г. Москва |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А40-258300/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Т.Б. Красновой, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 мая 2021 года по делу N А40-258300/20(93-1837)
по заявлению ООО "Кооператив Спутник" (ИНН 7711009170, ОГРН 1037700145812)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ИНН 7726639745, ОГРН 1097746680822)
третье лицо: Москомархитектура
об оспаривании уведомления
при участии:
от заявителя: |
Рычкова В.А. по дов. от 14.12.2020; |
от ответчика: от третьего лица: |
Скиперский А.С. по дов. от 11.01.2021; Дядюра В.А. по дов. от 29.05.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Кооператив Спутник" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление), выраженное в уведомлении от 30.11.2020 N КУВД-001/2020-12391266/4 об отказе государственного кадастрового учёта.
Решением суда от 25.05.2021 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления, отказ правомерен, так как изменение фасадов не согласовано.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя представил отзыв на апелляционную жалобу; в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.08.2020 года ООО "Кооператив Спутник" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений сведений о здании с кадастровым номером 77:09:0003001:8743, расположенном по адресу: г. Москва, проезд Новомихалковский 4-й, д. 6, стр. 1.
К заявлению также был приложен технический план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с внесением изменений в объект учета.
31.08.2020 Управлением Росреестра по Москве было вынесено уведомление N КУВД-001/2020-12391266 о приостановлении осуществления кадастрового учета.
25.09.2020, 26.11.2020 были поданы дополнительные документы, что подтверждается Описями о приеме документов в МФЦ.
30.11.2020 Управлением Росреестра было вынесено уведомление об отказе государственного кадастрового учета N КУВД-001/2020-12391266/4.
Не согласившись с уведомлением, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из представления заявителем всех необходимых в силу закона документов для осуществления государственного кадастрового учета.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ).
Основным этапом государственного кадастрового учета и регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие.
Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего па момент их издания и в месте издания.
Так же порядок осуществления правовой экспертизы документов, в том числе проверка законности сделки, установлен п. 213-239 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Административный регламент).
Кроме того, в силу ст. 67 Закона о недвижимости государственный регистратор прав в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за несоответствие сведений, внесенных им в Единый государственный реестр недвижимости, представленным на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав документам, сведениям.
В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации N 190-ФЗ от 29.12.2004 (далее - ГрК РФ) реконструкцией является - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
Согласно ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, в том числе установленных ч. 4 п. 17 ст. 51 ГрК РФ, а именно: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Во исполнение вышеуказанной статьи ГрК РФ Правительством Москвы принято постановление от 27 августа 2012 г. N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", которое устанавливает требования к видам работ, а также к порядку выполнения работ, не требующих получения разрешения на строительство на территории города Москвы, в частности, согласно п. 2 вышеуказанного Постановления Правительства Москвы отдельные виды работы осуществляются на основании согласованной проектной документации при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.
В силу ч. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 01.07.1996 N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы" согласно которым, ремонт фасадов зданий и сооружений проводится по согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее -Москомархитектура) с соблюдением действующих стандартов в сроки, установленные нормативами и договорами.
Порядок проведения работ по изменению фасадов регламентируется постановлением Правительства Москвы от 31.07.2007 N 651-ПП "Об утверждении норматива города Москвы "Содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений", разработанным в соответствии с Законом N 22.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 1 Закона города Москвы от 01.07.1996 N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы" (далее - Закон N 22), ремонт фасадов зданий и сооружений проводится по согласованию с Москомархитектурой г. Москвы с соблюдением действующих стандартов.
Ранее согласование работ по изменению фасадов осуществлялось в соответствии с распоряжением Москомархитектуры от 17.07.2008 N 133 "О подготовке и оформлении проектной документации на перепланировку и (или) переустройство помещений" (вместе с "Порядком подготовки и оформления проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, проведение которых в том числе связано с необходимостью незначительных изменений фасадов зданий"), а также приказом Москомархитектуры от 28.03.2014 N 675 "Об утверждении Регламента рассмотрения заявлений на получение согласований документов, рассматриваемых Управлением архитектурно-художественного облика города Москвы", которые в настоящее время признаны утратившими силу.
Между тем, соответствующие изменения в Закон N 22 не вносились.
Порядок проведения работ по изменению фасадов регламентирован нормативом города Москвы "Содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 31.07.2007 N 651-ПП.
Согласно пункту 5 указанного постановления Правительства Москвы разъяснения о применении норматива города Москвы "Содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений" ЖНМ-2007/03 дает Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
Судом первой инстанции верно указано, что технический план был подготовлен в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
В соответствии с п. 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 278
Об утверждении Административного регламента Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество
, Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В нарушение вышеуказанного пункта, Управление не указало, на основании каких проведенных работ в здании им был сделан вывод о реконструкции перепланировки (переустройства) и изменение фасадной части объекта недвижимости.
Доводы Управления Росреестра о том, что проведенные работы подходят под определение "реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)" обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Согласно Проектной документации N ПД-05/19/4НП61-АС по переустройству и перепланировке помещений нежилого здании по адресу г. Москва, 4-й Новомихалковский проезд, д.6, стр.1 в результате проведенных работ в здании были проведены следующие работы:
- разборка существующего заложения оконного проема, с установкой оконного блока в наружной стене подвала по оси "6/А-Б"
- частичный демонтаж ненесущих перегородок помещений
- устройство новых перегородок из ГКЛ по металлическим направляющим с внутренним слоем негорючего звукоизолирующего материала согласно плана после перепланировки
- замена чистовых покрытий полов
- замена старого и установка нового сантехнического оборудования.
В соответствии с п. 4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 г. N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (далее - "Постановление 432") в приложении 2 установлены все проведенные Истцом виды работ, а именно:
П. 3.12 - создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах, цоколях и т.д.) (за исключением случаев производства указанных работ при создании мансарды в чердаке) - без ослабления несущих элементов объекта капитального строительства.
П. 3.8 - Демонтаж (в том числе частичная разборка) перегородок и ненесущих стен, устройство новых перегородок и ненесущих стен, устройство проемов в перегородках, ненесущих и несущих стенах и перекрытиях, в том числе с устройством внутренних лестниц без установки оборудования лифтов, эскалаторов, травалаторов и т.п. (кроме устройства проемов, вырубки ниш, пробивки отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами) (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке), - без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения, нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций объекта капитального строительства, при которых может произойти их разрушение, и нарушения других характеристик их надежности и безопасности.
П. 3.9 - Устройство полов (без понижения отметки пола подвала с выемкой грунта), изменение конструкций полов в зданиях с железобетонными перекрытиями (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке) - без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения.
П. 3.1 - Замена инженерных систем объектов капитального строительства, замена, перенос и (или) установка дополнительного оборудования (инженерного, технологического, газового, электрического, покры и т.д.) объектов капитального строительства - без увеличения допустимых нагрузок и воздействий и изменения характера их приложения.
Пунктом 2.2 Постановления 432 также установлено, что производство работ, указанных в приложении 2, осуществляется при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.
Наряду с Проектной документацией было подготовлено Техническое заключение N ПД-05/19/4НП61-Т3 от 27.05.2019, которое соответствует указанным требованиям, и на основании пунктов 4 и 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ и Постановления 432 является основанием для производства работ в соответствии с Проектной документацией.
Площадь нежилого здания для целей государственного кадастрового учета определяется с учетом положений Приказа N 90, п.2, п.3, п.5, п.6, в силу положений которых площадь здания определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен, т.е. с учетом площадей занятых перегородками и внутренними несущими и не несущими стенами.
В случае проведения внутренней перепланировки в здании, посредством монтажа/демонтажа внутренних не несущих стен и (или) перегородок площадь здания меняться не должна.
В рассматриваемом здании площадь не изменилась и составляет: 760.9 кв.м. (отражено кадастровым инженером в Техническом плане).
Таким образом, указанные выше изменения не являются реконструкцией, так как не повлекли за собой изменение параметров объекта (площадь, высота потолков), замену или восстановление несущих строительных конструкций, не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, и прямо установлены в п. 4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ и Постановлении N 432 как работы, не требующие получения ни разрешения на строительство, ни разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона о государственной регистрации недвижимости, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами. Ответчик не поясняет для каких проведенных работ по его мнению необходимо согласование с Москомархитектурой.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанная причина отказа относится к разборке существующего заложения оконного проема, с установкой оконного блока в наружной стене подвала по оси "6/А-Б".
Согласно Постановления Правительства Москвы N 432-ПП от 27 августа 2012 года установлено, что одним из видов работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство, является создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах, цоколях и т.д.) (за исключением случаев производства указанных работ при создании мансарды в чердаке) - без ослабления несущих элементов объекта капитального строительства (п.3.12), а также создание и (или) изменение входных групп (лестниц, крылец, ступеней, пандусов и других площадок) в подвальные либо цокольные этажи (в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания над приямками) или на первые этажи зданий общей площадью не более 15 кв.м (общая площадь входных групп, организуемых для целей создания (размещения) конструкций, обеспечивающих беспрепятственное перемещение маломобильных групп населения, при учреждениях социальной сферы (учреждениях здравоохранения, социального обслуживания, образования и т.д.) - не более 40 кв.м) (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье) - без устройства фундамента (п.3.13).
Таким образом, в настоящее время порядок рассмотрения проектной документации на работы по изменению фасада объектов капитального строительства, не требующих получения разрешения на строительство/реконструкцию в г. Москве не утвержден, а Москомархитектура не наделена полномочиями по рассмотрению и согласованию проектной документации в целях согласования фасадов нежилых зданий.
Управление неправомерно отождествляет понятия "ремонт фасадов" и "перепланировка фасадов".
В соответствии с п. 1.4 Постановления Правительства Москвы от 31.07.20 07 N 651-ПП "Об утверждении норматива города Москвы" содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений обеспечивают их состояние в соответствии с требованиями законов и включают в себя: - мероприятия по техническому обслуживанию (плановые осмотры), внеплановые осмотры (обследования) и текущий ремонт; - капитальный ремонт или реставрацию фасадов (для памятников архитектуры и ценной исторической застройки).
Указанные мероприятия должны проводиться с установленной периодичностью.
Ремонт при аварийном состоянии фасадов должен выполняться незамедлительно при выявлении этого состояния (СП 13-102-2003, пп. 3, 7.6,7.7).
ООО "Кооператив Спутник" мероприятия по техническому обслуживанию (плановые осмотры), внеплановые осмотры (обследования), текущий ремонт и капитальный ремонт фасадов не проводились.
Проведенные кадастровые работы не относятся к ремонту фасада, не затрагивают несущие конструкции и иные характеристики надежности и безопасности здания.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что решение Управления Росреестра по Москве, выраженное в уведомлении от 30.11.2020 N КУВД-001/2020- 12391266/4 об отказе государственного кадастрового учёта, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя и третьих лиц.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм права и оценке доказательств по делу.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 мая 2021 года по делу N А40-258300/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-258300/2020
Истец: ООО "КООПЕРАТИВ СПУТНИК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ