г. Москва |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А41-7548/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьева Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Архиповым М.А.,
при участии в заседании:
от ООО "НКН-СТРОЙ": Истомин Д.А. по доверенности от 01.12.2020 N 314/2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 07 мая 2021 года по делу N А41-7548/21,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НКН-СТРОЙ"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НКН-СТРОЙ" (далее - ООО "НКН-СТРОЙ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрирующий орган, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение об отказе в постановке на кадастровый учёт и государственной регистрации права от 30.09.2020 N 50/027/008/2019-23334/3 в отношении нежилого здания Контрольно- пропускного пункта общей площадью 73,7 кв. м., с адресным ориентиром: Московская область, городской округ Подольск, деревня Борисовка, территория "НКН-Строй", д. 1, стр. 1;
- обязать поставить на кадастровый учёт и осуществить государственную регистрации права вновь созданного объекта недвижимости (КПП) на основании заявления от 13.12.2019 N 50-50/027-50/027/008/2019-23334 и представленных документов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2021 года по делу N А41-7548/21 заявление удовлетворено (т. 2 л. д. 41-44).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Росреестра по Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "НКН-СТРОЙ" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ООО "НКН-СТРОЙ", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "НКН-Строй" является собственником земельного участка с КН 50:27:0020550:807, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Подольск, деревня Борисовка, территория "НКН-Строй", 1, а также расположенного на нём административно-складского комплекса в составе корпуса N 1 с кадастровым номером 50:27:0020550:1466 и корпуса N 2 с кадастровым номером 50:27:0020550:1467.
В 2019 обществом на земельном участке было завершено строительство нежилого здания контрольно-пропускного пункта (КПП) общей площадью 73,7 кв.м., с адресным ориентиром: Московская область, городской округ Подольск, деревня Борисовка, территория "НКН-Строй", д. 1, стр. 1, имеющего вспомогательное назначение по отношению к административно-складскому комплексу и осуществляющего функции пропускного режима на территорию административно-складского комплекса.
В целях постановки на кадастровый учёт и регистрации права собственности на нежилое здание КПП, общество обратилось в регистрирующий орган с соответствующим заявлением от 13.12.2019 N 50-50/027-50/027/008/2019-23334 о постановке вновь созданного объекта недвижимости (КПП) на кадастровый учёт и регистрации права собственности.
К заявлению были приложены следующие документы: платёжное поручение об оплате государственной пошлины от 12.12.2019 N 529; технический план КПП; декларация об объекте недвижимости.
Уведомлением от 19.12.2019 N 50-0-1-284/3001/2019-5820 регистрирующий орган известил общество о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав (т. 1 л. д. 61-63).
Уведомлением от 30.09.2020 N 50/027/008/2019-23334/3 регистрирующий орган известил общество об отказе в государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления и непредставлением документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет (т. 1 л. д. 39).
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "НКН-СТРОЙ" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества; вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования; иные документы, предусмотренные федеральным законом.
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Статьей 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) установлено, что:
- под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
- под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно части 10 статьи 4 Закона N 384-ФЗ к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся: здания и сооружения временного (сезонного) назначения; здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения; здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, исходя из указанных норм, цель создания зданий и сооружений вспомогательного использования - необходимость их наличия для создания основных зданий и сооружений. Объекты вспомогательного использования предназначены для обслуживания основного объекта и критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения.
Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает их с особым назначением (вспомогательным) по отношению к основному объекту, в отношении которого разрешение на строительство получается в общем порядке.
Согласно письму Управления Росреестра по Московской области от 07.02.2019 N 50/700-10-1018/19 - основным критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект будет являться вспомогательным. Это связано с предназначением вспомогательного строения или сооружения выполнять своего рода обслуживающую функцию по основному объекту недвижимости, эти объекты должны быть связаны между собой технологически, эксплуатационно и т.п.
Вспомогательный характер объекта не может зависеть от воли собственника, поскольку функциональная составляющая вспомогательных строений и сооружений заключается именно в обслуживании основного здания, то есть вспомогательные объекты предназначены только для обслуживания основного объекта.
КПП как объект недвижимости не имеет самостоятельного значения - объект является объектом вспомогательного использования по отношению к Административно-складскому комплексу - основному объекту, и носит вспомогательную (обслуживающую) функцию: организация пропускного режима на территорию административно-складского комплекса.
В силу части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрации прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых не требуется разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, осуществляются на основании только следующих документов: - технического плана такого объекта недвижимости: - правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка илу установления сервитута.
Статьей 24 Закона N 218-ФЗ установлены требования к техническому плану, в соответствии с частью 11 которой, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 названной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости; в отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка.
При этом для обоснования факта отнесения того или иного объекта к числу вспомогательных возможно использование в том числе содержащейся в проектной документации объектов капитального строительства информации (то есть, как основного, так и вспомогательного объекта недвижимости).
В соответствии с письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 15.12.2015 N 10-4482- КЛ, в разделе технического плана "Заключение кадастрового инженера" должно быть указано, что объект недвижимости является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства, в связи с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Помимо указания на то, что соответствующий объект является объектом вспомогательного использования, требуется отражение информации о том, в отношении какого объекта такой объект выполняет вспомогательную функцию и в чем именно данная функция заключается (письмо Минэкономразвития России от 03.03.2017 N Д23и-1179).
Согласно письму Управления Росреестра по Московской области от 07.02.2019 N 50/700-10-1018/19 - при наличии в техническом плане, подготовленном в отношении вспомогательного объекта, необходимой информации об основном (главном) объекте может быть осуществлен кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объекта вспомогательного использования даже при отсутствии в ЕГРН записи о наличии прав в отношении объекта, по отношению к которому строение или сооружение выполняет обслуживающую функцию.
Как следует из материалов дела, заявителем в качестве дополнительных документов был представлен на регистрацию дополненный и скорректированный технический план здания КПП (от 25.02.2020 N 50-0-1-284/3001/2020-720), который содержит всю необходимую информацию в отношении вспомогательного объекта (КПП) и основного объекта (административно-складского комплекса), правоустанавливающие документы на земельный участок, декларацию об объекте недвижимости, оформленную заявителем 20.02.2020, а так же была представлена проектная документация здания КПП стадии "П" (от 11.03.2020 N 50-50-/027-50/027/008/2020-4394).
При этом в разделе дополненного технического плана здания КПП "Заключение кадастрового инженера", представленного на регистрацию, указано:
"Объектом кадастровых работ является одноэтажное здание - Контрольно- пропускной пункт (КПП), отвечающее признакам объекта недвижимости, неразрывно связанное с земельным участком и подлежащее постановке на кадастровый учёт.
Сведения в технический план о созданном здании КПП внесены на основании декларации, в соответствии с пунктом 11 статьи 24 Закона о регистрации, по следующему основанию:
В рассматриваемой ситуации, КПП не имеет признаков самостоятельного объекта недвижимости - объект является объектом вспомогательного использования по отношению к административно-складскому комплексу (КН 50:27:0020550:1467 и 50:27:0020550:1466) - основному зданию, и носит вспомогательную (обслуживающую) функцию: организация и осуществление пропускного режима к основному зданию. К зданию КПП не подведены самостоятельные коммуникации, электроснабжение, снабжение коммунальными услугами КПП осуществляется от инженерных сетей и коммуникаций основного здания, технологически и эксплуатационно здание КПП прочно связано с основным зданием и не может самостоятельно функционировать без него.
Проектной документацией строительства административно-складского комплекса (разделами: Схема планировочной организации земельного участка и План организации строительства) на территории земельного участка планировалось размещение зданий и сооружений в 2 этапа строительства:
1-й этап строительства: здание административно складского комплекса N 2, здание котельной, КПП, ТП, дизель-генератор, подземные пожарные резервуары, водозаборные скважины, здание ВЗУ, модульный газорегуляторный пункт, очистные сооружения ливневых вод, открытые автостоянки для легкового транспорта с общим количеством 27 машиномест, автостоянка для грузового транспорта, открытая площадка ТБО.
2-й этап строительства: здание административно-складского комплекса N 1.
Проектная документация строительства административно-складского комплекса получила положительное заключение экспертизы от 23.01.2017 N 77-2-1-2-0006-17 (1-й этап строительства) и от 25.01.2017 N 77-2-1-2-0009-17 (2-й этап строительства), выданное ООО "Центр экспертиз".
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для приостановления государственной регистрации и последующий обжалуемый отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2021 года по делу N А41-7548/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7548/2021
Истец: ООО "НКН-СТРОЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ