город Ростов-на-Дону |
|
13 февраля 2024 г. |
дело N А32-52641/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Абраменко Р.А., Емельянова Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2023 по делу N А32-52641/2022 по иску муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Кропоткинского городского поселения Кавказского района (ИНН: 2364017910, ОГРН: 1082313000230) к обществу с ограниченной ответственностью "Микрорайон" (ИНН: 2313023070, ОГРН: 1082313000230) о взыскании задолженности и пени,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" Кропоткинского городского поселения Кавказского района (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Микрорайон" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности по оплате услуг водоотведения, потребленных при содержании общего имущества в многоквартирных домах, за период с 01.04.2022 по 31.08.2022 в размере 398 079,79 руб., пени за период с 01.10.2022 по 30.09.2023 в размере 103 683,41 руб., пени, начисленные на сумму задолженности по день фактической оплаты задолженности (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2023 с общества в пользу предприятия взыскана задолженность в размере 219 972,54 руб., пени в размере 58 087,02 руб., пени по день фактической оплаты задолженности, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Заявитель указывает на необходимость расчета платы за оказанные услуги по нормативам потребления. Общество оплатило задолженность, определенную по нормативам потребления, поэтому у ответчика долг перед истцом отсутствует. Выводы суда о расчете водоотведения в названных домах не соответствуют нормам права и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации. Ответчик считает неправомерными требования и расчет МУП "Водоканал" потребления услуг по водоотведению на содержание ОДН, основанный на пп. "а" п. 21(1) Правил N 124. ООО "Микрорайон" обращает внимание суда на тот факт, что во всех МКД счетчики ОДПУ на водоотведение не установлены.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Стороны извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет управление МКД в г. Кропоткине по адресам: ул. Гоголя, 196, пер. Двойной, 33, ул. ж/д больница N 1, ул. ж/д больница N 2, ул. Желябова, 40, ул. Желябова, 44, ул. Колхозная, 7, ул. Коммунистическая, 6, ул. Коммунистическая, 34, ул. Коммунистическая, 36, ул. Коммунистическая, 38, ул. Красная, 250, ул. Красная, 260, МКР-1, д. 1, МКР-1, д. 2, МКР-1, д. 5, МКР-1, д. 6, МКР-1, д. 7, МКР-1, д. 8, МКР-1, д. 9, МКР-1, д. 12, МКР-1, д. 12/1, МКР-1, д. 13, МКР-1, д. 14, МКР-1, д. 15, МКР-1, д. 17, МКР-1, д. 27, МКР-1, д. 28, МКР-1, д. 30, МКР-1, д. 31, МКР-1, д. 34, МКР-1, д. 35, МКР-1, д. 39, МКР-1, д. 41, МКР-1, д. 45, МКР-1, д. 47, МКР-1, д. 48, МКР-1, д. 52, ул. Продольная, д. 25, ул. Продольная, д. 27.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2020 по делу N А32-37121/2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021, суд урегулировал разногласия, возникшие между МУП "Водоканал" и ООО "Микрорайон" при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения для нужд потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме от 01.06.2019 (лицевой счет N 01000).
По условиям указанного договора истец осуществляет водоснабжение и водоотведение для нужд потребления при содержании общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика. В свою очередь, ответчик обязался оплачивать холодную питьевую воду и отведение сточных вод, используемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в порядке и объеме, определенных договором.
Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 11.12.2019 N 330/2019-вк "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение" в редакции Приказа департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 19.11.2021 N 136/2021-вк "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 11.12.2019 N 330/2019-вк "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение" для МУП "Водоканал" Кропоткинского городского поселения Кавказского района на период с 01.01.2022 по 30.06.2022 установлены тарифы на питьевую воду в размере 44,58 руб./куб.м (с НДС), на водоотведение в размере 49 руб./куб.м (с НДС), на период с 01.07.2022 по 31.12.2022 - тарифы на питьевую воду в размере 46,44 руб./куб.м (с НДС), на водоотведение в размере 51,05 руб./куб.м (с НДС).
В период с апреля по август 2022 года истцом оказано ответчику услуг по договору на сумму 2 187 424,21 рублей, что подтверждается первичными документами (расчетами объема холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, потребленного ООО "Микрорайон" при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, актами, счетами-фактурами, корректировочными счетами-фактурами).
Ненадлежащее исполнение ответчиком своей обязанности по оплате поставленного коммунального ресурса и оказанных услуг в полном объеме послужило основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 539, 541, 544, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, 157, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами N 124, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом исковых требований.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилые или в нежилые помещении, и потребляемых в процессе использования и содержания общего имущества в МКД.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с Федеральным законом.
Согласно подпункту "а" пункта 21 (1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Уодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
В соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124 объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле: Vст = Vхвс + Vгвс, где: Vст - объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения; Vхвс - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом; Vгвс - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета сточных вод, холодной и горячей воды (при наличии) определяется по формулам, указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 21 (1) Правил N 124, исходя из среднемесячного объема потребления и нормативов.
Доводы ответчика относительно того, что в случае оказания услуг водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, не оборудованного ОДПУ сточных вод, объем обязательств исполнителя по оплате коммунальных услуг водоотведения ограничен установленными нормативами потребления, правомерно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные. Требования к договорам с ресурсоснабжающей организацией, заключаемым, в частности, управляющей организацией в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлены Правилами N 124 (часть 2.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 13 Правил N 354).
Правилами N 124 порядок определения объема сточных вод, принятого ресурсоснабжающей организацией от управляющих организаций в качестве коммунального ресурса из МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод, различается в зависимости от того, заключается ли управляющей организацией договор ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в(4)" пункта 21), либо только в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в" пункта 21 (1)).
При этом в первом случае объем сточных вод рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, поставленных в МКД, а во втором - исходя из норматива водоотведения на общедомовые нужды.
Поскольку совокупный объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, складывается из объема коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых или нежилых помещений, и объема коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества в МКД, а оплата этих объемов либо непосредственно либо опосредованно (через управляющую организацию) возложена на указанных собственников, правильным является истолкование подпункта "в(4)" пункта 21 и подпункта "в" пункта 21 (1) Правил N 124 во взаимосвязи с пунктом 42 Правил N 354, устанавливающим, что объем коммунального ресурса по водоотведению, предоставленного в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета (далее - ИПУ) сточных вод, определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям ИПУ холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии ИПУ холодной и (или) горячей воды исходя из норматива водоотведения.
Следовательно, норма подпункта "в" пункта 21 (1) Правил N 124 в части определения содержания понятия "многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета" применительно к объему сточных вод, принятому ресурсоснабжающей организацией от управляющей таким домом организации, подлежит расширительному толкованию, как охватывающая не только отсутствие в МКД "общедомового прибора сточных вод", но и отсутствие "общедомовых приборов холодной и (или) горячей воды".
С учетом установленного частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритета приборного способа определения объема коммунального ресурса, предоставляемого в МКД, а также отсутствия в части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ обязательного требования об учете сточных вод, отводимых по централизованным сетям водоотведения, с применением приборов учета, иное толкование подпункта "в" пункта 21 (1) Правил N 124 приведет к необоснованному возложению на собственников жилых помещений, оборудованных ИПУ горячей и холодной воды, обязанности по оплате отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в большем объеме, чем зафиксирован ОДПУ горячей и холодной воды.
Следовательно, при наличии в МКД одновременно ОДПУ горячей и холодной воды объем сточных вод в целях содержания общего имущества МКД подлежит определению в следующем порядке.
Из совокупного объема сточных вод, рассчитанного в соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124, подлежит вычитанию объем индивидуального водоотведения в жилых и нежилых помещениях МКД, определенный на основании пункта 42 Правил N 354. Полученная таким образом разность составит объем сточных вод, который управляющая организация, заключившая договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД, обязана оплатить ресурсоснабжающей организации.
Факт оборудования части многоквартирных домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды сторонами не оспаривается, при этом находящиеся в управлении ответчика многоквартирные дома не оборудованы коллективными приборами учета отводимых сточных вод. Возможность оборудования многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета водоотведения находится в ведении общества. Место установки
ОДПУ и его технические характеристики определяются в проектном решении согласно действующему законодательству Российской Федерации.
В целях единообразного подхода к определению объема коммунальных ресурсов по водоснабжению и водоотведению истец правомерно произвел расчет стоимости оказанных услуг по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124.
Доводы ответчика о необходимости применения в рассматриваемом случае при расчете платы на водоотведения на СОИ подпункта "в" пункта 21 (1) Правил N 124 были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены. Как верно указал суд первой инстанции, при определении объема услуг водоотведения по договору организации водопроводно-коммунального хозяйства с исполнителем коммунальных услуг жилищным законодательством установлен приоритет определения объема сточных вод по показаниям прибора учета водоотведения, при его отсутствии в доме и наличии общедомовых приборов учета горячей и холодной воды путем суммирования их показателей, и только при отсутствии общедомовых приборов учета холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению должен определяться как произведение тарифа на водоотведение и объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период, и определенного исходя из норматива потребления. То обстоятельство, что ответчик в отношениях с потребителями коммунальных услуг в многоквартирном доме руководствуется частью 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части выставления потребителям к оплате объема водоотведения на СОИ, определенного исходя из норматива потребления, не свидетельствует о наличии оснований для применения подпункта "в" пункта 21 (1) Правил N 124 к правоотношениям сторон при определении объемов водоотведения на СОИ в целом по многоквартирному дому.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 (далее - Постановление N 603) внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, а именно Постановлением N 603 Правила N 124 дополнены пунктом 21 (1), согласно которому лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, обязано возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на содержание общего имущества. С учетом внесенных в законодательство изменений исключается возможность взыскивать с потребителей плату за сверхнормативное потребление коммунального ресурса, поставленного на СОИ, в отсутствие специального решения общего собрания. Соответствующие расходы возлагаются на управляющую организацию, даже если собственниками помещений заключены прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией. Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом, что соответствует части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и не может рассматриваться как нарушающее права ответчика (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 по делу N АКПИ17-943).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, порядок определения размера платы за водоотведение, путем суммирования объемов потребления холодного и горячего водоснабжения, определенных на основании показаний коллективных общедомовых приборов учета, учитывающих потребление холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
Доводы ответчика относительно порядка определения объема сточных вод, поставленных в целях СОИ в МКД, оборудованных только одним ОДПУ холодной воды или горячей воды, на основании подпункта "в" пункта 21 (1) Правил N 124, судом первой инстанции признаны обоснованными, с учетом правовой позиции, приведенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2021 N 309-ЭС21-16634 по делу N А60-1157/2020.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ответчика о расчете платы за водоотведение на СОИ по нормативам в многоквартирных домах NN 1 и 2 по ул. Ж.д. Больница, оборудованных только ОДПУ холодной воды, где отсутствует централизованное горячее водоснабжение, а приготовление горячей воды к потреблению осуществляется жильцами домов самостоятельно путем нагрева холодной воды индивидуальными квартирными газовыми колонками. Как верно установил суд первой инстанции, в вышеуказанных спорных домах весь объем холодной и горячей воды учитывается одним ОДПУ холодной воды. Соответственно, при наличии в многоквартирном доме ОДПУ, учитывающего весь объем холодной и горячей воды, объем сточных вод на СОИ в МКД подлежит определению путем вычитания из совокупного объема сточных вод, рассчитанного в соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124, объема индивидуального водоотведения в жилых и нежилых помещения МКД, определенного на основании пункта 42 Правил N 354. Учитывая изложенное, доводы ответчика о необходимости расчета платы по этим домам по нормативам водоотведения на СОИ несостоятельны.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика задолженности за период с 01.04.2022 по 31.08.2022 в размере 219 972,54 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Руководствуясь положениями статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 6.4 статьи 13 Закона N 416-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований в части взыскания пени за период с 01.10.2022 по 30.09.2023 в размере 58 087,02 руб., пени за период с 01.10.2023 по день фактической оплаты ответчиком задолженности.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что заявленные ответчиком доводы являлись предметом рассмотрения в рамках дела N А32-23199/2021 (взыскание задолженности за период с января по март 2021 года) и отклонены судами апелляционной и кассационной инстанций.
Определением Верховного Суда РФ от 21.03.2023 N 308-ЭС23-2170(1,2) отказано в передаче дела N А32-23199/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2023 по делу N А32-52641/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52641/2022
Истец: МУП "Водоканал" Кропоткинского городского поселения Кавказского района, МУП Водоканал
Ответчик: ООО "Микрорайон"