г. Хабаровск |
|
12 августа 2021 г. |
А04-9809/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Брагиной Т.Г., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добробабина Д.Д.
при участии в заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный регион Агро" - директора общества Евсикова А.В.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный регион Агро"
на решение Арбитражного суда Амурской области от 25 мая 2021 года
по делу N А04-9809/2020
по иску комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска, администрации города Благовещенска
к обществу с ограниченной ответственностью "Дальневосточный регион Агро"
о принудительном изъятии объектов недвижимости
установил: комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (далее - комитет), администрация города Благовещенска обратились в Арбитражный суд Амурской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дальневосточный регион Агро" об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:102 площадью 1724,46 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:103 площадью 176,38 кв. м, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:28 площадью 10539 кв. м; а также склада литер Г5, площадью 252,3 кв. м, расположенного по ул. Пушкина, д. 169; склада литер Г6, площадью 136 кв. м, расположенного по ул. Пушкина, д. 169; строения с кадастровым номером 28:01:010335:79, площадью 396 кв. м - забор (ограждение), с представлением возмещения в сумме 5 663 500 рублей.
Заявлено также требование обязать ответчика принять от комитета возмещение за изымаемое имущество, перенос бетонной опоры линии электропередачи, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 28:01:010252:102, в сумме 5 663 500 рублей; о признании отсутствующим права собственности ответчика на вышеуказанное имущество; о признании за муниципальным образованием города Благовещенска права собственности на вышеуказанное имущество.
Решением суда от 25 мая 2021 года исковые требования удовлетворены полностью.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование указано неполное выяснение судом обстоятельств дела, нарушение норм материального права. Ответчик полагает, что администрация города Благовещенска не соблюдена установленная законом процедура изъятия имущества для муниципальных нужд, не получено согласование и разрешение собственника железнодорожных путей - открытого акционерного общества "Российские железные дороги"; Проект планировки - приложение N 1 к постановлению администрация города Благовещенска от 12 марта 2020 года N 789 не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации; изъятие земельных участков преждевременно, не гарантирует возможность строительства железнодорожного переезда; изъятием земельных участков нарушены права и законные интересы ответчика.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы полностью поддержал.
Комитет и администрация извещены, представители не явились. В отзывах заявлено о несостоятельности доводов апелляционной жалобы, соистцы просят оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Заслушав объяснения представителя, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Постановлением администрации города Благовещенска от 12 марта 2020 года N 789 утвержден Проект планировки территории и проект межевания территории, предназначенной для размещения линейного объекта -автомобильной дороги по ул. Конная города Благовещенска.
Приложение N 2 к данному постановлению содержит перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с таблицей N 1 приложения N 2 земельные участки площадью 1724,46 кв. м и площадью 176,38 кв. м образуются путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:28 площадью 8 639,44 кв. м.
26 мая 2020 года администрацией города Благовещенска принято постановление N 1628 об изъятии земельных участков для нужд муниципального образования города Благовещенска в целях размещения линейного объекта - автомобильной дороги по ул. Конная города Благовещенска" (в редакции постановления от 3 июля 2020 года N 2040): ЗУ2 площадью 1 724,46 кв. м и ЗУЗ площадью 176,38 кв. м, образуемые путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:28 площадью 10 539 кв. м, из категории земель населенных пунктов, находящиеся в квартале 252 г. Благовещенска, и расположенные на них следующие объекты недвижимости: склад площадью 252,3 кв. м, расположенный по ул. Пушкина, д. 169 литер Г5; склад площадью 136 кв. м, расположенный по ул. Пушкина, д. 169, литер Г6; нежилое здание с кадастровым номером 28:01:010335:79 площадью 396 кв. м - забор (ограждение) (далее по тексту - имущество).
Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости собственником изымаемых земельных участков и объектов недвижимости является ответчик.
Земельные участки ЗУ2 и ЗУЗ образованы путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:28 и им присвоены кадастровые номера 28:01:010252:102 и 28:01:010252:103 соответственно.
Согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "АмурОценка" от 15 июля 2020 года N 270-20 рыночная стоимость изымаемого имущества составляет: земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:102 - 4 487 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:103 - 458 000 рублей; склада, расположенного по ул. Пушкина, д. 169, литер Г5 - 131000 рублей; склада, расположенного по ул. Пушкина, д. 169, литер Г6 - 92 000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером 28:01:010335:79 площадью 396 кв. м - забор (ограждение) - т 488 000 рублей; перенос бетонной опоры линии электропередачи, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 28:01:010252:102, - 7 500 рублей.
Общий размер возмещения за изымаемое имущество составляет 5 663 500 рублей.
Письмом от 18 августа 2020 года N 5420 комитет направил ответчику документы, предусмотренные частью 4 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации для рассмотрения и подписания соглашения об изъятии земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них, для муниципальных нужд.
По истечении 90 дней со дня получения проекта соглашения ответчиком соглашение не подписано, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующими нормами права и мотивами.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Пунктом 2 данной статьи Кодекса предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 данной статьи).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункт 6 указанной статьи Кодекса в случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе, со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно пункту 3 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Земельного кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 данного Кодекса.
Статьей 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В случае если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо.
В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, публичные сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
Согласно подпункту 2 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию.
Статьей 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В силу статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В случае если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Дав надлежащую оценку собранным по делу доказательствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установленная законом процедура изъятия земельных участков для муниципальных нужд истцом полностью соблюдена.
Рыночная стоимость изымаемого имущества определена отчетом об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 15 июля 2020 года N 270-20 и составила 5 663 500 рублей.
Указанный размер возмещения ответчиком не оспорен.
Правом на заявление ходатайства о проведении по делу оценочной экспертизы ответчик в суде первой инстанции надлежащим образом не воспользовался.
Доводам ответчика о том, что в случае изъятия земельного участка, он не сможет служить тем целям, для которых изымается, поскольку не получено необходимое разрешение и согласование ОАО "РЖД", судом дана надлежащая правовая оценка.
Судом установлено наличие публичного сервитута сроком на 49 лет.
Дальнейший порядок согласования с третьими лицами при установленных обстоятельствах правового значения не имеет.
Суд апелляционной инстанции также признает указанные доводы ответчика, приведенные им и в апелляционной жалобе, несостоятельными.
Названные обстоятельства не входят в предмет доказывания по данному спору и, соответственно, не имеют правового значения, поскольку приведенная выше процедура изъятия имущества ответчика для муниципальных нужд и принятые для этого ненормативные правовые акты в установленном законом порядке не оспорены и незаконными не признаны.
Оснований для иной оценки доказательств и для вывода об обоснованности доводов апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответственно, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе ответчику не возмещаются.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 25 мая 2021 года по делу N А04-9809/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9809/2020
Истец: Администрация города Благовещенска, Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска
Ответчик: ООО "ДВ регион Агро"
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд(9809/20-3т)