г. Пермь |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А50-16632/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Мухаметдиновой Г.Н., Плаховой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шмидт К.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего Стреколовской Вероники Александровны
на определение Арбитражного суда Пермского края
от 02 июня 2021 года
об отказе в удовлетворении заявления конкурсного управляющего должника об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения,
вынесенное в рамках дела N А50-16632/2019
о признании товарищества собственников жилья "Танцорова, 27" (ОГРН 1095908000430, ИНН 5908042847) несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
23.05.2019 публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее также - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании товарищества собственников жилья "Танцорова, 27" (далее также - ТСЖ "Танцорова, 27", должник) несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 11.06.2019 заявление принято, возбуждено производство по делу о банкротстве должника.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 02.09.2019 в отношении ТСЖ "Танцорова, 27" введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Стреколовская Вероника Александровна, член Ассоциации арбитражных управляющих саморегулируемая организация "Центральное агентство арбитражных управляющих".
Решением суда от 17.02.2020 (резолютивная часть решения суда от 14.02.2020) должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении 2 него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утверждена Стреколовская Вероника Александровна.
02.04.2021 конкурсный управляющий Стреколовская В.А. обратилась в суд с заявлением об увеличении и установлении фиксированной суммы вознаграждения конкурсного управляющего ТСЖ "Танцорова, 27" в размере 77 966 руб. 25 коп. за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, в размере 81 785 руб. 10 коп. с 01.01.2021 в месяц.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 02.06.2021 (резолютивная часть от 31.05.2021) в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с определением суда от 02.06.2021, конкурсный управляющий Стреколовская В.А. обратилась с апелляционной жалобой, просит определение суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Апеллянт полагает, что суд первой инстанции неправомерно применил в данном случае п. 5 ст. 20.6 Закона о банкротстве, ввиду того, что конкурсный управляющий просила увеличить размер вознаграждения не в связи с возросшей сложностью дела, а на основании индексации - естественного увеличения цен с момента установления вознаграждения. Также приводит ссылки на судебную практику.
Письменные отзывы на жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, представителей не направили, что в порядке ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий Стреколовская В.А. обратилась в арбитражный суд с ходатайством об установлении фиксированной суммы вознаграждения в размере 77 699,25 руб. с 01.01.2020 по 31.21.2020, 81 785,10 руб. с 01.01.2021 путем индексации суммы вознаграждения, установленной Законом о банкротстве, ссылаясь на отраслевое соглашение в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления на 2020-2022 годы от 31.12.2019.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления арбитражного управляющего, исходил из его необоснованности.
В силу статьи 20.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Пункт 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве предусматривает, что вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из суммы процентов и фиксированной суммы.
Размер фиксированной суммы вознаграждения для конкурсного управляющего составляет 30 000 руб. в месяц (пункт 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве).
Пунктом 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве установлено право суда увеличить размер фиксированной суммы вознаграждения, выплачиваемого арбитражному управляющему, в зависимости от объема и сложности выполняемой им работы.
Соответствующие решение собрания кредиторов или ходатайство лиц, участвующих в деле о банкротстве, являются основанием для рассмотрения судом вопроса об увеличении фиксированной суммы вознаграждения, но не порождают обязанность суда безусловно увеличить сумму вознаграждения вне зависимости от иных обстоятельств, предусмотренных Законом в качестве оснований для увеличения вознаграждения.
Увеличение размера фиксированной суммы вознаграждения возможно лишь при доказанности наличия у должника средств, достаточных для выплаты повышенной суммы вознаграждения.
Кроме того, для положительного решения вопроса необходимо установить, что объем и сложность выполняемой конкурсным управляющим работы свидетельствуют о наличии оснований для увеличения размера вознаграждения.
Вместе с тем, следует учитывать, что согласно положениям статьи 2 Закона о банкротстве целью проведения процедуры конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника.
Необоснованное увеличение фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего снижает вероятность удовлетворения требований кредиторов и не соответствует цели процедуры конкурсного производства, в связи с чем конкурсной массы должника должно быть достаточно не только для покрытия расходов по делу о банкротстве, но и для соразмерного погашения указанных требований.
В данном случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, не представлены относимые и допустимые доказательства большой нагрузки на арбитражного управляющего в связи с исполнением им обязанности управляющего должника, а также доказательства того, что объем и сложность выполняемой конкурсным управляющим работы сопоставима с указанными им суммами вознаграждения ежемесячно.
Вопреки доводам подателя жалобы увеличение фиксированной суммы вознаграждения допускается исключительно в случае, если совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается неординарность конкретного дела о банкротстве, предполагающая существенное повышенные объема и сложности проводимых конкурсным управляющим в рамках процедуры банкротства мероприятий.
Поскольку такие доказательства в материалы настоящего дела не представлены заявителем, у суда первой инстанции не имелось оснований, для более чем двукратного увеличения вознаграждения конкурсного управляющего.
Оснований для применения к рассматриваемому вопросу трудового законодательства не имеется.
Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2013 N 7140/12 отражена правовая позиция, согласно которой отношения арбитражного управляющего и должника не являются трудовыми.
Арбитражный управляющий не может признаваться работником, поскольку последний осуществляет свою трудовую функцию, находясь в хозяйственной сфере работодателя, подчиняясь режиму труда и отдыха, внутреннему распорядку и т.д.
Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет ее, занимаясь частной практикой (пункт 1 статьи 20 Закона о банкротстве).
Ссылка конкурсного управляющего на Отраслевое соглашение правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку Закон о банкротстве не предусматривает увеличение фиксированной суммы вознаграждения управляющих, подлежащей уплате в рамках конкретного дела о банкротстве, в случае достижения между арбитражными управляющими и их работодателями, саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих тех или иных договоренностей в рамках социально-партнерских соглашений.
Сторонами Отраслевого, как это следует из статьи 1, являются: арбитражные управляющие в лице их представителя - Общероссийского профсоюза арбитражных управляющих (далее - Профсоюз); работодатели и саморегулируемые организации арбитражных управляющих (далее - саморегулируемые организации) в лице их представителя - Общероссийского отраслевого объединения работодателей в области права и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - Союз). Соответственно, упомянутое Соглашение, регулирует отношения между названными сторонами.
Пунктом 4 статьи 3 Отраслевого соглашения признано, что существует необходимость создания более достойных условий труда арбитражных управляющих и в пункте 4 статьи 4 Соглашения Стороны определили порядок совместных действий, согласно которому стороны договорились объединить свои усилия в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных, иных нормативных правовых и других актов органов государственной власти, касающихся законодательства о банкротстве и регулирования деятельности арбитражных управляющих.
Вместе с тем, в настоящий момент в законодательство Российской Федерации, в частности, в Закон о банкротстве, не внесены изменения, по-иному определяющие порядок увеличения размера фиксированного вознаграждения арбитражного управляющего, который установлен в пункте 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве.
Кроме того, в рассматриваемом случае расходы, связанные с увеличением вознаграждения конкурсного управляющего в сумме, превышающей установленный Законом о банкротстве размер фиксированного вознаграждения, возлагаются непосредственно на конкурсную массу и, соответственно, его кредиторов, требования которых не будут погашаться (будут погашаться в меньшем объеме) за счет соответствующих сумм в связи с текущим и приоритетным характером вознаграждения (пункт 2 статьи 134 Закона о банкротстве). Следовательно, необоснованное увеличение фиксированной суммы вознаграждения влечет уменьшение конкурсной массы и может повлечь за собой нарушение прав кредиторов должника.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание и то, что в абзаце 2 пункта 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве" разъяснено, что фиксированная сумма вознаграждения в увеличенном судом размере выплачивается начиная с даты принятия соответствующего определения судом и до введения следующей процедуры банкротства.
Соответственно, увеличение фиксированной части вознаграждения арбитражного управляющего за истекшие периоды времени невозможно и осуществляется только на будущее время после принятия соответствующего судебного акта.
Ссылки конкурсного управляющего на судебную практику также не принимаются во внимание, поскольку в каждом конкретном деле судами оценивается объем работы, подлежащей выполнению конкурсным управляющим, применительно к конкретному делу.
Поскольку увеличение фиксированной суммы вознаграждения допускается исключительно в случае, если совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается неординарность конкретного дела о банкротстве, предполагающая существенное повышение объема и сложности проводимых конкурсным управляющим в рамках процедуры банкротства мероприятий, что материалами настоящего спора не подтверждено, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований конкурсного управляющего.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой имеющихся в деле доказательств, а также иное толкование положений законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Пермского края от 02 июня 2021 года по делу N А50-16632/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.С. Герасименко |
Судьи |
Г.Н. Мухаметдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16632/2019
Должник: ТСЖ "ТАНЦОРОВА, 27"
Кредитор: ООО "Пермская сетевая компания", ПАО "ПЕРМСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ", ПАО "Т ПЛЮС"
Третье лицо: Ассоциация СРО АУ "Центральное агентство арбитражных управляющих", ИФНС России по Кировскому району г.Перми, Стреколовская Вероника Александровна, Тудвасеева Татьяна Владимировна, Шумова Анна Игоревна
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8013/2021
11.08.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8695/2021
17.02.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-16632/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-16632/19
02.09.2019 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-16632/19