г. Москва |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А40-132812/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.
Судей: Елоева А.М., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.05.2021,
принятое судьей Никоновой О.И. (шифр судьи 105-655)
по делу N А40-132812/20,
по иску Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ОГРН 118774657969025009, Москва, ул.Тверская, дом 11, строение 1, 4)
к Акционерному обществу "Далур" (ОГРН 1024501452140, 641750, Курганская область, район Далматовский, село Уксянское, улица Лесная, дом 1)
третьи лица - 1. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина", 2. Общества с ограниченной ответственностью "Инконсалт К",
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Карпова А.С. по доверенности от 17.07.2020;
от ответчика: Максимовский В.П. по доверенности от 02.12.2020;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с исковым заявлением к Акционерному обществу "Далур" о взыскании в доход федерального бюджета субсидии в размере 130 000 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 мая 2021 года по делу N А40-132812/20 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что в рамках реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологического производства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 218 на основании решения конкурсной комиссии по отбору организаций направо получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, между Акционерным обществом "Далур" (далее - Получатель) и Министерством образования и науки Российской Федерации был заключён договор об условиях предоставления и использования субсидии на реализацию комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства, выполняемого с участием Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" от 27 апреля 2016 г. N 02.G25.31.0210 (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении устанавливаются нормативными правовыми актами, отвечающими общим требованиям, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При предоставлении субсидии обязательным условием их предоставления является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившем субсидии., и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 9 Правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 218, Минобрнауки России, в том числе отбирает на конкурсной основе организацию, осуществляющую организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурсов по определению получателей субсидии на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации проектов и мониторинга проектов, а также организационно-техническое и информационное сопровождение реализации проектов в рамках реализации федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации" национального проекта "Наука" подпрограммы "Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
Согласно пункту 1.1 Договора его предметом являлось предоставление Минобрнауки России субсидии Получателю из федерального бюджета с целью реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства с шифром 2015-218-07-072 по теме "Создание высокотехнологичного производства алюмо-скандиевой лигатуры с использованием продуктов скважинного подземного выщелачивания урана". Указанный проект осуществлялся ответчиком в кооперации с ФГАОУ ВПО "УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина".
В соответствии с пунктом 1.3 Договора условиями предоставления субсидии являлось создание высокотехнологичного производства новой (усовершенствованной) продукции (услуг) / высокой технологии.
Как было установлено пунктом 1.4 Договора общий размер субсидии, предоставляемой Минобрнауки России Получателю составлял 130 000 000 рублей.
Получатель субсидии был обязан дополнительно направить на реализацию комплексного проекта собственные средства в размере не менее 154 720 000 рублей, из которых не менее 48 720 000 рублей должны быть направлены на финансирование НИОКТР по комплексному проекту (пункт 2.2.2 Договора), а также достичь показателей результативности реализации комплексного проекта, отражённых в пункте 2.2.5 Договора в период с 2016 г. по 2022 г.
Вместе с тем, дополнительным соглашением от 10 июля 2018 г. N 1 в Договор были внесены изменения в части увеличения размера собственных средств Получателя, направляемых на реализацию комплексного проекта до 231 460 000 рублей, а также в значения целевых показателей результативности реализации комплексного проекта.
Дополнительным соглашением к Договору от 12 ноября 2018 г. N 2 Министерство образования и науки Российской Федерации заменено на Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Вместе с тем Федеральным казначейством на основании приказа от 21 марта 2019 г. N 119п в отношении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации проведена 'Плановая проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на государственную поддержку развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 218.
В ходе упомянутой проверки Федеральным казначейством установлено, что, в нарушение статей 78, 158, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, высокотехнологичное производство алюмо-скандиевой лигатуры с использованием продуктов скважинного подземного выщелачивания урана, предусмотренное Договором, создано не было.
В этой связи Федеральным казначейством направлено представление от 5 декабря 2019 г. N 23-01-02/26281 в Минобрнауки России с требованием, в том числе устранить выявленное бюджетное нарушение путём взыскания средств субсидии в доход федерального бюджета. Данное представление в установленном законом порядке не оспорено, а, следовательно, в силу положений 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является обязательным для исполнения в срок, определённый органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Из акта плановой выездной проверки в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации от 16 октября 2019 г. (далее- Акт) следует, что Управлением Федерального казначейства по Курганской области также проведена внеплановая выездная проверка в АО "Далур" по теме: проверка использования средств из федерального бюджета на реализацию комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства в рамках подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы" за период с 2016 г. по истекший период 2019 г. (стр. 112 Акта).
В ходе названной выше проверки было установлено, что в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и условий Договора производство алюмо- скандиевой лигатуры с использованием продуктов скважинного подземного выщелачивания урана на АО "Далур" отсутствует, условия предоставления Получателю субсидии из федерального бюджета не выполнены, объём собственных средств АО "Далур", подлежащих перечислению на софинансирование комплексного проекта не достигнут, сроки предоставления Получателем отчётной документации не соблюдены, целевые показатели Договора, в том числе объёма выпускаемой с использованием результатов НИОКТР новой (усовершенствованной) высокотехнологичной продукции не достигнуты, а отчётная документация содержит недостоверную информацию, что также подтверждается заключением экспертизы N 14/2019/ФКУ0140, выполненной 28 сентября 2019 г. Обществом с ограниченной ответственностью "Специализированная организация "Экспертиза поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг (стр. 112-118 Акта).
Таким образом, во исполнение указанного выше представления Минобрнауки России направлено извещение о расторжении Договора от 14 мая 2020 г. N МН-2/148-ДА с требованием возврата средств субсидии в размере 130 000 000 рублей в доход федерального бюджета в течение 10 рабочих дней со дня получения претензии (вручена представителю ответчика 27 мая 2020 г.).
Из условий Договора следует, что он может быть расторгнут в одностороннем порядке по требованию Минобрнауки России при письменном извещении об этом Получателя и указания причины расторжения (пункт 6.3 Договора).
Как определено пунктом 3.2 Договора в случае установления по итогам проверок, проведённых Минобрнауки России или иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нарушения Получателем целей и условий предоставления субсидии, средства субсидии подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.3 Договора непредставление или своевременное представление Получателем отчётных документов и информации, предусмотренных Договором, является существенным нарушением его условий и служит основанием для возврата предоставленной Получателю субсидии в полном объёме.
Таким образом, поскольку органами Федерального казначейства в ходе выездных проверок были установлены факты неисполнения и ненадлежащего исполнения АО "Далур" условий Договора, то Минобрнауки России полагает, что сумма субсидии в размере 130 000 000 рублей подлежит возврату Получателем в доход федерального бюджета в полном объёме. На момент подготовки и подписания настоящего иска денежные средства АО "Далур" не возвращены.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении иска, исходя из следующего.
По условиям пункта 1.2. Договора N 02.G25.31.0210 от 27.04.2016 Получатель направляет средства указанной субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР). проводимых Головным исполнителем в рамках комплексного проекта в соответствии с договором на выполнение НИОКТР от 21.01.2016 г. N 21-2016 в редакции договора на выполнение НИОКТР от 07.06.2016 г. N 21-2016 (далее - договор на выполнение НИОКТР) (Приложение N1 к Отзыву).
Условиями предоставления субсидии в соответствии с пунктом 1.3. Договора N 02.G25.31.0210 от 27.04.2016 являются:
1.3.1.Создание высокотехнологичного производства новой (усовершенствованной) продукции (услуг)/высокой технологии.
1.3.2. Выполнение Головным исполнителем в рамках комплексного проекта не менее 60 процентов общего стоимостного объема научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР). затраты на которые возмещаются за счет средств субсидии, самостоятельно, без привлечения третьих лиц.
1.3.3.Направление Получателем на реализацию комплексного проекта собственных средств в размере не менее 100 процентов от размера предоставляемой субсидии в каждом календарном году реализации комплексного проекта. При этом не менее 20 процентов указанных средств должны быть использованы на финансирование НИОКТР по комплексному проекту.
Пункт 1.3. Договора от 27.04.2016 N 02.G25.31.0210 содержит исчерпывающий перечень условий, при одновременном соблюдении которых, осуществляется предоставление субсидии.
По условиям пункта 1.4. Договора N 02.G25.31.0210 от 27.04.2016 общий размер субсидии составляет 130 000 000 (Сто тридцать миллионов) рублей, в том числе: в 2016 г. - 70 000 000 (Семьдесят миллионов) рублей; в 2017 г. - 60 000 000 (Шестьдесят миллионов)рублей.
Получатель обязался использовать полученную субсидию в соответствии с ее целевым назначением и условиями предоставления субсидии, указанными в пунктах 1.1-1.3 договора (п.п. 2.2.1. Договора N 02.G25.31.0210 от 27.04.2016).
Пункт 6.3. Договора N 02.G25.31.0210 от 27.04.2016 содержит исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых договор может быть расторгнут в одностороннем порядке, это:
- Невозможность реализации комплексного проекта на условиях, предусмотренных настоящим договором;
- Расторжение договора на выполнение НИОКТР, если в ходе выполнения НИОКТР выяснится невозможность достижения требуемых результатов вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон договора на выполнение НИОКТР;
- Нецелевое использование Получателем средств субсидии:
- Оплата Получателем за счет субсидии НИОКТР, выполненных Головным исполнителем до заключения настоящего договора;
- Одновременное финансирование НИОКТР, указанных в договоре на выполнение НИОКТР, за счет средств субсидии и иных источников.
В исковом заявлении ни один случай наступления событий, перечисленный в п.6.3 договора Истцом не указан.
В связи с чем, суд первой инстанции правильно указал, что о ни одного из указанных в п.6.3 Договора случая не наступило, Минобрнауки России в нарушение условий договора неправомерно отказалось от исполнения договора и необоснованно направило в адрес АО "Далур" Извещение о расторжении договора N МН-2/148-ДА от 14.05.2020 (Приложение N2 к Отзыву).
Во исполнение п.п.2.2.6. и 2.2.7. Договора N 02.025.31.0210 от 27.04.2016 Получатель ежегодно предоставлял в Минобрнауки России отчеты о расходах, связанные с выполнением Головным исполнителем НИОКТР в рамках комплексного проекта и подлежащих возмещению за счет средств субсидий, отчет об использовании средств субсидии, отчет о выполненных работах по реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства, отчет о достигнутых значениях показателей результативности реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства.
Документооборот с Минобрнауки России осуществлялся через ООО "Инконсалт К", привлеченной Минобрнауки России в соответствии с п.7 Правил предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках программы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N"218 от 09.04.2010 (в ред. постановления Правительства РФ от 12 феврачя 2015 N 119, действовавшей на момент заключения договора).
Отчетные документы в электронном виде подгружались на портал Минобрнауки России. Далее после проверки и согласования документов, которое осуществлялось ООО "Инконсалт К", АО "Далур" готовилось сопроводительное письмо и отчетные документы направлялись в адрес Минобрнауки России экспресс почтой.
Как правильно указал суд первой инстанции, отчеты рассмотрены и приняты Комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации по организации проверки реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства и досудебному урегулированию споров, что подтверждается:
Актом рассмотрения и приемки отчетной документации об исполнении в отчетном периоде N 1 условий предоставления и использования субсидии, предоставляемой АО "Далур" по Договору N 02.G25.31.0210 от 27.04.2016 (Приложение N 3 к Отзыву);
Актом рассмотрения и приемки отчетной документации об исполнении в отчетном периоде N 2 условий предоставления и использования субсидии, предоставляемой АО "Далур" по Договору N 02.G25.31.0210 от 27.04.2016 (Приложение N 4 к Отзыву);
Актом рассмотрения и приемки отчетной документации об исполнении в отчетном периоде N 3 условий предоставления и использования субсидии, предоставляемой АО "Далур" по Договору N 02.G25.31.0210 от 27.04.2016 (Приложение N 5 к Отзыву):
Актом N 1/Д от 26.03.2019 об оценке исполнения Получателем субсидии обязательств по договору N 02.G25.31.0210 от 27.04.2016 предоставления субсидии из федерального бюджета (Приложение N 6 к Отзыву).
Субсидия в установленном размере в соответствии с п. 1.5. Договора N 02.G25.31.0210 от 27.04.2016 по результатам рассмотрения Отчетов перечислена на расчетный счет Получателя, указанный в договоре:
- 29.12.2016 в сумме 70 000 000.00 рублей;
- 20.06.2017 в сумме 32 000 000.00 рублей;
- 27.11.2017 в сумме 28 000 000,00 рублей.
Создание ответчиком высокотехнологичного производства новой (усовершенствованной) продукции (услуг)/высокой технологии являются следующие документы:
-Акт Комиссии Министерства науки и высшего образования РФ N 1/Д от 26.03.2019 оценке исполнения Получателем субсидии обязательств по договору N 02.G25.31.0210 27.04.2016 предоставления субсидии из федерального бюджета;
-Акт о проведении приёмочных испытаний технологического процесса AlSc2 на ОПУ-2 от 26.11.2018 г., утвержденный генеральным директором АО "Далур" Попониным Н.А. 27.11.2018;
-Акт о наработке опытных образцов AlSc2 от 19 ноября 2018 г.. утвержденный генеральным директором АО "Далур" Попониным Н.А. 20.11.2018;
-Акт о наработке опытных образцов AlSc2 от 28 ноября 2018 г.. утвержденный генеральным директором АО "Далур" Попониным Н.А. 29.11.2018;
-Патент на изобретение N 2622201, выдан Роспатентом 13.06.2017. Патентообладатель
- АО "Далур";
-Патент на изобретение N 2647047, выдан Роспатентом 13.03.2018. Патентообладатель - АО "Далур";
-Патент на изобретение N 2704681, выдан Роспатентом 30.10.2019. Патентообладатель - АО "Далур";
-Патент N 2650410 выдан Роспатентом 13.04.2018. Правообладателями технологии являются АО "Далур", УрФУ (разработчик технологии) и АО "Аксион - Редкие и Драгоценные Металлы" (изготовитель смолы).
Данный патент есть результат работы, которая изначально не планировалась, и возник при решении проблем по комплектованию установки материалом необходимым для извлечения скандия из растворов, как результат совместных усилий АО "Далур", УРФУ и АО "Аксион -Редкие и Драгоценные Металлы".
Процесс плавки зафиксирован Актом экспертизы N 187/03/00059 от 20.10.2020 составленным экспертом Союза "Торгово-промышленная палата города Кургана" Ананьевой Ольгой Николаевной.
Процесс производства на территории АО "Далур" включающий работы на ОПУ-1 и ОПУ-2 по промышленному производству на АО "Далур" зафиксирован на видео.
Новизну и актуальность результатов, проведенных в рамках комплексного проекта НИОКТР подтверждает Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет" в своем ответе на запрос УФК по Курганской области (стр.4344 Акта выездной проверки АО "Далур" от 30.09.2019).
В результате совместной работы АО "Далур" и УрФУ в рамках реализации комплексного проекта получены следующие результаты:
- создана и принята в эксплуатацию опытно-промышленная установка (ОПУ-1) для получения концентрата фторида скандия из раствора подземного выщелачивания урана;
- создано производство фторида скандия, являющегося исходным веществом как для получения оксида скандия, так и алюмо-скандиевой лигатуры:
- создана и принята в эксплуатацию опытно-промышленная установка (ОПУ-2) для проведения плавок и получения лигатуры с использованием фторида скандия, используемая в настоящее время для производства оксида скандия;
- получены опытные образцы лигатуры AlSc2;
- создано производство высокотехнологичного товарного продукта.
Акционерное общество "Далур" (далее - заявитель, АО "Далур") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Курганской области (далее - УФК по Курганской области, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2019 N 43-45-25/2019/44 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 2 600 000 руб.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 10.12.2020 (резолютивная часть решения объявлена 03.12.2020) требования заявителя удовлетворены, оспоренное постановление признано незаконным и отменено. Решение вступило в законную силу 08.02.2021.
При этом судами установлены следующие обстоятельства.
В связи с поступлением письма Федерального казначейства от 15.04.2019 N 21-03-03/7486, на основании приказа УФК по Курганской области от 13.06.2019 N 348 должностными лицами управления в отношении АО "Далур" проведена внеплановая выездная проверка на предмет проверки использования средств федерального бюджета на реализацию комплексного проекта подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий на 2013- 2020 годы". Проверяемый период: 2016 года - истекший период 2019 года. К проведению проверки привлекались эксперты Общества с ограниченной ответственностью "Специализированная организация "Экспертиза поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг".
В рамках выездной проверки управлением проведены встречные проверки: ФГАОУВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" - на основании поручения Федерального казначейства от 25.07.2019 N 21-03-03/15818 и приказа УФК по Свердловской области от 01.08.2019 N 697; общества с ограниченной ответственностью "Далматовский Специализированный строитель" - на основании приказа УФК по Курганской области от 03.09.2019 N 493.
По результатам контрольных мероприятий составлен акт встречной проверки ФГАОУВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" от 02.09.2019, акт выездной проверки АО "Далур" от 30.09.2019.
Управление пришло к выводу о нарушении заявителем условий предоставления субсидии, в связи с чем действия заявителя квалифицированы по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Уведомлением от 06.11.2019 заявитель извещен о необходимости явки его представителя в административный орган для участия в составлении протокола об административном правонарушении.
По фактам выявленных нарушений управлением в отношении заявителя в присутствии его представителя 21.11.2019 составлен протокол N 43-45-25/2019/44 об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Суд отклонил довод административного органа о нарушении заявителем условий предоставления субсидии в части выполнения головным исполнителем - университетом в рамках комплексного проекта не менее 60 процентов общего стоимостного объема научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, затраты на которые возмещаются за счет средств субсидии, самостоятельно, без привлечения третьих лиц.
Как следует из судебных актов по делу N А34-17507/19 судами установлен факт создания высокотехнологичного производства новой (усовершенствованной) продукции (услуг) / высокой технологии материалами дела. Названное не противоречит и заключению экспертизы N 14/2019/ФКУ0140, в соответствии с которым стадия "Разработка" (в соответствии с ГОСТ Р 15.301-2016, включающая, в том числе разработку конструкторской и технологической документации, изготовление опытных образцов, испытания опытных образцов, приемку результатов опытно-конструкторских работ на объекте контроля) получателем субсидии выполнена.
Сделан вывод о том, что оснований для вменения обществу в вину несоблюдения условий предоставления субсидии в названной части у Управления не имелось.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Наличие преюдициально установленных (предрешенных) обстоятельств означает, что в ходе арбитражного производства не подлежат доказыванию и не допускают опровержения обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного и вступившего в законную силу судебного акта.
Суд первой инстанции обосновано отклонил довод истца о том, что Ответчиком нарушены иные существенные условия Договора N 02.G25.31.0210 от 27.04.2016 позволяющие ему в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора и требовать возврата средств субсидии в размере 130 000 000 рублей, поскольку противоречит положениям п.1 ст.168, п.1 ст.310, п.п.1 п.2 ст.450 ГК РФ и положениям п.3.2,3.3, 6.3 Договора N 02.G25.31.0210 от 27.04.2016.
П.3.2 ни п.3.3 Договора N 02.G25.31.0210 от 27.04.2016 не дают Минобрнауки России права на отказ от договора без обращения в суд, к аналогичному выводу приходит Арбитражный суд г.Москвы в своем Решении от 01 марта 2021 года по Делу N А40-140198/20-76-925.
Возможность одностороннего расторжения договора по письменному требованию Минобрнауки предусмотрена пунктом 6.3 Договора N 02.G25.31.0210 от 27.04.2016 и только при наступлении оснований, перечисленных в данном пункте.
Однако, документального подтверждения наступления ни одного из 5 (Пяти) оснований для одностороннего расторжения договора, перечисленных в п.6.3, Истцом не предоставлено.
Таким образом, у Минобрнауки России:
- не имеется права на односторонний отказ от исполнения Договора N 02.G25.31.0210 от 27.04.2016, а Извещение о расторжение договора от 14.05.2020 N МН-2/148-ДА является недействительным как противоречащее закону.
- нет правовых оснований для требования возврата средств субсидии в размере 130 000 000,00 рублей.
Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности по требованию о возврате средств субсидии по 1 (первому) периоду работ за 2016 год.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Истец узнал о нарушении права из представления Федерального казначейства от 05.12.2019 N 23-01-02/26281. Иск подан 30.07.2020.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что срок исковой давности не пропущен.
Довод Истца о том, что оспариваемый судебный акт не содержит выводов о признании экспертного заключения ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ не допустимым доказательством, доводы, опровергающие выводы экспертов отсутствуют, в связи с чем решение принято судом при не соответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и с нарушением норм процессуального права.
Однако, данный вывод Истца противоречит выводам суда, указанным в судебном акте.
Вопреки аргументам апелляционной жалобы, неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки, поскольку при принятии решения суды оценивают собранную по делу доказательственную базу в ее совокупности, что соответствует положениям статьи 71 АПК РФ. Само по себе данное обстоятельство не является основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Довод Истца, что оспариваемый судебный акт фактически создает ситуацию, при которой Ответчик, несмотря на неисполнение Договора надлежащим образом. освобождается от ответственности в виде возврата денежных средств, полностью опровергается материалами настоящего дела и Решением Арбитражного суда Курганской области от 10.12.2020 по делу N А34-17507/2019. вступившим в силу 08.02.2021.
Так, судами однозначно установлен факт создания АО "Далур" в кооперации с УрФУ высокотехнологичного производства алюмо-скандиевой лигатуры с использованием продуктов скважинного подземного выщелачивания урана.
Истцом не оспаривается и тот факт, что Общество, во исполнение п. 1.2. Договора от 27.04.2016 N 02.G25.31.0210. изначально несло затраты в размере 130 000 000.00 рублей, путем перечисления их УрФУ за выполнение НИОКТР, и только потом направляло все полученные от Министерства средства субсидии на возмещение этих затрат.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Истца, изложенную им в суде первой инстанции, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 мая 2021 г. по делу N А40-132812/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А.Сазонова |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132812/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ДАЛУР"