г. Самара |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А65-6513/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09.08.2021 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.06.2021 по делу N А65-6513/2021 (судья Хамидуллина Л.В.), возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВРМ Групп" (ИНН 1650385462, ОГРН 1191690094727), г.Набережные Челны Республики Татарстан, к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан" (ИНН 1650135166, ОГРН 1051614258740), г.Набережные Челны Республики Татарстан, о признании незаконными действий,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВРМ Групп" (далее - ООО "ВРМ Групп", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными действий муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан" (далее - Исполнительный комитет), выразившихся в отказе от 16.12.2020 N 06/8313 в выдаче ООО "ВРМ Групп" разрешения на использование земельного участка, находящегося по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, по проспекту Казанский, без предоставления и установления сервитутов для размещения пункта приема вторичного сырья, для размещения которого не требуется разрешения на строительство, общей площадью 1 312 кв.м, для обустройства подъездной дороги, для размещения которой не требуется разрешения на строительство, общей площадью 288 кв.м, на период с 10.12.2020 по 10.12.2069; об обязании Исполнительного комитета в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта по данному делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ВРМ ГРУПП" путем выдачи разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитутов для размещения пункта приема вторичного сырья, для размещения которого не требуется разрешения на строительство, общей площадью 1312 кв.м, на период 5 лет, для обустройства подъездной дороги, для размещения которой не требуется разрешения на строительство, общей площадью 288 кв.м, на период 5 лет.
Решением от 15.06.2021 по делу N А65-6513/2021 Арбитражный суд Республики Татарстан заявленные требования удовлетворил.
Исполнительный комитет в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "ВРМ Групп" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в возражениях на нее; просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В соответствии со ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 04.12.2020 ООО "ВРМ Групп" обратилось в Исполнительный комитет с заявлением о выдаче разрешения на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" на использование земельного участка без предоставления и установления сервитутов для размещения пункта приема вторичного сырья, для размещения которого не требуется разрешения на строительство, общей площадью 1 312 кв.м и обустройства подъездной дороги, для размещения которой не требуется разрешения на строительство, общей площадью 288 кв.м сроком с 10.12.2020 по 10.12.2069, приложив схемы земельного участка на кадастровом плане территории (вх. от 04.12.2020 N Р39491-6).
Письмом от 16.12.2020 N 06/8313 Исполнительный комитет в выдаче разрешения отказал на основании пп."а" п.14 Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (утв.Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416; далее - Порядок N 416), сославшись на то, что общество не обосновало размещение запрашиваемых объектов (подъездной дороги и пункта приема вторичного сырья).
Изложенное послужило основанием для обращения ООО "ВРМ Групп" с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп.6 п.1 ст.39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в п.1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, п.12 и 22 которого предусмотрены такие виды объектов, как подъездные дороги и пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Процедуры и условия размещения на территории Республики Татарстан объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с п.3 ст.39.36 ЗК РФ, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, регламентирует Порядок N 416.
В соответствии с п.3 Порядка N 416 (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого отказа) размещение объектов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом, осуществляющим в отношении земельных участков полномочия собственника либо наделенным полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена
Разрешение на размещение объектов выдается на срок, указанный заявителем, но не более чем на пять лет (абз.3 п.3 Порядка N 416).
В соответствии с п.14 Порядка N 416 отказ в разрешении на размещение объектов принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных п.8, 9 данного Порядка;
б) в заявлении указаны предполагаемые виды объектов, не входящие в перечень видов объектов, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с п.3 ст.39.36 ЗК РФ;
в) планируемый земельный участок для размещения объектов не находится в собственности Республики Татарстан, муниципальной собственности, не относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена;
г) планируемый земельный участок предоставлен гражданам или юридическим лицам;
д) размещение объектов на планируемом земельном участке приводит к невозможности его использования в соответствии с видом его разрешенного использования, установленного на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В п.15 Порядка N 416 установлено, что в отказе в выдаче разрешения на размещение объектов должно быть указано основание отказа, предусмотренное п.14 Порядка N 416.
В случае, если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных п.8, 9 Порядка N 416, в отказе в выдаче разрешения на размещение объектов должно быть указано, в чем состоит такое нарушение.
Согласно п.8 Порядка N 416 в заявлении должны быть указаны:
а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом;
б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;
в) место нахождения и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - в случае, если заявление подается индивидуальным предпринимателем;
г) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем заявителя;
д) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;
е) предполагаемый вид объектов согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с п.3 ст.39.36 РФ;
ж) предполагаемое место размещения объектов, обоснование их размещения на планируемом земельном участке, а также примерный размер площади земельного участка, необходимой для размещения объектов;
з) необходимость установления для размещаемых объектов охранной, санитарно-защитной, иной зоны, устанавливаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории - в случае, если планируется использование земель или части земельного участка;
к) срок использования земельного участка.
В соответствии с п.9 Порядка N 416 к заявлению прилагаются схема расположения объектов на земельном участке (ситуационный план в масштабе 1:500, адрес), позволяющая однозначно определить его местоположение и расположение соседних земельных участков, копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя.
Исходя из ст.39.33 ЗК РФ, выдача разрешения на использование земельного участка без его предоставления и установления сервитута обусловлена необходимостью использования земель в вышеперечисленных целях.
Таким образом, при обращении в орган местного самоуправления заявитель должен не только указать цель получения разрешения, но и обосновать действительную необходимость размещения объекта на планируемом земельном участке.
В заявлении ООО "ВРМ Групп" от 04.12.2020 о выдаче разрешения указано на необходимость правильной утилизации, сортировки и переработки мусора в целях применения вторичного сырья, а также указаны примерная площадь земельного участка, необходимого для размещения объектов, - 1 600 кв.м (в том числе: участок N 1 "пункт приема вторсырья" - 1 312 кв.м, участок N 2 "подъездная дорога" - 288 кв.м) и предполагаемое место размещения объектов - Республика Татарстан, г.Набережные Челны, по проспекту Казанский.
Исполнительный комитет в письме от 16.12.2020 N 06/8313 сослался на отсутствие в заявлении общества обоснования размещения подъездной дороги, пункта приема вторичного сырья на испрашиваемой территории (пп."а" п.14 Порядка N 416).
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, заявление ООО "ВРМ Групп" от 04.12.2020 (вх. от 04.12.2020 N Р39491-6) по форме и содержанию полностью соответствовало требованиям п.8 и 9 Порядка N 416. В частности, к заявлению приложены схемы земельного участка на кадастровом плане территорий в масштабе 1:500, позволяющие однозначно определить его местоположение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у Исполнительного комитета отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче ООО "ВРМ Групп" разрешения на использование земельного участка площадью 288 кв.м (для обустройства подъездной дороги) и площадью 1 312 кв.м (для размещения пункта приема вторичного сырья на испрашиваемой территории).
Суд первой инстанции также правильно принял во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.05.2020 по делу N А65-37889/2019 признан незаконным отказ Исполнительного комитета в выдаче ООО "ВРМ Групп" разрешения на размещение тех же объектов (пункт приема вторичного сырья и обустройства подъездной дороги), выраженный в письме от 05.12.2019 N 06/7322, и на Исполнительный комитет была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи соответствующего разрешения.
Во исполнение судебного акта по делу N А65-37889/2019 Исполнительный комитет выдал ООО "ВРМ Групп" разрешение на размещение пункта приема вторичного сырья и обустройство подъездной дороги сроком на 11 месяцев. По истечении этого срока общество вновь обратилось в Исполнительный комитет за получением разрешения на размещение указанных объектов (письмо от 04.12.2020 вх.N Р39491-6), и вновь получило отказ по тем же основаниям, что и в письме от 05.12.2019 N 06/7322.
На основании изложенного, учитывая систематические отказы обществу в получении разрешения, а также приняв во внимание, что Исполнительный комитет не привел доводов и не представил доказательств отсутствия возможности выдачи разрешения на максимальный срок (5 лет - абз.3 п.3 Порядка N 416), суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования ООО "ВРМ Групп" в полном объеме.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ Исполнительный комитет освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 июня 2021 года по делу N А65-6513/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6513/2021
Истец: ООО "ВРМ Групп", г.Набережные Челны
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан", г.Набережные Челны
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд