г. Тула |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А23-3110/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2024 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кононовой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 31.10.2023 по делу N А23-3110/2023 (судья Масенкова О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Тайфун" (г. Калуга, ОГРН 1084029000560, ИНН 4029037755) к Государственной жилищной инспекции Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404619, ИНН 4027064312) о признании недействительным решения;
при участии в заседании:
от Государственной жилищной инспекции Калужской области Тетерина Т.Ю. (доверенность от 01.06.2022);
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Тайфун": Дубровина А.Н. (26.10.2023), генеральный директор Мартынова С.П. (приказ от 15.02.2012);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Тайфун" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Калужской области (далее - инспекция), оформленного приказом от 22.11.2022 N 27-отм об отмене приказа от 28.10.2022 N 76, восстановив в реестре лицензий Калужской области сведения о действующей лицензии от 27.10.2022 N 040-000076 согласно приказа от 27.10.2022 N 76 со сроком действия до 11.01.2028.
Одновременно с заявлением обществом подано ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения, оформленного приказом от 22.11.2022 N 27-отм об отмене приказа от 28.10.2022 N 76 о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домами (далее - МКД) от 24.04.2015 N 040-000076, и запрета инспекции вносить изменения в реестр лицензий Калужской области в части внесения записи о прекращении действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД от 24.04.2015 N 040-000076.
Определением суда от 19.04.2023 ходатайство общества удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 31.10.2023 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что срок действия лицензий, выданных до 11.01.2018 продлен до 01.06.2023, что при условии соблюдения требований положений постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение N 1110) свидетельствует о необходимости подачи заявления на продление срока действия лицензий управляющими организациями, которыми получены лицензии до 11.01.2018 в срок с 03.03.2023 по 27.03.2023.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по управлению МКД в силу предоставленной ему на основании приказа инспекции лицензии от 24.04.2015 N 76.
По результатам рассмотрения заявления общества, поступившего в инспекцию 12.10.2022, о продлении срока действия лицензии, инспекция приказом от 28.10.2022 N 76 "О продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" продлила действие лицензии.
Инспекция, ссылаясь на Федеральный закон от 21.11.2022 N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 201 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 463-ФЗ), приказом от 22.11.2022 N 27-отм отменила приказ от 28.10.2022 N 76 "О продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
Не согласившись с приказом инспекции от 22.11.2022 N 27-отм, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области.
Рассматривая заявление общества и удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Частью 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что деятельность по управлению МКД осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД (далее - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
На дату получения обществом лицензии от 24.04.2015 N 76 действовала содержащаяся в ч. 4 ст. 192 ЖК РФ норма, предусматривающая, что лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 485-ФЗ) в ч. 4 ст. 192 ЖК РФ внесены изменения, в силу которых лицензия на управление МКД предоставляется сроком на пять лет.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона N 485-ФЗ срок действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, предусмотренный ч. 4 ст. 192 ЖК РФ (в редакции Закона N 485-ФЗ), применяется к ранее выданным лицензиям на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД и исчисляется со дня вступления в силу Закона N 485-ФЗ.
Следовательно, пятилетний срок подлежал исчислению с 11.01.2018 и для лиц, получивших лицензию до этой даты, истекал 11.01.2023.
Статьей 2 Федерального закона от 21.11.2022 N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 201 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 463-ФЗ) в ч. 7 ст. 5 Закона N 485-ФЗ слова "со дня вступления в силу настоящего Федерального закона" заменены словами "с 1 июня 2018 года".
В ст. 3 Закона N 463-ФЗ определено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования; действие положения ч. 7 ст. 5 Закона N 485-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 11.10.2022.
В силу п. 17 Положения N 1110 заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии.
В рассматриваемом случае, так как последним днем действия лицензии общества являлось 11.01.2023, то заявление о продлении срока действия указанной лицензии общество могло подать в инспекцию не ранее 12.10.2022 и не позднее 02.11.2022.
По мнению инспекции, поскольку в связи с принятием Закона N 463-ФЗ у общества по состоянию на 11.10.2022 не наступили обстоятельства, предусмотренные п. 17 Положения N 1110, то срок выданной обществу лицензии подлежал продлению до 01.06.2023, в связи с чем приказ от 22.11.2022 N 27-отм об отмене приказа от 28.10.2022 N 76 не нарушает права и законные интересы общества, так как принят на основании Закона N 463-ФЗ, продлившего срок действия лицензии общества еще до подачи им 12.10.2022 соответствующего заявления.
Отклоняя доводы инспекции и удовлетворяя заявленные требования, суд области правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 17 Положения N 1110 решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных пп. "в" - "д" п. 4(1) Положения N 1110, и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки. Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии не может превышать 15 рабочих дней со дня его поступления в лицензирующий орган.
Соответствие общества лицензионным требованиям, отсутствие в его деянии грубых нарушений, а также соблюдение установленного срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии на дату его обращения (12.10.2022) не отрицается инспекцией и следует из приказа инспекции от 28.10.2022 N 76, изданного до принятия и вступления в законную силу Закона N 463-ФЗ.
Тот факт, что Законом N 485-ФЗ в редакции Закона N 463-ФЗ действие ранее выданных лицензий по управлению МКД фактически продлено до 01.06.2023 не может ограничивать право лица на обращение с заявлением о продлении срока действия лицензии до принятия Закона N 463-ФЗ.
Кроме того, и Закон N 463-ФЗ такого ограничения, в том числе и нормы о приведении в соответствии с Законом N 463-ФЗ ранее принятых решений лицензирующих органов о продлении срока действия лицензий по управлению МКД, не содержит.
С учетом изложенного, вопреки доводам апеллянта, получившим надлежащую правовую оценку суда области, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что приказ инспекции от 22.11.2022 N 27-отм об отмене приказа от 28.10.2022 N 76 является незаконным и подлежит признанию недействительным, поскольку нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности по управлению МКД и иной экономической деятельности. Оспариваемый приказ незаконно возлагает на общество обязанности по повторному заблаговременному оформлению и подготовке документов для повторного продления срока действия лицензии по оспариваемому приказу, препятствует планированию деятельности общества на пятилетний срок, фактически ставит в неравные условия с теми недобросовестными управляющими компаниями, которые либо не предприняли мер по подаче в установленный срок документов для продления срока лицензии, либо им было в этом отказано, но которым срок действия лицензии автоматически продлен до 01.06.2023.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 31.10.2023 по делу N А23-3110/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3110/2023
Истец: ООО "Управляющая компания "Наш Тайфун", ООО Управляющая компания Наш Тайфун
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Калужской области