город Ростов-на-Дону |
|
12 августа 2021 г. |
дело N А01-2789/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якименко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.05.2021 по делу N А01-2789/2018
по иску федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства"
к крестьянскому хозяйству "Демьянков"
при участии третьих лиц: Федерального дорожного агентства, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, филиала государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея
об исправлении реестровой ошибки, исключении данных из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка и установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение, истец) обратилось в суд с иском к крестьянскому хозяйству "Демьянков" (далее - ответчик) об исправлении реестровой ошибки, исключении данных из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка и установлении границ земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что при межевании земельных участков с кадастровыми номерами 01:08:1109006:40 и 01:08:1109006:43 допущена документальная геодезическая накладка, в связи с чем участки были поставлены на кадастровый учет по неправильным координатам.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.05.2021 в удовлетворении исковых требований отказано, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Судом первой инстанции указано, что, в случае наличия спора о границах земельных участков между их правообладателями, такой спор не может быть разрешен путем исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что вывод суда первой инстанции об избрании ненадлежащего способа защиты права неверен. Имеет место документальная геодезическая накладка, которая допущена при межевании земельных участков с кадастровыми номерами 01:08:1109006:40 и 01:08:1109006:43. Земельные участки содержат недостоверные сведения о местоположении границ и поставлены на государственный кадастровый учет с нарушением земельного законодательства. Из заключения кадастрового инженера следует, что при проведении кадастровых работ по обследованию и уточнению местоположений границ спорных участков выявлены реестровые ошибки в описании границ уточняемых земельных участков. Указанное заключение не оспорено и не признано недостоверным.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 01.07.2014 N 1296 "О прекращении права оперативного управления ФКУ Упрдор "Каспий" (ранее именованное ФКУ Упрдор "Кубань") на имущество автомобильных дорог общего пользования федерального значения и закреплении его в оперативном управлении ФКУ Упрдор "Черноморье", прекращено право оперативного управления и закреплено в оперативное управление за ФКУ Упрдор "Черноморье", в том числе на федеральную автомобильную дорогу А-160 Майкоп - Усть - Лабинск - Кореновск.
Земельные участки, на которых расположена федеральная автомобильная дорога А-160 находятся в собственности в силу закона и были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор "Каспий", а в дальнейшем, на основании Распоряжения Федерального дорожного агентства от 27.10.2015 N 2008-р предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор "Черноморье".
Ранее, распоряжением Федерального дорожного агентства от 20.09.2010 N 602-р, утверждена проектная документация "Реконструкция участков автомобильной дороги 1Р 253 Майкоп - Усть - Лабинск - Кореновск. Реконструкция автомобильной дороги 1Р 253 Майкоп - Усть - Лабинск - Кореновск от км 9+800 до км 20+100. Республика Адыгея", получившая положительное заключение ФГУ "Главное управление государственной экспертизы". 26.10.2011 за N 03-1/175 Федеральным дорожным агентством ФКУ Упрдор "Кубань" (ныне - ФКУ Упрдор "Каспий") выдано разрешение на строительство объекта. В рамках реализации проекта по реконструкции участков автомобильной дороги 1Р 253 "Майкоп - Усть - Лабинск -Кореновск" Федеральным дорожным агентством издано Распоряжение от 25.04.2013 N 628-р об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков с кадастровыми номерами: 01:08:1109006:43, 01:08:1109006:40. Земельный участок с кадастровым номером 01:08:1109006:43, общей площадью 24264 кв. м подлежал изъятию в полном объеме. Изымаемая площадь земельного участка с кадастровым номером 01:08:1109006:40, общей площадью 166248 кв. м, составляла 2379 кв. м.
Изъятый земельный участок с кадастровым номером 01:08:1109006:43, общей площадью 24264 кв. м и подлежащая изъятию часть земельного участка с кадастровым номером 01:08:1109006:40, принадлежали на праве собственности Демьянковой Людмиле Стефановне.
Согласно актуальным сведениям ЕГРН и выпискам из ЕГРН, земельные участки, принадлежащие на праве собственности Демьянковой Людмиле Стефановне с кадастровыми номерами: 01:08:1109006:40, 01:08:1109006:41, 01:08:1109006:42, 01:08:1109006:43, 01:08:1109006:44 имеют связь с кадастровым номером 01:08:1109006:9.
Указанные земельные участки, образованы путем раздела из Единого землепользования с кадастровым номером 01:08:1109006:9, поставленного на кадастровый учет 23.04.2003 г., в состав указанного ЕЗП входили земельные участки с кадастровыми номерами: 01:08:1109006:6, 01:08:1109006:7, 01:08:1109006:8.
С целью постановки на кадастровый учет полосы отвода данной автомобильной дороги, для установления границ полосы отвода автомобильной дороги, определению координат сооружений, являющихся элементами автомобильной дороги, и их положения относительно существующих земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, ФКУ Упрдор "Черноморье" обратилось в АО "Северо - Кавказское аэрогеодезическое предприятие" для производства экспертизы, для установления факта наложения либо отсутствия факта наложения границ земельных участков с кадастровым номером 01:08:1109006:40 и кадастровым номером 01:08:1109006:43 на объект недвижимости автомобильную дорогу общего пользования федерального значения, а также о наличии либо отсутствии недостоверных (ошибочных) сведений о местоположении границ земельных участков.
По результатам натурного обследования, проведения анализа сведений из ГКН, ЕГРП эксперт пришел к выводам о том, что земельные участки с кадастровым номером 01:08:1109006:40 и кадастровым номером 01:08:1109006:43 накладываются на конструктивные элементы объектов недвижимости автомобильную дорогу общего пользования федерального значения. По мнению эксперта, при межевании вышеуказанных земельных участков допущены нарушения при соблюдении норм отвода земельного участка для федеральных и региональных дорог, а также норм земельного законодательства и Инструкции по межеванию земель, утвержденной комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 08.04.1996, что привело к тому, что недостоверные сведения о местоположении границ вышеуказанных земельных участков были внесены в документы, на основании которых были внесены сведения в государственный кадастр недвижимости. Как следствие, согласно утверждению эксперта, границы вышеуказанных земельных участков содержат недостоверные сведения о местоположении границ, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, и данные земельные участки поставлены с нарушением земельного законодательства. В процессе проведения экспертизы, при измерениях, выполненных геодезической группой с использованием геодезической съемки и с учетом сведений ГКН, были выявлены количественные характеристики наложения границ земельных участков на объект недвижимости автомобильную дорогу общего пользования федерального значения и его полосу отвода. Площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 01:08:1109006:40 составила 1945 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 01:08:1109006:43 - 11295 кв. м. Недостоверные сведения о границах вышеуказанных земельных участков создают препятствия для постановки на кадастровый учет полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, тем самым нарушаются права ФКУ Упрдор "Черноморье".
Как следует из выводов эксперта, данные накладки возникли в связи с тем, что межевание земельных участков с кадастровым номером 01:08:1109006:40 и кадастровым номером 01:08:1109006:43 было проведено некорректно, так как земельные участки, расположенные в полосе отвода автомобильной дороги А-160, и земельные участки с кадастровым номером 01:08:1109006:40 и кадастровым номером 01:08:1109006:43 являются смежными, следовательно, при производстве межевания спорных земельных участков, их границы должны были быть согласованы со смежными землепользователями, в том числе и с владельцем автомобильной дороги.
Истец полагая, что имеет место документальная геодезическая накладка, которая была допущена при межевании земельных участков с кадастровыми номерами 01:08:1109006:40 и 01:08:1109006:43, в связи с чем участки были поставлены на кадастровый учет по неправильным координатам обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном указанным Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (пункт 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума ВС РФ и пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22) и пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам оправах на недвижимое имущество" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
При разрешении такого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)", утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество (абзац 3 пункта 2 постановления от 29.04.2010 N 10/22). Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости. Результатом разрешения спора о границах является внесение соответствующих изменений в уникальные характеристики объекта недвижимости (в правоустанавливающие документы) либо прекращение нарушения права лица на земельный участок.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в ЕГРН.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 06.09.2011 N 4275/11, если кадастровые работы не проводились, либо проводились по инициативе одного или нескольких собственников объектов недвижимости, но границы между образуемыми земельными участками не были согласованы, суд вправе сам назначить проведение кадастровых работ применительно к правилам, предусмотренным статьей 82 Кодекса для назначения экспертизы.
На основании части 1 статьи 82, части 3 статьи 86 Кодекса арбитражный суд назначает экспертизу для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний; заключение эксперта исследуется и оценивается наряду с другими доказательствами по делу.
Определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.10.2019 судом назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "ГеоЭкоПроект" Сидоренко Римме Васильевне.
По итогам судебной экспертизы получено заключение.
Так, в результате произведенного 10.02.2021 экспертного осмотра, а также выполненных геодезических, топографических и камеральных работ были получены сведения о фактическом местоположении границ конструктивных элементов, элементов обустройства объекта капитального строительства автомобильной дороги А-160 на участке км 14+892-км 13+607.
Геодезическая съемка производилась по существующим на местности дорожным инженерным устройствам и обстановкам автомобильной дороги А-160 Майкоп - Усть-Лабинск-Кореновск км 4+200 - км 132+854. Топографическая съемка производилась частично в отношении автомобильной дороги и прилегающей к ней территории.
Граница фактического занятия конструктивных элементов, элементов обустройства объекта капитального строительства автомобильной дороги А-160 представлена каталогом координат. Указанная граница построена по границам и контурам конструктивных элементов, элементов обустройства объекта капитального строительства автомобильной дороги А-160 на участке км 14+892 - км 13+607.
В результате исследования по вопросу N 2 экспертом выявлено пересечение конструктивных элементов, элементов обустройства объекта капитального строительства автомобильной дороги А-160 с земельными участками с кадастровыми номерами 01:08:1109006:43,01:08:1109006:40.
В границах земельного участка с кадастровым номером 01:08:1109006:43, внесенных в ЕГРН, выявлены следующие конструктивные элементы, элементы обустройства объекта капитального строительства автомобильной дороги А-160: земляное полотно (с асфальтовым покрытием), откос насыпи, сигнальные столбики, съезд, барьерное ограждение, дорожные указатели.
В границах земельного участка с кадастровым номером 01:08:1109006:43, внесенных в ЕГРН, выявлены следующие конструктивные элементы, элементы обустройства объекта капитального строительства автомобильной дороги А-160: откос насыпи, водопропускная труба, съезд, сигнальные столбики, автобусная остановка, тротуар, барьерное ограждение, дорожные указатели.
В материалах дела отсутствуют документы (землеустроительная документация и проект реконструкции а/д Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск 9+800-км образца 2000 г.), запрошенные определением суда от 13.12.2018 г. (стр. 51, т. 1., т. 2, дело N А 01-2789/18) в Управлении Росреестра по Республики Адыгея и в ФКУ Упродор "Черноморье" 20+100.
Экспертом установлено, что отсутствие исходной документации не позволяет установить наличие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 01:08:000000:3448 на участке км 14+892 - км 13+607.
При этом, фактическое местоположение конструктивных элементов, элементов обустройства объекта капитального строительства автомобильной дороги А-160 не соответствует местоположению границ земельного участка с кадастровым номером 01:08:000000:3448, сведения о котором содержатся в ЕГРН. Фактическое местоположение границ приведено в результатах исследования.
Экспертом установлено, что части границ земельных участков с кадастровыми номерами 01:08:1109006:43, 01:08:1109006:40 не являющиеся смежными к автомобильной дороге, соответствуют материалам землеустроительного дела, на основании которого проводились кадастровые работы, что указывает на отсутствие реестровой ошибки в отношении данных границ. Однако, фактическое местоположение части границ земельных участков с кадастровыми номерами 01:08:1109006:43, 01:08:1109006:40 в части границы, смежной с земельным участком, занятым автомобильной дорогой, не соответствует местоположению границ земельных участков, сведения о котором содержатся в ЕГРН. При этом квалифицировать данное несоответствие, как реестровую ошибку в части границы, смежной с земельным участком, занятым автомобильной дорогой, не представляется возможным, ввиду отсутствия подтверждающих документов. Фактическое местоположение границ приведено в результатах исследования.
Постановлением администрации г. Майкоп N 563 от 09.07.2001 г. "О предоставлении земельного участка общей площадью 19,93 га УАД Республики Адыгея "Адыгеяавтодор" для реконструкции автодороги Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск от км 9+800 км 20+100" УАД Республики Адыгея "Адыгеяавтодор" у землепользователей и собственников земли были изъяты земельные участки и предоставлены УАД Республики Адыгея "Адыгеяавтодор". Согласно распоряжению главы администрации города Майкопа от 21.05.2002 N 1382 утвержден Акт изменения площади земельного участка, изымаемого у КХ "Демьянков" для реконструкции автодороги Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск от км 9+800 км 20+100 на общую площадь 5,652 га, в т.ч. 4, 052 га в постоянное пользование и 1,6 во временное пользование с учетом возмещения разницы выплаченных убытков землепользователю и потерь сельскохозяйственного производства в установленном порядке. Сведения о местоположении границ изымаемого земельного участка в постановлении администрации г. Майкоп N 563 от 09.07.2001 года и распоряжении главы администрации г. Майкопа N 1382 от 21.05.2002 года отсутствуют. В материалах дела не представлен проект реконструкции а/д Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск км 9+800-км 20+100 образца 2000 г.
Ввиду отсутствия указанной документации и сведений о местоположении границ изымаемого земельного участка не представляется возможным определить соответствие местоположение земельного участка, фактически занятой автомобильной дороги проектным границам земельного участка, изъятого у КХ "Демьянков" на основании Постановления администрации г. Майкоп N 563 от 09.07.2001 с учетом распоряжения администрации г. Майкоп N 1382-р от 21.05.2002.
В связи с отсутствием закрепленных на местности границ определение фактических границ возможно по существующим конструктивам дороги. Для проведения исследования по поставленному судом вопросу, экспертом были восстановлены границы исходного участка, предоставленного Демьянкову Олегу Семеновичу, в соответствии со сведениями о границах исследуемых участков, внесенных в ЕГРН и сведениями, полученными в результате экспертного осмотра.
Оценка площадей занятия произведена относительно площадей и границ, внесенных в ЕГРН, а также площадей и границ, установленных в ходе экспертного осмотра.
Таким образом, площадь фактического использования земельного участка с кадастровым номером 01:08:0000000:3448, занимаемого автомобильной дорогой А-160, в границах КХ "Демьянков", существовавших на момент их предоставления, составляет 44288 кв. м или 4,43, что на 0,377 га больше площади, изъятой на основании Постановления администрации г. Майкоп N 563 от 09.07.2001 с учетом распоряжения администрации г. Майкоп N 1382-р от 21.05.2002 года.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты, установив, что в случае наличия спора о границах земельных участков между их правообладателями, такой спор не может быть разрешен путем исправления реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверном понимании норм действующего законодательства.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.04.2009 г. по делу N А01-1597/2008 суд обязал государственное унитарное предприятие Республики Адыгея "Дорожно-строительное управление N 3", устранить препятствия в пользовании земельным участком площадью 1,28 га, принадлежащим крестьянскому хозяйству "Демьянков" и расположенным по адресу: Республика Адыгея, ст. Ханская, район "Виадука", освободив указанный земельный участок; обязал государственное унитарное предприятие Республики Адыгея "Дорожно-строительное управление N 3"рекультивировать вышеуказанный земельный участок площадью 1,28 га, принадлежащий крестьянскому хозяйству "Демьянков" и расположенный по адресу: Республика Адыгея, ст. Ханская, район "Виадука".
Факт существования реестровой ошибки в документах, на основании сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 01:08:0000000:3448, 01:08:1109006:40 и 01:08:1109006:43, не установлен.
В экспертном заключении экспертом кадастровая ошибка также не выявлена.
Согласно ст. 61 Закона N ФЗ- 218 исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой возникновение, прекращение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, по существу исковые требования направлены на прекращение прав на участки с кадастровыми номерами 01:08:1109006:40 и 01:08:1109006:43.
Правовая позиция о ненадлежащем способе защиты нарушенного права, отсутствии реестровой ошибки, согласуется с позициями, изложенными в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.08.2012 N ВАС-10840/12, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2016 N 310-КГ16-4280, согласно которым, в случае наличия спора о границах земельных участков между их правообладателями, такой спор не может быть разрешен путем исправления реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
На основании вышеизложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.05.2021 по делу N А01-2789/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2789/2018
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агенства", Федеральное казенное учреждение "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства"
Ответчик: КФХ "Демьянков", Управление Росреестра по Республике Адыгея
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Адыгея, Федеральное дорожное агенство, Филиал государственного бюджетного учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАЙКОП", ООО "Геоэкопроект"