г. Саратов |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А12-9462/2021 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лыткиной О.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Среднеахтубинского муниципального района на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 июня 2021 года по делу N А12-9462/2021, принятого в порядке упрощённого производства,
по иску Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Среднеахтубинского муниципального района (ИНН 3428085847, ОГРН 1023405176244)
к обществу с ограниченной ответственностью "Эльмонт" (ИНН 3435048726, ОГРН 1023402013832)
о взыскании неосновательного обогащения по муниципальному контракту от 18.09.2018 N 0329200062219003979 в размере 330200 руб.,
УСТАНОВИЛ:
комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Среднеахтубинского муниципального района (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Эльмонт" (далее - ответчик, ООО "Эльмонт") о взыскании неосновательного обогащения по муниципальному контракту от 18.09.2018 N 0329200062219003979 в размере 330200 руб.
Арбитражным судом Волгоградской области оглашена резолютивная часть решения от 11.06.2021 по делу N А12-9462/2021, согласно которой в иске отказано.
Мотивированное решение по делу N А12-9462/2021 изготовлено судом 28.06.2021.
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Среднеахтубинского муниципального района, не согласившись с решением суда, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом при принятии решения нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, неполно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела: подрядчик дважды были оплачены затраты по возведению нетитульных временных зданий и сооружений в размере 330200 руб., в связи с чем указанная общая сумма излишне уплаченных средств подлежит возврату.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от ООО "Эльмонт" в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.09.2019 между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Среднеахтубинского района (заказчик) и ООО "Эльмонт" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0329200062219003979 на реконструкцию станции водозабора, станции водоочистки п. Куйбышев Среднеахтубинского района Волгоградской области (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик обязуется собственными и привлеченными силами, своевременно выполнить на условиях настоящего Контракта работы по реконструкции станции водозабора, станции водоочистки п.Куйбышев Среднеахтубинского района Волгоградской области (далее - работы) и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Согласно дополнительному соглашению N 2 от 26.11.2019 контракта - срок выполнения работ до 10.12.2019.
Согласно пункту 2.1 контракта цена контракта составляет 36795440 руб. 07 коп., включая налог на добавленную стоимость (20 %): 6132573 руб. 35 коп. 06.11.2019. Сторонами было подписано дополнительное соглашение N 1 к контракту, в соответствии с которым цена контракта составляет 37776375 руб. 74 коп., включая налог на добавленную стоимость (20 %): 6296062 руб. 61 коп.
Согласно пункту 2.4.5 контракта расчет (промежуточные платежи) за выполнение работ (этап работ) осуществляется в течение 30 дней со дня подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ (этап работ) формы КС-2 и справки о стоимости выполненных и затрат формы КС-3.
С учетом изложенного и на основании пункта 5.5 оплата за выполненные работы проводились поэтапно с учетом подписания акта выполненных работ.
В соответствии с пунктом 11.1 контракта контракт вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует по 31 декабря 2019 года, а в части возмещения убытков, выплаты неустойки, исполнения гарантийных обязательств - до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
Также заказчиком был утверждён сводный сметный расчёт стоимости строительства твердой договорной цены контракта. Временные здания и сооружения (N 5.7 - очистные сооружения, водопроводные и канализационные станции, возводимые по самостоятельному проекту), в соответствии со сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН-81-05-01-2001, утвержденным постановлением Госстроя России от 07.05.2001 г. N 45, приложение 1 предусмотрен процент затрат на временные здания и сооружения в размере 3,8 %.
Работы по контракту были приняты заказчиком в полном объёме, что подтверждается:
- актами о приёме выполненных работ N N 1, 2, 3, 4, 5 от 08.11.2019 на сумму 32726662,72 руб.; справкой о стоимости выполненных работ и затрат N1 от 08.11.2019;
- актами о приёме выполненных работ N N 6, 7, 8, 9 от 10.12.2019 на сумму 5049713,02 руб.; справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 10.12.2019.
Оплата выполненных работ по контракту произведена заказчиком в полном объёме в период с 19 ноября по 30 декабря 2019 года, согласно платежным поручениям N 25507 от 19.11.2019, N 228496 от 13.12.2019, N 28776 от 16.12.2019, N 31232 от 20.12.2019 на общую сумму 37776375,74 руб.
После выполнения подрядчиком работ по муниципальному контракту N 0329200062219003979 и их оплаты со стороны заказчика, Контрольно-счетной палатой Волгоградской области (далее - КСП) проведена реализация мероприятия подпрограммы "Чистая вода" государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области", в том числе в рамках национального проекта "Экология", в 2019 году и истекшем периоде 2020 года, по результатам которой выдано представление от 19.02.2021 N 01КСП-01-09/5.
В данном представлении указывалось о недопущении произведенного расчета за временные здания и сооружения (нетитульные) в соответствии со Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденным постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45. П. 1.4. ГСН 81-05-01-2001, определён перечень нетитульных временных зданий и сооружений, к которым, в том числе относятся: приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров, складские помещения и навесы при объекте строительства, душевые, кубовые, неканализированные уборные, помещения для обогрева рабочих. Таким образом, возведенные временные здания и сооружения по контракту относятся к нетитульным временным зданиям и сооружениям, и стоимость нетитульных временных зданий и сооружений включается в сметную стоимость строительства основных объектов, в проектно-сметной документации отдельно не выделяется, а предусматривается в составе накладных расходов. Таким образом, ответчику дважды были оплачены затраты по возведению временных зданий и сооружений в размере 330220 рублей.
В обоснование требований истец ссылается на то, что согласно акту о приемке выполненных работ (КС-2) от 10.12.2019 N 1 (временные здания и сооружения) подрядчику оплачены, в том числе затраты по возведению временных зданий и сооружений в размере 330200 руб., а именно:
- модульное здание (прорабская для инженерно-технического состава);
- модульное здание (помещение для складирования инструмента и раздевалки для рабочих);
- временная сеть электроснабжения строительной площадки;
- площадка для складирования материалов.
Таким образом, по мнению комитета, общая сумма излишне уплаченных средств составляет 330200 руб.
Письмом N 281 от 04.03.2021 истцом в адрес ответчика направлено требование о возврате 330200 руб.
Данные вышеуказанной проверки со стороны Контрольно-счетной палаты Волгоградской области послужили основанием для обращения истца с данным иском в суд с требованием о взыскании с ответчика неосновательно сбереженных средств суммы 330200 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности истцом факта неосновательного обогащения ответчика за счет истца, с чем апелляционный суд соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Заключенный между сторонами контракт от 18.09.2019 N 0329200062219003979 является разновидностью договора подряда на выполнение работ и регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 37 Гражданского кодекса Российской Федерации "Подряд", а также нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Контракт не признан недействительным или незаключенным в установленном законом порядке.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика деленный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется дать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную цену.
Положения пунктов 1, 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком строительных работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии названных указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (пункт 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Пунктом 6 вышеназванной статьи предусмотрено, что заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
В соответствии с пунктом 5.1 контракта приемка работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в контракте, производится по этапам.
Согласно пункту 5.2 контракта подрядчик не позднее 2 рабочих дней до окончания работ (этапа работ), направляет в адрес заказчика извещение (уведомление) о готовности работы (этапа работы) к сдаче, исполнительную документацию в соответствии с требованием РД-11-02-2006 (в случае, если на данные работы требуется исполнительная документация), акт о приемке выполненных работ (этапа работ) по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ (этапа работ) и затрат по форме КС-3.
В случае неисполнения подрядчиком указанной обязанности заказчик вправе приостановить приемку работ.
На основании пункта 5.3 контракта заказчик вправе создать приемочную комиссию, состоящую из не менее пяти человек, для проверки соответствия качества работ требованиям, установленным контрактом. Проверка соответствия качества выполненных работ требованиям, установленным контрактом может также осуществляться (осуществляется) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
В соответствии с пунктом 5.4 контракта приемка работ (этапа работ) на соответствие объему и качеству осуществляется заказчиком в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения (уведомления).
Если закрытие работ выполнено без подтверждения заказчиком, то по требованию заказчика подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ, согласно указанию заказчика, а затем восстановить за свой счет. Промежуточная приемка подлежащих закрытию работ производится в соответствии со СНиП 12-01-2004 "Организация строительства".
Заказчик, принявший работы без проверки, не лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены в ходе использования результата работ.
Согласно пункту 5.5 контракта стороны подписывают акты о приемке выполненных работ (форма КС-2, утвержденная постановлением Госкомстата от 11.11.1999 N 100) за каждый этап работ.
В случае обнаружения недостатков в объеме и - качестве выполненных работ заказчик не подписывает акт о приемке выполненных работ (этапа работ) и направляет подрядчику уведомление в порядке, предусмотренном пунктом 5.8 контракта. Приемка выполненных работ (этапа работ) и подписание акта о приемке выполненных работ осуществляется после устранения подрядчиком всех недостатков (пункт 5.6 контракта).
Пунктом 5.8 контракта предусмотрено, что обо всех нарушениях условий контракта об объеме и качестве работ заказчик извещает подрядчика не позднее трех дней с даты обнаружения указанных нарушений.
В подтверждение выполнения работ истец представил справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акты о приемке выполненных работ (форма КС-2).
Акты и справки о стоимости выполненных работ подписаны истцом без замечаний и возражений.
Наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему, качеству и стоимости работ (пункты 12, 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Подписывая акты приемки выполненных работ, истец каких-либо претензий, замечаний по объемам, качеству и стоимости выполненных работ ответчику не предъявило, в связи с чем, принятые работы подлежали оплате в размере и сроки, установленные контрактом.
ООО "Эльмонт" ссылается на то, что он надлежащим образом выполнил, предусмотренные контрактом, работы, что подтверждается подписанными сторонами контракта актами выполненных работ. Подписание актов выполненных работ без разногласий со стороны заказчика - Комитета Сторонами не оспаривается.
Ответчик отметил, что подрядчиком 10.12.2019 для подтверждения оплаченной суммы в размере 330190,33 руб. на временные здания и сооружения, в адрес заказчика были переданы документы в виде:
- локальный сметный расчет на 8 листах в 2-х экземплярах;
- акт N 1 от 10.12.2019 о приёмке выполненных работ на 6 листах в 2-х экземплярах.
Однако подписанные экземпляры документов со стороны заказчика в адрес подрядчика не поступали.
Оплата выполненных работ по контракту произведена заказчиком в полном объёме.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что подрядчик дважды были оплачены затраты по возведению временных зданий и сооружений в размере 330220 руб., отклоняется апелляционным судом, поскольку сумма контракта и оплата заказчиком, совпадает.
Также ответчик ссылается на то, что расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по нормам, установленным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 07.05.2001 N 45. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с условиями контракта.
Выбор способа расчета за титульные временные здания и сооружения (по процентной норме, предусмотренной сводным сметным расчетом стоимости строительства или на основе проектно-сметной документации за фактически построенные временные здания и сооружения) устанавливается контрактом.
Если при определении контракта цены затраты на возведение титульных временных зданий и сооружений определены по установленной норме и порядок взаиморасчетов предусматривает их оплату по этим нормам, дополнительных расшифровок сумм, полученных подрядной организацией, не требуется.
Из пункта 3.3 ГСН 81-05-01-2001 следует, что установленный порядок расчетов за временные здания и сооружения применяется от начала и до конца строительства.
Ответчик отметил, что по условиям заключенного контракта возмещение затрат по строительству временных зданий и сооружений осуществляется по нормативу Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН-81-05-01-2001, утвержденным постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45. Сводный сметный расчёт стоимости строительства цены контракта учтены затраты на временные здания и сооружения (N 5.7 - очистные сооружения, водопроводные и канализационные станции, возводимые по самостоятельному проекту), в размере 3,8 %.
Таким образом, по мнению ответчика, затраты на временные здания и сооружения в размере 3,8 % подлежат включению в акты выполненных работ.
Согласно пункту 5 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу результатов выполненной работы и их стоимости по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
С ходатайством о назначении по настоящему делу судебной экспертизы с целью подтверждения заявленных требований истец не обращался.
В такой ситуации, учитывая отсутствие указанного ходатайства, отсутствие экспертного заключения, способного подтвердить объем фактически выполненных работ, суд рассмотрел дело на основании имеющихся доказательств.
В силу пункта 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
После выполнения всех необходимых работ по муниципальному контракту, сдачи таких работ заказчику, и их оплаты, обязательства сторон по контракту прекратились.
Ссылка истца на представление Контрольно-счетной палаты Волгоградской области судом во внимание не принимается, т. к. Контрольно-счетная палата Волгоградской области стороной по заключенному договору не является, и поэтому названная сделка не создает для нее никаких гражданских прав и обязанностей.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Отказывая в иске, судом первой инстанции установлено, что ответчик свои обязательства по заключенному муниципальному контракту выполнил надлежащим образом, все необходимые работы осуществил, получив за это обусловленную плату, в связи с чем в действиях последнего отсутствует какое-либо нарушение договорных обязательств, или их ненадлежащие выполнение.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец не доказал наличие неосновательного обогащения ответчика за счет истца, т.к. денежные средства получены ответчиком за выполненные работы по заключенному муниципальному контракту который до настоящего времени кем-либо из заинтересованных лиц не оспорен, и не расторгнут в установленном порядке, в связи с чем несет риск наступления последствий несовершения им процессуальных действий в силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного судебная коллегия считает решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика суммы в размере 330200 руб. законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют. Апелляционную жалобу Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Среднеахтубинского муниципального района следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
резолютивную часть решения Арбитражного суда Волгоградской области от 11 июня 2021 года (мотивированное решение от 28 июня 2021 года) по делу N А12-9462/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-9462/2021
Истец: КОМИТЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Ответчик: ООО "ЭЛЬМОНТ"