г. Пермь |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А71-2160/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н. П.,
судей Балдина Р.А., Кощеевой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моор О.А.,
при участии:
от заинтересованного лица, посредством веб-конференции (онлайн-заседания), - Лекомцева А.Ю., служебное удостоверение, доверенность от 02.10.2020, диплом;
от заявителя - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Спецторг",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 05 мая 2021 года
по делу N А71-2160/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецторг" (ОГРН 1175958040708, ИНН 5917004090)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе N 11 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800950025, ИНН 1832015875)
о признании незаконным решения налогового органа, приостановлении государственной регистрации и обязании регистрирующего органа внести изменения в ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецторг" (далее - заявитель, "Спецторг") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе N 11 по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике о приостановлении государственной регистрации от 30.12.2020 N 25994А и об обязании регистрирующего органа внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.05.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Заявитель апелляционной жалобы указал на то, что решение о приостановлении государственной регистрации N 25994А от 30.12.2020 не содержит сведений, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации. Отзыв регистрирующего органа по настоящему делу также не содержит сведений о наличии законных оснований для приостановлении государственной регистрации. Действия регистрирующего органа по приостановлению государственной регистрации смены юридического адреса ООО "Спецторг" не соответствуют требованиям закона, нарушают права и законные интересы заявителя, препятствуют нормальному ведению предпринимательской деятельности. Сведения, перечисленные в подп. 3 п. 2 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72@, для подтверждения наличия законных оснований для приостановления государственной регистрации регистрирующим органом не представлены.
От заинтересованного лица поступил письменный отзыв, в котором он полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ по доводам апелляционной жалобы.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, ООО "Спецторг" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.10.2017, присвоен основной государственный регистрационный номер 1175958040708. Лицо, имеющее право действовать от имени общества без доверенности - директор Васильева Нина Николаевна.
22.12.2020 ООО "Спецторг" приняло решение о смене адреса своего места нахождения: Пермский край, г. Кунгур, ул. Ленина, 10, офис 1 на адрес: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Герцена, 6, офис 2.
Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, подано в регистрирующий орган 23.12.2020.
Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике 30.12.2020 было принято решение о приостановлении государственной регистрации N 25994А для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений об адресе.
27.01.2020 в ЕГРЮЛ была внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
В обоснование заявленного требования о признании решения регистрирующего органа от 30.12.2021 о приостановлении государственной регистрации заявитель указал, сослался на приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72, указывая на то, что им установлены критерии в отношении сведений об адресе юридического лица, когда допустимо проведение мероприятий по проверке достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений. Оспариваемое решение о приостановлении государственной регистрации не содержит сведений о том, на основании какого из перечисленных критериев было принято решение, является немотивированным. В результате незаконного приостановления регистрации изменения в сведения о месте нахождения общества были внесены только в январе 2021 года, в связи с чем заявитель не смог воспользоваться налоговой льготой, предусмотренной Законом Удмуртской Республики от 29.11.2019 N 67-РЗ, которым Закон Удмуртской Республики от 29.11.2017 N 66-РЗ дополнен статьей 1.2.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что регистрирующим органом не нарушен установленный Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лип и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) порядок государственной регистрации, оспариваемые действия инспекции соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий:
- несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и
- нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются положениями Закона N 129-ФЗ.
Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (ст. 2 Закона N 129-ФЗ).
Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" определено, что таким органом являются налоговые органы.
В соответствии со ст. 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
Согласно ч.3 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
На основании ч. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Согласно ч. 4.4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Спецторг" неоднократно подавались в регистрирующий орган документы для государственной регистрации изменения сведений об адресе местонахождения юридического лица: Завьяловский район, д Позимь, дом 1А, офис 5; г. Ижевск, ул. Баранова, дом 84, помещение 281.
По результатам рассмотрения указанных заявлений регистрирующим органом принимались решения об отказе в государственной регистрации от 16.07.2020 и от 12.11.2020 в связи с выявлением недостоверности вносимых изменений.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, у регистрирующего органа при рассмотрении поданных 23.12.2020 заявителем документов о регистрации изменений в отношении места нахождения общества возникли обоснованные сомнения в их достоверности, в связи с чем в целях проверки достоверности данных, включаемых в реестр, регистрирующим органом правомерно на основании ч. 4.4 ст.9 Закона N 129-ФЗ было принято оспариваемое решение о приостановлении государственной регистрации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что регистрирующим органом не нарушен установленный Законом N 129-ФЗ порядок государственной регистрации, оспариваемые действия инспекции соответствуют Закону N 129-ФЗ.
Поскольку факт несоответствия оспариваемых действий закону не установлен, оснований для удовлетворения заявленного требования у суда первой инстанции не имелось.
Доводы жалобы о непредставлении регистрирующим органом сведений, перечисленных в подп. 3 п. 2 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72@, являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
Указанный приказ является подзаконным нормативным актом. Норма ч.4.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ, предусматривающая, что проверка достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, является достаточной для проведения проверочных мероприятий при возникновении обоснованных сомнений в достоверности сведений.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что в данном конкретном случае сомнения регистрирующего органа в достоверности сведений, подлежащих включению в единый государственный реестр юридических лиц, являлись обоснованными с учетом того, что ранее регистрирующим органом неоднократно было отказано ООО "Спецторг" в государственной регистрации в связи с выявлением недостоверности вносимых изменений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к законным и обоснованным выводам об отсутствии оснований для признания признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации.
Поскольку в действиях регистрирующего органа не установлено нарушение положений Закона N 129-ФЗ, доводы заявителя о том, что оспариваемое решение нарушает его права на получение налоговой льготы, отклоняется, как не имеющий правового значения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения судебного акта.
Таким образом, решение арбитражного суда от 05.05.2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 мая 2021 года по делу N А71-2160/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.П.Григорьева |
Судьи |
Р.А.Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2160/2021
Истец: ООО "Спецторг"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Удмуртской Республике