгия). Код ТН ВЭД ЕАЭС -1901 90 990 0.
Выпуск вышеуказанного товара осуществлен в соответствии с заявленной таможенной процедурой (выпуск для внутреннего потребления, безвозмездная поставка) 10.04.2020.
Отделом товарной номенклатуры и происхождения товаров проведена проверка сведений, заявленных при таможенном декларировании, в том числе, вышеуказанного товара (акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10221000/206/160720/А0006 от 16.07.2020).
По результатам проверки документов и сведений выявлены нарушения правильности классификации товара N 4, задекларированного по заявлению N10221010/100419/0017235.
В соответствии с ОПИ ТН ВЭД N N 1, 6 товар N 4 "десерты" должен классифицироваться в подсубпозиции 2106 90 980 9 ТН ВЭД ЕАЭС: "Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные: - прочие: -- прочие: -- прочие: --- прочие".
Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2020 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию утвержден постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420 и от 24 июня 2019 г. N 293" (далее - Перечень).
В Перечне поименованы пищевые или готовые продукты (за исключением биологически активных добавок; специализированной пищевой продукции для питания спортсменов <****>; витаминно-минеральных комплексов; вкусоароматических добавок; концентратов белков (животного и растительного происхождения) и их смесей; пищевых волокон; пищевых добавок (в том числе, комплексных) из 2106 90 980 9 <**>.
Согласно примечанию к Перечню для целей применения вышеуказанной позиции следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ) органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420 и от 24 июня 2019 г. N 293" (далее - Постановление) по 31 декабря 2020 г. введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению к данному Постановлению.
Товар, задекларированный по Заявлению, по наименованию и коду ТН ВЭД ЕАЭС соответствует товарам, поименованным в Перечне.
Кроме того, в отношении страны происхождения Бельгия (сведения указаны в Заявлении) распространяется запрет ввоза, установленный Указом.
06.10.2020, усматривая в бездействии ООО "ДАНОН ТРЕЙД", выразившемся в несоблюдении установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов на ввоз товаров в Российскую Федерацию, достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, должностным лицом Пулковского таможенного поста Пулковской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10221000-1442/2020 с участием защитника ООО "ДАНОН ТРЕЙД" - Шина Д.С., действующего на основании доверенности от 26.01.2018.
06.11.2020 протокол об административном правонарушении N 10221000-1442/2020 составлен без участия законного представителя ООО "ДАНОН ТРЕЙД", с участием защитника ООО "ДАНОН ТРЕЙД" - Шина Д.С, действующего на основании доверенности от 26.01.2018.
Постановлением от 28.01.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10221000-1442/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Обществу также выдано представление от 03.02.2021 N 30-09/01357 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Не согласившись с указанными постановлением и предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме. Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 105 ТК ЕАЭС в качестве декларации на товары и транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров, в случаях и порядке, определяемых настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией.
Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары утверждена Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 года N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары" (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 8 Инструкции Заявление должно содержать среди прочего: сведения по каждому товару (наименование, страна происхождения (в случае отсутствия таких сведений в транспортных (перевозочных), коммерческих документах), количество товаров (в основной и дополнительной единицах измерения); сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, за исключением случаев декларирования товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро, сведения о таможенной стоимости, ставках и суммах, подлежащих уплате таможенных платежей; сведения о предоставляемых документах.
Согласно пункту 10 Инструкции подача заявления должна сопровождаться предоставлением в том числе разрешений, сертификатов и иных документов, выдаваемых уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, если их предоставление является условием помещения товаров под таможенную процедуру, а также иных документов, которые используются (могут быть использованы) таможенным органом для принятия решения о выпуске товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Статьей 12 ТК ЕАЭС определено, что прибывшие на таможенную территорию Союза товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, должны быть незамедлительно вывезены с таможенной территории Союза без их выгрузки из транспортного средства международной перевозки, за исключением их перегрузки на другое транспортное средство международной перевозки в целях такого вывоза, если иное не установлено ТК ЕАЭС, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов.
Меры по вывозу с таможенной территории Союза указанных товаров принимаются перевозчиком, а при его отсутствии - лицом, имеющим право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на момент их ввоза на таможенную территорию Союза, если иные лица не определены международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены в том числе на запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление.
Отдельные специальные экономические меры, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" вводятся в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Федеральными законами от 03.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" и от 28.12.2010 N390-ФЗ "О безопасности".
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от 28.01.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10221000-1442/2020 Обществу вменяется нарушение запретов и ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер", выпуск в свободное обращение на территорию Российской Федерации из Бельгии товаров по авианакладной N064-6336 7754 от 01.04.2019 в адрес заявителя в количестве 1 (одного) грузового места, стоимостью 23,20 евро или 1692, 92 руб.
ООО "ДАНОН ТРЕЙД" в процессе составления протокола по делу представлены объяснения, которые свидетельствовали об отсутствии вины Общества в совершении вменяемого правонарушения.
03.11.2020 в Пулковскую таможню поступило письмо ООО "ДАНОН ТРЕЙД" от 02.11.2020 б/н, из которого следует, что товар N 4, задекларированный в Заявлении N10221010/100419/0017235, поставлялся для проведения сертификации, а также проверки соответствия техническим регламентам, т.е., для различного рода исследований (испытаний), без цели ввода в торговый оборот.
Сотрудничество с производителем Aipro C.V.A. имеет долгосрочный характер, в рамках которого, в частности, периодически прорабатываются возможности импорта различной продукции на взаимовыгодной основе. Любая новая номенклатура товаров перед ввозом проходит ряд исследований, инициированных с целью проверки качества, свойств и впоследствии возможной коммерческой целесообразности.
В данном случае, поступившие в адрес ООО "ДАНОН ТРЕЙД" товары, ввозились исключительно для лабораторных исследований и направления на различного рода испытания, в частности, проверки на предмет состава, возможности ввоза товаров, соблюдения запретов и ограничений. Без цели их ввода в торговый оборот.
Судом первой инстанции установлено, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению предусмотренных законодательством норм в отношении товаров, явившихся предметом правонарушения.
При поставке товаров заявитель (то есть до ввоза на территорию РФ спорного товара) в отношении идентичного товара обладал результатами таможенной экспертизы (заключение эксперта ЭКС ЦЭКТУ (филиал в г. Санкт-Петербург) от 23.10.2018 N 12402002/0032152), согласно которой исследовались, в том числе, идентичные товары, являющиеся предметом настоящего дела об административном правонарушении.
Согласно указанной экспертизе ЭКС ЦЭКТУ (филиал в г. Санкт-Петербург) от 23.10.2018 N 12402002/0032152 (п. 1, стр. 15. абз. 7) спорные товары являются готовыми к употреблению пищевыми продуктами (десертами) на основе измельченных соевых продуктов (муки) с различными вкусоароматическими добавками.
Именно с учетом выводов данной предварительной таможенной экспертизы при подаче и принятии решения о приобретении для целей исследования товара учитывалась информация о том, что товар не является санкционным и не подпадает под код: 2106 90 980 9 ТН ВЭД ЕАЭС "Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные :- прочие: -- прочие: -- прочие, а, следовательно, не нарушены запреты и ограничения.
При этом товарам с указанными характеристиками (показателями) соответствует код ТН ВЭД ЕАЭС, изначально заявленный в ДТ - 1901 90 990 0.
Также на момент поставки указанного товара в Арбитражном суде Брянской области рассматривалось дело N А09-7299/2019, предметом которого являлся спор о надлежащей классификации в соответствии с кодами ТН ВЭД идентичного товара и результатов рассмотрения не было на момент поставки.
Ввозимые по вышеуказанной авианакладной образцы товара ввозились, в том числе, для целей проведения необходимых экспертиз для целей установления корректного состава с целью надлежащей классификации в соответствии с кодами ТН ВЭД и не были предназначены для выпуска в свободное обращение и ввода в оборот.
Обществом были приостановлены все коммерческие поставки идентичного товара до выяснения всех обстоятельств корректного присвоения кода, и поставки не осуществляются.
По авианакладной N 064 - 6336 7754 от 01.04.2019, в paмках таможенного контроля на СВХ, по которой был осуществлен ввоз ранее таможенным органом было вынесено аналогичное постановление о назначении административного наказания по делу N 10221000-1900/2019, которое впоследствии было отменено Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Согласно решению Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17887/2020 от 30.06.2020 указанное постановление Пулковской таможни признано незаконным и отменено. В апелляционном и кассационном порядке решение арбитражного суда не обжаловалось, вступило в законную силу.
Указанная поставка, несмотря на разный товар и действия Общества, уже являлись предметом проверки и административного реагирования, которое впоследствии было признано незаконным.
Общество действовало добросовестно и разумно и в соответствии с действующим законодательством, проявило должную степень осмотрительности при ввозе образцов товара, вследствие чего его вина в совершении административного правонарушения по ст. 16.3 КоАП РФ отсутствует.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
В этой связи суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление, оснований для отмены решения суда не установлено.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В соответствии с частью 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
По смыслу положений статьи 29.13 КоАП РФ представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, выносится исключительно в случае привлечения лица к административной ответственности, а, следовательно, представление следует судьбе постановления, и в случае признания незаконным и отмены постановления об административной ответственности, представление также подлежит признанию незаконным и отмене.
При таких обстоятельствах, в силу части 2 статьи 211 АПК РФ требование заявителя о признании незаконным оспариваемого представления также подлежит удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2021 по делу N А56-13828/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-13828/2021
Истец: ООО "ДАНОН ТРЕЙД"
Ответчик: ПУЛКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ