г. Москва |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А40-265200/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Динамо Групп"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2021 по делу N А40-265200/20
по иску ООО "Динамо Групп" (ИНН 7726577859, ОГРН 1077760981055)
к ИФНС N 26 по ЮАО г. Москвы (ИНН 7726062105, ОГРН 1027700354505)
третье лицо: УФНС России по г. Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Комарова М.С. по доверенности от 28.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Перетряхина А.С. по доверенности от 05.08.2021; |
от третьего лица: |
Шемина О.Н. по доверенности от 13.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Динамо Групп" (далее - общество), с учетом уточнения требований принятых в порядке ст. 49 АПК РФ, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 26 по городу Москве (далее - Инспекция) о признании незаконными действий по составлению акта налоговой проверки с нарушением срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 100 НК РФ, с просрочкой в пять месяцев и три дня, по вручению акта налоговой проверки с нарушением срока, предусмотренного пунктом 5 статьи 100 НК РФ, с просрочкой в два месяца и двадцать семь дней, по направлению обществу 08.09.2020, решения N 04- 16/778 от 17.05.2019 о возобновлении налоговой проверки после окончания налоговой проверки, при участии третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - УФНС России по г. Москве (далее- Управление).
Решением от 31.05.2021 Арбитражный суд города Москвы отказал обществу в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Инспекции и представитель Управления поддержали решение суда первой инстанции.
Через канцелярию суда от Инспекции и Управления поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые в порядке ст. 262 АПК РФ были приобщены судом к материалам дела.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывы на апелляционную жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
По мнению общества, в ходе проведения выездной налоговой проверки Инспекцией допущены процессуальные нарушения.
Общество считает, что выездная налоговая проверка официально не возобновлялась, так как обществу своевременно не вручено решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки от 17.05.2019 N 04-16/778; после рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
08.09.2020 обществом по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) получено данное решение.
Также обществом было указано, что Инспекцией нарушены установленные сроки составления акта выездной налоговой проверки и его вручения налогоплательщику.
Заявитель в соответствии со статьей 139 НК РФ обратился в Управление с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц Инспекции.
30.10.2020 Управлением было принято решение N 21-10/167393 по жалобе общества.
Жалоба была оставлена без удовлетворения.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется положениями статьи 89 НК РФ.
В соответствии с пунктами 6, 8 и 9 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев.
Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для: истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ; получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации; проведения экспертиз; перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
В соответствии с пунктом 15 статьи 89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
Согласно пункту 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Согласно пункту 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено пунктом 5 ст. 100 НК РФ.
Инспекцией в отношении общества проведена выездная налоговая проверка по всем налогам за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 на основании решения от 28.09.2018 N 04-16/919 о проведении выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка Инспекцией приостанавливалась на основании решений о приостановлении проведения выездной налоговой проверки: от 10.10.2018 N 04-16/1436, от 02.04.2019 N 2, от 15.04.2019 N 04-06/5.
Согласно данным решениям срок приостановления выездной налоговой проверки в совокупности не превысил шести месяцев.
Решениями Инспекции от 26.02.2019 N 04-16/1494, от 08.04.2019 N2, от 17.05.2019 N 04-16/778 выездная налоговая проверка в отношении общества была возобновлена.
Указанные решения оформлены в соответствии с рекомендуемой формой решений о приостановлении (возобновлении) проведения выездной налоговой проверки, утвержденной Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628, и содержат поля, где в случае вручения документа на бумажном носителе налогоплательщик (его представитель) должен поставить подпись, подтверждающую получение соответствующего решения, а также дату получения.
При этом, НК РФ не установлен порядок и сроки вручения налогоплательщику решения о приостановлении (возобновлении) проведения выездной налоговой проверки либо ознакомления его с такими решением.
Обязанность налоговых органов направлять налогоплательщикам, в частности, копии своих решений закреплена в пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ.
По окончании выездной налоговой проверки Инспекцией сформирована Справка N 04-13/22 от 27.05.2019 о проведенной выездной налоговой проверки (получена уполномоченным представителем общества Кузнецовым Р. Б. 27.05.2019), в которой отражены сведения о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) проведения выездной налоговой проверки.
Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки от 17.05.2019 N 04-16/778 направлено обществу 08.09.2020 по ТКС.
С учетом вышеизложенного, довод общества о невозобновлении проведения выездной налоговой проверки, о нарушении Инспекцией срока извещения о принятии решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки от 17.05.2019 N 04-16/778 судом первой инстанции правомерно был признан несостоятельным.
31.12.2019 по результатам выездной налоговой проверки составлен акт налоговой проверки N 04-13/47/1 (далее - Акт), который вручен 02.03.2020 генеральному директору общества Алексиевой О.В.
Само по себе нарушение Инспекцией установленных сроков составления и вручения акта налоговой проверки не является существенным процессуальным нарушением, поскольку срок на представление представлении письменных возражений на акт налоговой проверки соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ исчисляется со дня получения налогоплательщиком акта налоговой проверки.
Нарушение процессуальных сроков при проведении мероприятий налогового контроля не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения налогового органа, принимаемого по результатам проведения налоговой проверки.
Таким образом, указанные обществом обстоятельства не нарушают соответствующие права и законные интересы налогоплательщика.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции, оценил все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 АПК РФ и правомерно признал необоснованными требования, заявленные обществом к Инспекции.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе о том, что составление и вручение акта выездной налоговой проверки было позже срока, установленного ст. 100 НК РФ, апелляционным судом отклоняется ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 100 НК РФ, по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
При этом положения НК РФ не содержат условий о недействительности решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в случае нарушения налоговым органом срока составления и вручения акта по проверке.
Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.
Пунктом 2 статьи 101 НК РФ установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 НК РФ и пунктом 6.2 статьи 101 НК РФ.
Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления.
Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий.
По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 НК РФ.
На основании п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Таким образом, из изложенных норм права следует, что безусловным основанием для отмены решения является допущенное налоговым органом нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки.
Под такими нарушениями понимаются нарушения, влекущие необеспечение прав налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки и представление объяснений.
Во всех же остальных случаях налогоплательщику необходимо доказать, что допущенные нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, акт выездной налоговой проверки от 31.12.2019 N 04-13/47/1 получен генеральным директором общества Алексеевой О.В. 02.03.2020.
14.08.2020 и 28.12.2020 в присутствии представителей общества по доверенности от 17.07.2020 N б/н Кузнецова Р.Г. и Добровольсткого А.А. состоялось рассмотрение материалов выездной налоговой проверки, а также возражений общества.
Таким образом налогоплательщик не был лишен возможности представить на акт письменные возражения и участвовать в рассмотрении руководителем Инспекции материалов налоговой проверки, из чего следует, что нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, а также нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности допущено не было.
Составление и получение акта налоговой проверки позже установленного срока не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Аналогичная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.01.2021 по делу N А41-12242/2020.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, получили надлежащую оценку в принятом решении, в связи с чем как направленные на переоценку установленных фактических обстоятельств дела не могут являться основанием для отмены решения, принятого в соответствии с нормами права, имеющимися в деле доказательствами и сложившейся судебной практикой.
Остальные доводы общества, изложенные им в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как не влияющие на предмет спора, поскольку имеют формальный характер, и по сути выражают несогласие с оценкой обстоятельств и доказательств дела, данных судом первой инстанции.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ не усматривает.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2021 по делу N А40-265200/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-265200/2020
Истец: ООО "ДИНАМО ГРУПП"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N26 ПО ЮЖНОМУ АМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. МОСКВЫ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ