г. Красноярск |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А69-79/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" августа 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Барыкина М.Ю., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от ответчика (Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва): Сат Д.А., представителя по доверенности от 25.11.2020, Ооржак В.Б., представителя по доверенности от 17.03.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Управляющая компания ТЭК 4"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "22" декабря 2020 года по делу N А69-79/2020
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Тыва "Управляющая компания ТЭК 4" (ИНН: 1701036423, ОГРН: 1041700508475, далее - заявитель, предприятие, налогоплательщик) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Тыва (с учетом процессуального правопреемства, далее - ответчик, налоговый орган, управление) о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва (далее - инспекция) (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва от 22.11.2019 N 02-10/8692) от 24.07.2019 N 404, N41436, 02.08.2019 N 405, N 406, N4144507, N 50332, N 50327, 07.08.2019 N 408, N 409, N 411, N 50328, N 50330.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "22" декабря 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы предприятие со ссылкой на буквальное толкование абзаца 3 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации указывает на то, что суммы субсидий не подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), поскольку налогоплательщик применяет государственные регулируемые цены и льготы, предоставляемые отдельным потребителям.
При этом, как следует из апелляционной жалобы, конкретные физические лица (потребители) не являются получателями субсидий, так как суммы субсидий, выделяемые органами муниципальной власти, зачисляются на транзитные счета, не имеющие конкретного собственника, и далее с транзитных счетов зачисляются на расчетный счет предприятия; на счетах физических лиц отражаются операции с зачислением сумм субсидий и одномоментным списанием их в том же объеме, которые являются техническими, физические лица распоряжаться этими денежными средствами не могут.
Таким образом, по утверждению заявителя, получаемые им суммы субсидий в связи с установлением льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг призваны в первую очередь компенсировать предприятию недополученные доходы.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с ее доводами не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 31.03.2021.
Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на 12.05.2021, 05.07.2021, 28.07.2021.
Определением председателя первого судебного состава в связи с очередным отпуском судьи Иванцовой О.А. произведена замена судьи Иванцовой О.А. на судью Барыкина М.Ю.
В судебном заседании представитель налогового органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в отзыве на нее, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заявитель представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица, участвующего в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки налоговых деклараций предприятия по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС):
- за 1 квартал 2016 года корректирующая декларация от 16.11.2018 N 6;
- за 2 квартал 2016 года, регистрационный номер 17803404 от 24.10.2018 (корректирующая N 6), дата поступления в налоговый орган 29.11.2018;
- за 3 квартал 2016 года, регистрационный номер 17803406 от 24.10.2018 (корректирующая N 3), дата поступления в налоговый орган 29.11.2018;
- за 4 квартал 2016 года, регистрационный номер 17803405 от 08.11.2018 (корректирующая N 6), дата поступления в налоговый орган 29.11.2018;
- за 1 квартал 2017 года, регистрационный номер 17747510 от 07.03.2018, дата поступления в налоговый орган 13.11.2018 (корректирующая N 9);
- за 3 квартал 2017 года, регистрационный номер 17747509 от 08.11.2018 (корректирующая N 8), дата поступления в налоговый орган 13.11.2018;
- за 4 квартал 2017 года, регистрационный номер 17803317 от 08.11.2018 (корректирующая N 10), дата поступления в налоговый орган 28.11.2018;
- за 1 квартал 2018 года, регистрационный номер 17747225 от 08.11.2018, (корректирующая N 8).
По результатам проверок уточненных деклараций составлены акты налоговых проверок.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика и дополнений к ним налоговым органом были приняты решения об отказе в возмещении сумм НДС, заявленных к возмещению, и о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения за 1, 2, 3, 4 квартал 2016 года, 1, 3, 4 квартал 2017 года, 1 кв 2018 года:
- решение от 02.08.2019 N 50327 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации): неправомерное уменьшение налоговой базы по ставке 18% на сумму 12 345 587 рублей, что привело к доначислению НДС в размере 1 008 308 рублей за 1 кв. 2016 года.
За несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 99 323 рублей 71 копейки.
- решение от 02.08.2019 N 405 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Налоговым органом отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 213 892 рубля.
- решение от 07.08.2019 N 50328 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации): неправомерное уменьшение налоговой базы по ставке 18% на сумму 4 631 793 рубля, что привело к доначислению НДС в размере 659 743 рублей за 2 кв. 2016 года.
За несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 60 864 рублей 22 копеек.
- решение от 07.08.2019 N 408 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Налоговым органом отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 173 980 рублей.
- решение от 07.08.2019 N 50330 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации): неправомерное уменьшение налоговой базы по ставке 18% на сумму 14 845 832 рубля, что привело к увеличению исчисленной суммы НДС на 2 672 250 рублей, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 496 677 рублей (2 672 250-2 175 573 сумма, отраженная налогоплательщиком к возмещению) за 3 кв. 2016 года.
За несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 44 571 рубль 24 копейки.
- решение от 07.08.2019 N 410 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Налоговым органом отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 175 573 рубля.
- решение от 07.08.2019 N 50331 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации): неправомерное уменьшение налоговой базы по ставке 18% на сумму 17 601 263 рубля, что привело к доначислению НДС в размере 354 687 рублей за 4 кв. 2016 года.
За несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 31 762 рублей 22 копеек.
- решение от 07.08.2019 N 409 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Налоговым органом отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 813 540 рублей.
- решение от 02.08.2019 N 50332 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации): неправомерное уменьшение налоговой базы по ставке 18% на сумму 15 300 354 рубля, что привело к доначислению НДС в сумме 1 093 595 рублей за 1 кв. 2017 года.
За несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 108 330 рублей 81 копейки.
N 406 от 02.08.2019 Решение об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Налоговым органом отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 660 469 рублей.
- решение от 02.08.2019 N 41445 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения: неправомерное уменьшение налоговой базы по ставке 18% на сумму 9 075 806 рублей, что привело к доначислению НДС в размере 1 633 645 рублей за 3 кв. 2017 года. С учетом суммы налога подлежащей восстановлению в размере 2 440 678 рублей общая доначисленная сумма налога составила 2 604 041 рубль.
За несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 395 265 рублей 40 копеек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налоговый кодекс Российской Федерации начислен штраф в размере 520 807 рублей 40 копеек (20%). С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом учтены смягчающие обстоятельства, штраф снижен до 260 404 рублей 10 копеек.
- решение от 02.08.2019 N 407 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Налоговым органом отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 486 103 рубля.
- решение от 02.08.2019 N 41418 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения: неправомерное уменьшение налоговой базы по ставке 18% на сумму 9 124 050 рублей, а также неправомерное исключение из показателей налоговой декларации суммы подлежащей к восстановлению в размере 5 150 777 рублей в соответствии подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, что привело к доначислению НДС в размере 4 008 487 рублей за 4 кв. 2017 года.
За несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 510 283 рублей 20 копеек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации начислен штраф в размере 801 697 рублей 40 копеек (20%). С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом учтены смягчающие обстоятельства, штраф снижен до 400 848 рублей 70 копеек.
- решение от 02.08.2019 N 411 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Налоговым органом отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 784 619 рублей.
- решение от 24.07.2019 N 41436 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения: неправомерное уменьшение налоговой базы по ставке 18% на сумму 14 600 673 рубля, что привело к доначислению НДС в размере 1 711 326 рублей за 1 кв. 2018 года.
За несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 88 936 рублей 67 копеек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации начислен штраф 342 265 рублей 20 копеек.
- решение от 24.07.2019 N 404 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Налоговым органом отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 916 796 рублей.
Не согласившись с вынесенными решениями предприятие, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Тыве с апелляционными жалобами.
Решением Управления от 11.10.2019 N 02-10/7557 решение инспекции от 24.07.2019 N 41436 в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации изменено, с учетом обстоятельств смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения штрафа снижен с 342 265 рублей 20 копеек (20%) до 171 132 рублей 60 копеек.
Решением Управления ФНС России по Республике Тыва от 22.11.2019 N 02-10/8692 решения инспекции от 07.08.2019 N 410, N 41418, N 50331, 02.08.2019 N 407 отменены, решения инспекции от 07.08.2019 N 50330, N 409, N 411, 02.08.2019 N 41445 изменены в части:
- за 3 квартал 2016 года недоимка снижена на 71 469 рублей (496 677-425 208), начисленные пени снижены на 5735 рублей 24 копейки (44 571,24-38 836);
- за 3 квартал 2017 года недоимка снижена на 2 440 678 рублей (2 604 041-163 363), начисленные пени снижены на 355 461 рубль 51 копейку (395 265,40 - 39 803,89), штраф уменьшен на сумму 252 235 рублей 95 копеек (260 404,10-8 168,15);
- за 4 квартал 2016 года - в части отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость в размере 301 548 рублей (2 813 540 - 2 511 992);
- за 4 квартал 2017 года - в части отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость в размере 1 142 290 рублей (2 784 619 - 1 642 329).
Полагая, что доначисление оспариваемыми решениями инспекции недоимки, пени, привлечение к ответственности в виде штрафа не соответствует закону и нарушает его права, предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
Основанием для доначисления предприятию НДС, соответствующих ему пени и штрафов послужил вывод инспекции о необоснованном уменьшении налогоплательщиком налоговой баз по НДС на суммы предоставленных гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных предприятием требований, согласился с указанными выводами инспекции.
Суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, предприятие производит начисление отпущенной тепловой энергии потребителям по утвержденному тарифу (без учета льгот).
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость независимо от источника финансирования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В соответствии с указанными нормами права денежные средства, получаемые из бюджета налогоплательщиками в счет увеличения их доходов при реализации товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Таким образом, получатели субсидий - физические лица - уплачивают свою задолженность по жилищно-коммунальным услугам полностью из расчета потребителю по утвержденному тарифу (без учета льгот) и в данном случае у обслуживающей организации (предприятия) убытка не возникает.
В связи с изложенным отклоняется ссылка предприятия на абзац 3 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанная норма применима лишь в том случае, когда получаемые налогоплательщиком субсидии не связаны с расчетами за реализуемые товары, выполненные работы или оказанные услуги.
То есть, буквально порядок налогообложения полученных субсидий зависит от направления их использования.
Если бюджетные средства получены налогоплательщиком НДС на компенсацию расходов по оплате приобретаемых материальных ресурсов (работ, услуг) или же на покрытие убытка, образовавшегося в результате реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемых ценам, или по ценам с учетом льгот, то полученные субсидии не облагаются налогом.
Если же суммы субсидии выделены из бюджета на покрытие разницы в ценах, то полученные суммы субсидий рассматриваются как суммы, связанные с расчетами за товары (работы, услуги), которые на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации увеличивают налоговую базу налогоплательщика.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права и арбитражной судебной практике их применения, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "22" декабря 2020 года по делу N А69-79/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-79/2020
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТЭК 4"
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 1 ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА, Третий Арбитражный Апелляционный Суд, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА