город Воронеж |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А35-1529/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Малиной Е.В.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мелковой О.А.,
при участии в судебном заседании:
от Комитета природных ресурсов Курской области: Полякова К.О. - представителя по доверенности от 17.03.2021 N 27 сроком до 31.12.2021, от ООО "Михайловское месторождение песков": Черновал К.П. - представителя по доверенности от 02.07.2020 скором на 3 года, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета природных ресурсов Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 15.06.2021 по делу N А35-1529/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Михайловское месторождение песков" (ОГРН 1173123046337, ИНН 3128130930) к Комитету природных ресурсов Курской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 01-10/13 от 23.12.2020 и решения от 09.02.2021 по жалобе на постановление об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Михайловское месторождение песков" (далее - заявитель, Общество, ООО "ММП") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету природных ресурсов Курской области (далее - административный орган, Комитет природных ресурсов) о признании незаконным и отмене постановления N 01-10/13 от 23.12.2020 о назначении административного наказания и решения от 09.02.2021 по жалобе на постановление об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.06.2021 требования ООО "ММП" удовлетворены, постановление Комитета природных ресурсов Курской области N 01-10/13 от 23.12.2020 о привлечении ООО "ММП" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение по жалобе на постановление об административном правонарушении от 09.02.2021 признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Комитет природных ресурсов Курской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и прекратить производство по делу.
Обосновывая доводы апелляционной жалобы, административный орган ссылается на необоснованное применение судом положений ст. 2.9 КоАП РФ, указывая, что ООО "ММП" по существу не оспаривалось нарушение п. 3.6 условий пользования недрами к лицензии КРС 80147 ТЭ от 14.02.2018, о применении положений ст. 2.9. КоАП РФ Обществом не заявлялось, вина ООО "ММП" в нарушении требований лицензии установлена и предполагает пренебрежительное отношение недропользователя к исполнению своих публично-правовых обязанностей. При этом Комитет полагает, что совершенное правонарушение имеет высокую степень общественной опасности вследствие нарушения требований законодательства о недропользовании, что исключает возможность признания малозначительным правонарушений, ответственность за которые установлена ч.2 ст.7.3 КоАП РФ. К тому же судом не учтены доводы административного органа о наличии отягчающего обстоятельства в виде того, что ООО "ММП" ранее было привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ на основании постановления N 198/05/20 от 17.07.2020, вступившего в законную силу 28.07.2020.
В представленном в материалы дела отзыве ООО "ММП" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что приводимые административным органом доводы не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "ММП" выдана лицензия на пользование недрами КРС 80147 ТЭ от 14.02.2018 со сроком действия до 01.01.2021 (с изменениями), с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча общераспространенного полезного ископаемого - песка на участке недр Михайловского месторождения. Участок недр расположен в 800 м к югу от д. Бекетово Горшеченского района Курской области.
В соответствии с пунктом 3.6 Условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80147 ТЭ от 14.02.2018 (с изменениями), добычу общераспространенного полезного ископаемого - песка недропользователь обязан производить в границах горного и земельного отводов, угловые точки которых должны быть вынесены и закреплены на местности, а также в границах утвержденных запасов.
05.06.2018 ООО "ММП" выдан горноотводный акт к лицензии КРС 80147 ТЭ от 14.02.2018 на пользование недрами, удостоверяющий уточненные границы горного отвода.
На основании требования прокуратуры Курской области о проведении внеплановой проверки (29.09.2020 N исх. 7-18-2020) заместителем председателя комитета природных ресурсов Курской области А.В. Володько вынесено распоряжение от 05.10.2020 N 01-10/13 о проведении в отношении ООО "ММП" внеплановой выездной проверки.
На основании указанного распоряжения заместителем начальника отдела государственного экологического надзора, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области А.А. Пахомовым в отношении ООО "ММП" была проведена внеплановая выездная проверка в присутствии начальника карьера - Лукьянцева А.Б., представителя ООО "ММП" по доверенности Черновала К.П. с целью проверки исполнения ООО "ММП" обязательных требований Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
В рамках проведения внеплановой выездной проверки для проведения гранулометрического анализа и маркшейдерских замеров объема и площади добытого полезного ископаемого комитетом природных ресурсов Курской области в соответствии с Государственными контрактами N 053_99212 от 16.03.2020 и N 089.99212 от 27.03.2020 были привлечены специалисты и сотрудники ООО "Центр экологических анализов расчетов".
Определением N 01-10/13 от 08.10.2020 была назначена экспертиза с постановкой перед экспертом, в том числе, следующего вопроса: провести маркшейдерскую съемку на земельных участках, на которых установлен факт пользования недрами, для определения объема и площади добытого общераспространенного полезного ископаемого, определить совпадают ли границы горного отвода, установленные горноотводным актом, фактическим контурам разработанного земельного участка, на котором установлен факт пользования недрами.
Согласно заключению экспертов N 61 от 03.11.2020, по результатам проведенных исследований было, в том числе, установлено, что исследуемая карьерная выемка расположена на земельных участках с кадастровыми номерами 46:04:101010:11, 46:04:101010:12, 46:04:101010:23.
Граница исследуемой карьерной выемки в северной части выходит за пределы горного отвода в соответствии с Лицензией на пользование недрами КРС 80147 ТЭ:
- общая площадь исследуемой карьерной выемки, расположенной на участке недр Михайловского месторождения, расположенного в 800 км к югу от д. Бекетово Горшеченского района Курской области, на момент проведения маркшейдерских изысканий, составила 100105 м 2 (в том числе: в пределах горного отвода в соответствии с Лицензией на пользование недрами КРС 80147 ТЭ - 99 590 м2, за пределами горного отвода в соответствии с Лицензией на пользование недрами КРС 80147ТЭ - 515 м2);
- общий объем извлечённого ОПИ (песка) с исследуемого участка недр Михайловского месторождения, расположенного в 800 км к югу от д. Бекетово Горшеченского района Курской области, на момент проведения маркшейдерских изысканий, составил - 764 547 м3 (в том числе: в пределах горного отвода в соответствии с Лицензией на пользование недрами КРС 80147 ТЭ - 764 156 м3, за пределами горного отвода в соответствии с Лицензией на пользование недрами КРС 80147 ТЭ - 391 м3);
- средняя глубина обводненного карьера (определенная от уреза воды) на участке недр Михайловского месторождения, расположенного в 800 км к югу от д. Бекетово Горшеченского района Курской области, на момент проведения маркшейдерских изысканий, составила 4,6 м.
Фактические границы проведения работ по добыче общераспространённого полезного ископаемого не совпадают с границами горного отвода, установленного в соответствии с горноотводным актом. В северной части граница исследуемой карьерной выемки выходит за пределы горного отвода в соответствии с лицензией на пользование недрами КРС 80147 ТЭ.
Согласно акту N 01-10/13 от 09.11.2020, в ходе проведенной проверки был установлен факт нарушения ООО "ММП" требований законодательства в области недропользования и условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 801147 ТЭ от 14.02.2018, а именно: не соблюдается пункт 3.6 Условий пользования недрами, предусматривающий, что добычу общераспространенного полезного ископаемого - песка недропользователь обязан производить в границах горного и земельного отводов, угловые точки которых должны быть вынесены и закреплены на местности, а также в границах утвержденных запасов.
23.12.2020 представителю ООО "ММП" по доверенности Черновалу К.П. было вручено уведомление N 01-10/13 от 22.12.2020 о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, которое было назначено на 12 час. 00 мин. 23.12.2020.
23.12.2020 заместителем начальника отдела государственного экологического надзора комитета природных ресурсов Курской области, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области Пахомовым А.А. в отношении ООО "ММП" в присутствии представителя Общества по доверенности Черновала К.П. составлен протокол N 01-10/13 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, выразившемся в несоблюдении Обществом пункта 3.6 Условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 801147 ТЭ от 14.02.2018.
Определением от 23.12.2020 N 01-10/13 ООО "ММП" было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое было назначено на 13 час. 00 мин. 23.12.2020.
23.12.2020 заместителем начальника отдела государственного экологического надзора комитета природных ресурсов Курской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области А.А. Пахомовым в присутствии представителя ООО "ММП" Черновала К.П. вынесено постановление N 01- 10/13 о привлечении ООО "ММП" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 310 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, 12.01.2021 ООО "ММП" обратилось к председателю Комитета природных ресурсов по Курской области с жалобой на вышеуказанное постановление.
Решением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области А.В. Володько от 09.02.2021 постановление о назначении административного наказания от 23.12.2020 N 01-10/13, вынесенное в отношении ООО "ММП", оставлено без изменения, а жалоба Общества без удовлетворения.
Полагая постановление о назначении административного наказания от 23.12.2020 N 01-10/13 и решение об отказе в удовлетворении жалобы на данное постановление от 09.02.2021 незаконными, нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "ММП" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил наличие в действиях ООО "ММП" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3. КоАП, вместе с тем, пришел к выводу о возможности квалифицировать совершенное ООО "ММП" административное правонарушение как малозначительное и освободить Общество от ответственности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, руководствуясь при этом следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 208 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Указанный в АПК РФ срок на обжалование в случаях рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности подлежит применению с учетом положений КоАП РФ.
В силу части 1 статья 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса предоставлено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган либо в суд. При этом в соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 положения части 3 статьи 30.1 Кодекса не могут толковаться как исключающие предусмотренное пунктом 3 части 1 этой статьи право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обжаловать в вышестоящий орган постановления, вынесенные в отношении их должностными лицами, по делам об административных правонарушениях.
Согласно статье 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд.
С учетом приведенных положений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости исчисления срока на обжалование постановления административного органа со дня вручения или получения решения по жалобе на указанное постановление по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что жалоба на постановление N 01-10/13 от 23.12.2020 о назначении административного наказания была подана в Комитет 12.01.2021, то есть в пределах установленного 10-дневного срока.
Применительно к рассмотрению указанной жалобы Комитетом апелляционным судом учтено, что оспариваемое решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, датировано 09.02.2021, в самом решении указано, что рассмотрение жалобы осуществлялось в присутствие законного и уполномоченного представителей Общества. Одновременно, в материалах дела имеется определение от 09.02.2021 об отложении рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от 23.12.2020 N 01-10/13, в соответствии с которым рассмотрение жалобы назначено на 11.02.2021 на 11 часов 30 мин. На копии данного определения имеется рукописная отметка генерального директора Лукъянцевой Г.А. от 11.02.2021 о явке к указанному сроку, а также просьбе направить решение по указанному адресу.
Из заявления Общества также следует, что копия решения Комитета от 09.02.2021 была получена заявителем по почте 17.02.2021.
Исходя из указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что обратившись в Арбитражный суд Курской области 26.02.2021 (направив заявление по почте), ООО "ММП" не пропустило установленный ч.2 ст. 208 АПК РФ срок.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрено, что пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Субъектом этого административного правонарушения является пользователь недр, имеющий соответствующую лицензию.
Объектом правонарушения являются отношения в сфере пользования недрами.
Объективной стороной данного правонарушения является фактическое пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии со статьей 11 Закона "О недрах", предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Согласно подпункту 10 части 2 статьи 22 Закона "О недрах", пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В силу статьи 12 Закона "О недрах" условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу части 1 статьи 23.2 Закона "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.
Как установлено административным органом и подтверждается материалами дела, ООО "ММП" на основании лицензии на пользование недрами КРС 80147 ТЭ от 14.02.2018 осуществляет деятельность по разведке и добыче строительных песков на участке недр Михайловского месторождения.
В этой связи Общество является субъектом ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно проведенному в ходе внеплановой выездной проверки экспертному исследованию установлено, что на исследуемой территории, в северной части горного отвода, расположена карьерная выемка, верхняя (необводненная) часть месторождения разрабатывается механизированным способом (экскаватор и фронтальный погрузчик), а обводненная - гидромеханизированным способом (земснарядом), что отражено в фотоматериалах к заключению экспертов.
В заключении экспертов от 03.11.2020 N 61 также отражено, что граница исследуемой карьерной выемки в северной части выходит за пределы горного отвода в соответствии с лицензий на пользование недрами КРС 80147 ТЭ; общая площадь исследуемой карьерной выемки, расположенной на участке недр Михайловского месторождения, расположенного в 800 км к югу от д. Бекетово Горшеченского района Курской области, на момент проведения маркшейдерских изысканий составила 100 105 м2 (в том числе: за пределами горного отвода в соответствии с лицензий на пользование недрами КРС 80147 ТЭ - 515 м2, в пределах горного отвода в соответствии с лицензий на пользование недрами КРС 80147 ТЭ - 99590 м2 ); средняя глубина обводненного карьера (определенная от уреза воды) на участке недр Михайловского месторождения, расположенного в 800 км к югу от д. Бекетово Горшеченского района Курской области, на момент проведения маркшейдерских изысканий, составила 4,6 м.
Таким образом, обществом допущено нарушение требований лицензии (п. 3.6. Условий пользования недрами) в виде добычи песка за границами горного и земельного отводов, угловые точки которых должны быть вынесены и закреплены на местности.
Результаты исследований, отраженные в заключении экспертов от 03.11.2020 N 61, ООО "ММП" не опровергнуты.
В ходе рассмотрения вышестоящим должностным лицом жалобы ООО "ММП" на постановление о назначении административного наказания Обществом был представлен технический отчет ООО "Геоберг" с приложенным топографическим планом, из которого следует, что в ходе выполнения по заданию ООО "ММП" маркшейдерских работ было выявлено отклонение планового положения поворотных точек границ горного отвода, согласно уточненным границам горноотводного акта, выданного ООО "ММП" 05.06.2018 к лицензии на пользование недрами КРС 80147 ТЭ (граница горного отвода обозначена линией красного цвета) с фактически используемыми границами горного отвода, закрепленными на местности ООО "ММП" (граница горного отвода закреплена на местности обозначена линией фиолетового цвета).
При этом обязанность по осуществлению выноса угловых точек в натуру и закрепление их на местности возложена на пользователя недр, получившего участок недр в пользование в соответствии с лицензией на пользование недрами (пункт 4.7. Условий пользования недрами), с учетом горноотводного акта, удостоверяющего уточненные границы предоставленного в пользование горного отвода.
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается, что ООО "ММП" нарушило требования пункта 3.6. Условий пользования недрами к лицензии на пользование недрами, согласно которому добычу общераспространенного полезного ископаемого - песка недропользователь обязан производить в граница горного отвода и земельного участка, угловые точки которых должны быть вынесены закреплены на местности, а также в границах утвержденных запасов - угловые точки вынесены не в соответствии с горноотводным актом к лицензии.
Таким образом, при оценке приведенных фактических обстоятельств на основании представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции обоснованно установлено, что действия Общества содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума от 02.06.2004 N 10) предусмотрено, что при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае вина Общества состоит в том, что оно имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, в материалы дела не представлено.
Таким образом, вина Общества в совершении вменяемого ему нарушения подтверждается материалами дела.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "ММП" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Также судом первой инстанции верно установлено, что процедура привлечения общества к административной ответственности не нарушена, постановление вынесено уполномоченным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из пункта 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно п. 18 Постановления N10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ означает, что судом установлен состав вменяемого правонарушения, однако, оценив в совокупности все обстоятельства дела, существо вменяемого правонарушения и представленные по делу доказательства, суд полагает возможным признать, что допущенные нарушения в данном конкретном случае не свидетельствуют о пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей в той степени, при которой необходимо воздействие на правонарушителя путем применения меры ответственности и назначения ему наказания.
При этом суд должен соотнести степень общественной опасности деяния со строгостью предусмотренной санкции, а также учесть отношение лица, привлекаемого к административной ответственности, к содеянному и возможность достижения целей пресечения и профилактики административных правонарушений применительно к конкретному лицу без применения наказания.
Ввиду чего, категория малозначительности относится к числу оценочных (наряду с виной лица, достаточностью доказательств и др.), поэтому определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица или суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
Как указывает заявитель и не оспорено административным органом, причиной того обстоятельства, что вынесенные и закрепленные на местности угловые точки горного отвода фактически не соответствуют месту расположения угловых точек, указанных в горноотводном акте, явилась техническая ошибка, допущенная при проведении работ специализированной организацией - ООО НПП "Минерал", привлеченной Обществом с целью уточнения границ горного отвода для переоформления лицензии. По результатам уточнения границ горного отвода ООО НПП "Минерал" каких-либо указаний для изменения местоположения угловых точек границ горного отвода, вынесенных и закрепленных на местности, заявителю не представило.
При оценке указанного обстоятельства, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что привлечение третьего лица к выполнению работ по уточнению границ горного отвода не исключает вину самого недропользователя, на котором лежит ответственность за соблюдение требований лицензии.
Одновременно, суд первой инстанции учитывал указанное обстоятельство как свидетельствующее об отсутствии со стороны заявителя пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, поскольку поручив выполнение указанных работ по уточнению границ горного отвода другому лицу - ООО НПП "Минерал" (специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию на проведение таких работ), в отсутствии каких-либо указаний со стороны последнего, ООО "ММП" производило добычу песка в границах горного отвода, обозначенных закрепленными на местности угловыми точками (которые были установлены с 2012 г. на основании ранее действующей лицензии).
Административным органом в материалы дела не представлено доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения ООО "ММП" административного правонарушения.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области, что в рассматриваемом случае назначение административного наказания в виде административного штрафа не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав лица, привлекаемого к ответственности, и явно не соответствует степени общественной опасности, характеру совершенного правонарушения и наступившим последствиям, а также не учитывает роли правонарушителя.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела, характера выявленного правонарушения и роли правонарушителя, принимая во внимание отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (опасность для личности, государства, общества), и тяжких последствий, исходя из возможности достижения целей превенции без назначения административного наказания, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о возможности квалифицировать совершенное ООО "ММП" административное правонарушение, как малозначительное.
При этом ссылка административного органа на то, что заявитель ранее привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение, не имеет в данном случае правового значения, поскольку для применения ст. 2.9 КоАП РФ законодателем не установлено такое условие как совершение правонарушения впервые.
Согласно абзацу второму пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
С учетом изложенного, заявленное ООО "ММП" требование обоснованно удовлетворено, а оспариваемое постановление N 01-10/13 от 23.12.2020 о привлечении его к административной ответственности и решение по жалобе на данное постановление от 09.02.2021 правомерно признаны незаконными и отменены.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и обстоятельств дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Курской области от 15.06.2021 по делу N А35-1529/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета природных ресурсов Курской области - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 15.06.2021 по делу N А35-1529/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета природных ресурсов Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-1529/2021
Истец: ООО "Михайловское месторождение песков"
Ответчик: Комитет природных ресурсов Курской области
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд