город Томск |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А03-4304/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орион" (N 07АП-6788/2021) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.06.2021 по делу N А03-4304/2021 (судья Трибуналова О.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орион" (ИНН 2204013315, ОГРН 1032201644463, 659325, Алтайский край, г. Бийск, пер. 3 Интернационала, 10) к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 3 (ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623, 659300, Алтайский край, г. Бийск, ул. Толстого, 141/1) о признании недействительным решения от 30.12.2020 об оставлении заявления о назначении выплаты пособия по беременности и родам Балдиной С.Л. без рассмотрения.
С привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Балдиной Светланы Леонидовны,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - Общество, ООО "Орион", заявитель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 3 (далее - Фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 30.12.2020 об оставлении заявления о назначении выплаты пособия по беременности и родам Балдиной С.Л. без рассмотрения.
Решением от 07.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что Балдина С.Л. осуществляла трудовую деятельность в ООО "Орион", данное обстоятельство подтверждается Приказом N 29 от 20.09.2020 о проведении ревизии, Приказом N 32 от 29.10.2020 о проведении ревизии, а также расчетной ведомостью о начислении заработной платы, табелями рабочего времени. Таким образом, Балдина С.Л. действительно осуществляла трудовую деятельность в ООО "Орион", получала заработную плату.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Фонд представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором не соглашаясь с доводами Общества, просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 30.11.2020 Обществом в отношении застрахованного лица Балдиной C.Л. в филиал N 6 отделения Фонда предоставлен электронный реестр сведений для назначения и выплаты пособия по беременности и родам за период с 24.11.2020 по 12.04.2021 по листку нетрудоспособности N 383368226423 от 24.11.2020.
С целью осуществления контроля Фонда за полнотой и достоверностью представленных Обществом сведений страхователю направлены извещения о предоставлении недостающих документов ил сведений от 04.12.2020 N 697, от 15.12.2020 N 697/1.
На основании представленных Обществу документов установлено, что страхователем создана искусственная ситуация с целью получения Балдиной C.Л. средств на обязательное социальное страхование из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом социального страхования в адрес Общества направлено письмо от 30.12.2020 N 17/8-24/03-9654 об оставлении заявления о назначении и выплате пособия по беременности и родам застрахованному лицу Балдиной C.Л. без рассмотрения.
Посчитав решение от 30.12.2020 несоответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что действия Общества фактически были направлены на создание искусственной ситуации, связанной с преднамеренным приемом на работу работника, т.е. непосредственно перед наступлением страхового случая, в целях неправомерного получения средств бюджета Фонда социального страхования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) урегулированы правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона N 255-ФЗ определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (частей 1, 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N165-ФЗ) пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно подпунктам 4, 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что пособие по беременности и родам является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В статье 4 Федерального закона N 81-ФЗ определено, что выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному 5 страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Постановление N 294) утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации (далее - Положение), действовавшее до 31.12.2020.
В соответствии с Постановлением N 294 выплату пособий лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, занятым у страхователей, зарегистрированных в территориальных органах Фонда, с 01.07.2017 производит непосредственно территориальный орган Фонда социального страхования.
С 01.07.2017 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия.
Выплата пособия застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путём перечисления пособия на банковский счёт застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Как следует из материалов дела, Обществом в отношении застрахованного лица Балдиной С.Л. в филиал N 6 отделения Фонда предоставлен электронный реестр сведений для назначения и выплаты пособия по беременности и родам за период с 24.11.2020 по 12.04.2021 по листку нетрудоспособности N 383368226423 от 24.11.2020.
С целью осуществления контроля территориальным органом Фонда за полнотой и достоверностью представленных Обществом сведений направлены извещения о предоставлении недостающих документов ил сведений от 04.12.2020 N 697, от 15.12.2020 N 697/1.
Согласно представленным Обществом документам установлено, что Балдина C.Л. за 2 месяца до наступления страхового случая в виде отпуска по беременности и родам принята на должность инспектора-ревизора с 23.09.2020 (трудовой договор от 23.09.2020 г. N 278/20, приказ о приеме на работу N 50-к от 23.09.2020) на условиях полного рабочего времени с должностным окладом в размере 18400,00 руб. (с учетом районного коэффициента), который соответствует утвержденному штатному расписанию N1 от 30.06.2020.
В должностной инструкции инспектора-ревизора, подписанной Балдиной C.JI. 23.09.2020, указано, что к должности инспектора-ревизора предъявляются требования по образованию: среднее профессиональное (экономическое) без предъявления требований к стажу работы.
Согласно материалам проверки, у Балдиной С.Л. высшее педагогическое образование, что подтверждается дипломом ВСГ 0325396 от 22.06.2006, выданным ГОУВПО "Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина", специальность "Педагогика и методика начального образования" (документы подтверждающие смену фамилии прилагаются).
Имеются документы об окончании Балдиной С.Л. дополнительного образования:
- сертификат ТЯ N 000129 от 25.05.2002 о подготовке в Бийском педагогическом государственном университете по направлению "Пользователь персонального компьютера",
- удостоверение N ДР-003 от 05.10.2006 об аттестации в Учебно-консультационном центре на базе ООО "Стимул-Курс" по направлению "Оператор офисных программ",
- удостоверение N 0000199 от 26.04.2007 г. об обучении в ГОУ "Учебно-информационный центр при Управлении Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю" Бийское отделение по программе "Кассир-операционист ККМ",
- удостоверение N 1639 от 09.11.2012 об обучении в ОНУ "Бийская бухгалтерская школа" по программе "Работа в программе 1C: Управление торговлей".
Кроме того, согласно записям трудовой книжки Балдиной С.Л. TK-VI N 3988602 до трудоустройства в Общество Балдина С.Л. трудовой стаж отсутствовал.
Как верно отметил суд первой инстанции, до трудоустройства в ООО "Орион" на должность инспектора-ревизора Балдина С.Л. не имела опыта работы в данной сфере, до момента трудоустройства к страхователю не являлась застрахованным лицом.
Из материалов дела следует, что Фондом в ходе проведения проверки осуществлен запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации по системе электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) о сумме выплат, облагаемых страховыми взносами за два года, предшествующих году наступления страхового случая.
Согласно представленным из Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям, сумма выплат и иных вознаграждений Балдиной С.Л. за два предшествующих года до наступления страхового случая составляет 5160,00 рублей (АО " ОТП-БАНК").
В письменных пояснениях застрахованное лицо Балдина С.Л. пояснила, что с АО "ОТП-БАНК" трудовой договор не заключался, оплата производилась за выполненную работу по гражданско-правовому договору.
На период отпуска по беременности и родам Балдиной С.Л. обязанности инспектора-ревизора возложены на бухгалтера организации Ананьину Н.В. (Приказ N 34-к от 24.11.2020). На время отсутствия основного работника Балдиной C.Л., исполняющий ее обязанности работник не принимался.
Судом также установлено, что из содержания документов об образовании Балдиной C.Л. следует, что застрахованное лицо Балдина C.Л. не имеет специального (экономического) образования.
Доказательств выполнения Балдиной C.JI. своих фактических обязанностей, а также документов, позволяющих установить объем работ, подлежащих выполнению инспектором-ревизором, Обществом в нарушении статьи 65 АПК РФ не представлено.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что Балдина С.Л. осуществляла трудовую деятельность в ООО "Орион", что подтверждается Приказами N 29 от 20.09.2020 и N32 от 29.10.2020. Более того, у Фонда не имелось каких-либо претензий и требований к представленным ООО "Орион" документам.
Вместе с тем, исходя из вышеуказанных нормативных требований, формальное соответствие требованиям законодательства представленных обществу документов, не является основанием для возмещения ему спорных расходов, поскольку создание заявителем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении таких расходов.
Апелляционная коллегия, оценив в совокупности все обстоятельства, приходит о том, что страхователем преднамеренно создана ситуация, связанная с выплатой пособия по беременности и родам работнику, принятому непосредственно перед наступлением страхового случая.
Юридические лица вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем, учитывая, что ситуация связана с возмещением расходов на выплату пособия по беременности и родам, ее разрешение не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере трудовых и гражданско-правовых отношений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о создании заявителем искусственной ситуации по оформлению на работу физического лица для получения средств из Фонда социального страхования, что исключает удовлетворение заявленных требований, поскольку возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя.
Формальное соответствие представленных Обществом документов требованиям законодательства о подтверждении обоснованности получения компенсационной выплаты по социальному страхованию при установленных арбитражным судом вышеуказанных обстоятельствах дела, не свидетельствуют о правомерных действиях Общества, поскольку Балдина С.Л. была принята непосредственно перед наступлением страхового случая.
Достоверных и достаточных доказательств, совокупность которых свидетельствовала бы о наличии в трудоустройстве Балдиной С.Л. реальной деловой цели, в материалах дела не имеется.
Суд также правомерно учел, что оспариваемым решением об оставлении заявления без рассмотрения права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности не затрагиваются, поскольку в рамках пилотного проекта выплата пособий производится не за счет денежных средств страхователя, а за счет денежных средств Фонда социального страхования. Фактически данное решение адресовано работнику, не получившему денежные выплаты, для Общества оно носит уведомительный характер.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.06.2021 по делу N А03-4304/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орион" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Орион" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 17.06.2021 N 794.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4304/2021
Истец: ООО "Орион"
Ответчик: ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Балдина Светлана Леонидовна