г. Самара |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А72-2825/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 мая 2021 года по делу N А72-2825/2021 (судья Семенова М.А.),
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 8 по Ульяновской области (ИНН 7325051184, 1047301036672), город Ульяновск,
к Муниципальному учреждению "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области (ИНН 7321020266, ОГРН 1027301059455), р.п. Ишеевка Ульяновской области,
с участием третьего лица Муниципального общеобразовательного учреждения Охотничьевская средняя школа (ОГРН1027301056276, ИНН 7321020523), пос. Станция - Охотничья Ульяновской области,
о признании незаконным бездействия, и возложении обязанности приостановить операции по всем лицевым счетам третьего лица,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России N 8 по Ульяновской области (далее - инспекция, налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Муниципальному учреждению "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" (далее - ответчик, Управление финансов), с привлечением третьего лица Муниципального общеобразовательного учреждения Охотничьевская средняя школа (далее - должник), о признании незаконным бездействия, выразившееся в не приостановлении операций по счетам Муниципального общеобразовательного учреждения Охотничьевская средняя школа, и возложить обязанность на Управление финансов приостановить операции по всем лицевым счетам Муниципального общеобразовательного учреждения Охотничьевская средняя школа, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения решения N 206 от 01 августа 2019 года о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика.
Решением суда от 24.05.2021 г. заявленные требования удовлетворены полностью.
Управление финансов, не согласившись с решением суда, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Инспекция, апелляционную жалобу отклонила, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 8 по Ульяновской области в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Охотничьевская средняя школа принято решение N 206 от 01.08.2019 г. о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), которое направлено и получено Управлением финансов для исполнения, но последним не исполнялись исполнительные документы, что и послужило основанием для обращения инспекции в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных инспекцией требований, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 Положения о Межрайонной ИФНС России N 8 по Ульяновской области, утвержденным 30.04.2019 г. УФНС России по Ульяновской области, инспекция осуществляет функции по применению мер принудительного взыскания, обеспечения поступления в бюджетную систему РФ сумм задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и другим обязательным платежам на всей территории Ульяновской области.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Охотничьевская средняя школа является казенным учреждением.
Исполнение решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средств бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в порядке, установленном ст. 242.6 Бюджетного кодекса РФ.
В силу ч. 1 ст. 242.6 БК РФ решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (далее - решение налогового органа), направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.
Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в 3 месячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ в соответствии с абз. 1 п. 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником решения налогового органа в течение 3 месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (в ред. Федерального закона от 04.06.2018 г. N 142-ФЗ).
При неисполнении должником решения налогового органа в течение 3 месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган (ч. 4, 5, 6 и 7 ст. 242.6 БК РФ).
Такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования, так и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, решения налогового органа не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений БК РФ.
В определении ВАС РФ от 22.10.2009 г. N ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение 3 месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако, вопреки положений названной статьи уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника и документы, подтверждающие фактическое приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, Управлением финансов ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду, не представлены.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решение N 206 от 01.08.2019 г. о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, ответчиком исполнено не было, и операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Муниципального общеобразовательного учреждения Охотничьевская средняя школа не были приостановлены, а доказательства, подтверждающие обратное, ответчиком ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду, не представлены.
Бюджетный кодекс РФ возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения решений налоговых органов, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
При неисполнении решения налогового органа в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных ст. 242.6 БК РФ случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения решения налогового органа.
Согласно п. 3.1 ст. 46 НК РФ, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика - организации либо при отсутствии информации о счетах взыскание суммы налога, не превышающей 5 000 000 руб., производится в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.
Для взыскания налога в соответствии с абз. 1 настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).
Согласно ст. 9.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 Г. N 7-ФЗ (далее - Закон N7-ФЗ) типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
При неисполнении решения налогового органа в отведенный срок финансовый орган в предусмотренных Федеральным законом от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (для бюджетных учреждений) и БК РФ (для казенных учреждений) случаях, обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения исполнительного документа.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд правильно посчитал, что бездействие Управления финансов по неисполнению требований решения N 206 от 01.08.2019 г. о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, является незаконным, а поэтому заявленные требования инспекции подлежат полному удовлетворению.
Аналогичная позиция изложена по делам в постановлениях ФАС Поволжского округа от 25.07.2013 г. N А57-18659/2012, Одиннадцатого ААС от 16.10.2014 г. N А72-4457/2014 и Двенадцатого ААС от 01.04.2013 г.
В соответствии с ч. 4 ст. 201 АПК РФ, ч. 7 ст. 242.6 БК РФ в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд правильно посчитал необходимым обязать Управление финансов приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципального общеобразовательного учреждения Охотничьевская средняя школа включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения решения N 598 от 25.09.2019 г. о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о недостаточности финансирования бюджетной организации, и, как следствие невозможность своевременного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (а в случае приостановления операций по лицевым счетам - невозможность оплачивать непосредственно связанные с функциями учреждения услуги) не являются правовыми обстоятельствами для неисполнения решения налогового органа.
Как правильно указано судом первой инстанции, недостаток бюджетного финансирования, а также иные, в т.ч. ранее предъявленные должнику исполнительные документы, решения налогового органа не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений БК РФ.
Правомерность заявленных требований подтверждается судебной практикой, изложенной ВАС РФ в определении от 22.10.2009 г. N ВАС-13746/09 где указывается, что факт неисполнения должником в течение 3 месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ N 10247/10 от 20.10.2010 г. приостановление операций вводится независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Аналогичный вывод изложен по делам в постановлениях Одиннадцатого ААС от 08.11.2018 г. N А72-9288/2018, от 25.10.2018 г. N А72-9468/2018, от 24.10.2018 г. N А72-3256/2018, от 17.10.2018 г. N А72-7402/2018.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о полном удовлетворении заявленных инспекцией требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 мая 2021 года по делу N А72-2825/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-2825/2021
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УЛЬЯНОВСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ", МУ "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области"
Третье лицо: МОУ Охотничьевская средняя школа, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОХОТНИЧЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА