г. Вологда |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А44-586/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 11 июня 2021 года по делу N А44-586/2021,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области (ИНН 5321034988, ОГРН 1025300793781, адрес: 173000, Великий Новгород, ул. Дворцовая, д. 9/5а; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний" (ИНН 0708006803, ОГРН 1020700688832, адрес: 361424, Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский р-н, с. Каменка, ул. Революционная, д. 225, корп. 1; далее - Предприятие) о взыскании 40 583 руб. 92 коп. по государственному контракту от 28.12.2018 N 1819320800012001501000028/151 в том числе 39 583 руб. 92 коп. пеней за просрочку исполнения обязательств, установленных пунктом 4.3.1 контракта и графиком выполнения работ (приложение 3 к контракту), а также 1 000 руб. штрафа за нарушение срока предоставления информации, указанной в пункте 5.1 контракта.
Решением суда от 11 июня 2021 года исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 32 355 руб. пеней, 1 000 руб. штрафа, в удовлетворении остальной части иска отказано. Этим же решением суда с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 1 644 руб. государственной пошлины.
Истец с решением суда в части отказа во взыскании пеней не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт в данной части отменить, требования удовлетворить. Полагает, что исковые требования Управления подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку просрочка исполнения контрактных обязательств допущена ответчиком по каждому этапу выполнения работ. Считает, что судом неверно истолкованы и применены нормы материального права, учтены не все обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела.
Отзыв на жалобу не поступил.
Поскольку в порядке апелляционного производства решение суда обжаловано истцом лишь в части отказа во взыскании пеней и при этом ответчик не заявил соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. От истца поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, 28.12.2018 Управлением (Заказчик) и Предприятием (Подрядчик) заключен государственный контракт N 1819320800012001501000028/151, по условиям которого Подрядчик обязуется: собственными и (или) привлеченными силами и средствами в установленные сроки выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.2 контракта; организовать проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации, достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации; передать в соответствии с контрактом Заказчику результаты указанных работ, положительные заключения государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, достоверности определения сметной стоимости, а Заказчик обязуется принять результаты инженерных изысканий, проектную документацию, рабочую документацию и уплатить определенную контрактом цену.
Объем и содержание работ определены заданием на проектирование (приложение 1 к контракту), заданием на выполнение инженерных изысканий (приложение 2 к контракту), разработанной на основе задания на инженерные изыскания программой инженерных изысканий и контрактом (пункт 2.1 контракта).
В соответствии с пунктом 2.2 контракта сроки начала выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, окончания выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, получения заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации определены графиком выполнения работ (приложение 3 к контракту), а сроки и размеры оплаты выполненных в соответствии с контрактом работ - графиком оплаты выполненных работ (приложение 4 к контракту). График выполнения работ и график оплаты выполненных работ являются неотъемлемой частью контракта и в совокупности составляют график исполнения контракта.
В силу пункта 2.3 контракта изменение графика исполнения контракта не допускается за исключением: возникновения обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных пунктом 16.2 контракта, которые привели к необходимости изменения графика исполнения контракта. В этом случае изменение графика исполнения контракта осуществляется по соглашению сторон в порядке, предусмотренном пунктом 12.5 контракта (пункт 2.3.1); внесения Заказчиком изменений в задание на проектирование и (или) задание на выполнение инженерных изысканий, которые влекут изменение сроков начала и окончания подготовки проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, определенных графиком выполнения работ. В этом случае изменение графика выполнения работ осуществляется по соглашению сторон в порядке, предусмотренном пунктом 12.7 контракта (пункт 2.3.2); уменьшения ранее доведенных Заказчику лимитов бюджетных обязательств на период выполнения работ по контракту, которые влекут изменение сроков их начала и окончания более чем: на один месяц, и (или) уменьшения цены контракта. В этом случае изменение сроков исполнения контракта осуществляется по соглашению сторон в порядке, предусмотренном пунктом 12.7 контракта (пункт 2.3.3).
В пункте 2.4 контракта стороны установили, что за нарушение графика исполнения контракта Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком, если не докажет, что допущенные нарушения обусловлены действиями (бездействиями) Заказчика.
Цена контракта согласована сторонами в пункте 3.1 контракта и составляет 395 000 руб.
Согласно пункту 3.6 контракта Заказчик производит оплату по контракту поэтапно, согласно графику выполнения работ и графику оплаты выполненных работ, на основании оформленных в установленном порядке актов сдачи-приемки выполненных работ. Поэтапная оплата работ осуществляется в течение пятнадцати дней с даты подтверждения Подрядчиком выполнения соответствующего этапа. Перечень работ, график их выполнения и стоимость этапов указаны в приложениях 3, 4 к контракту.
Исходя из приложения 4 к контракту стоимость работ по инженерным изысканиям (этап 1) составляет 200 000 руб., по разработке проектной документации (этапы N 2-4) - 195 000 руб.
В соответствии с пунктом 4.3 контракта Подрядчик обязуется в том числе: не позднее 20 рабочих дней со дня подписания контракта, представить Заказчику для утверждения программу выполнения инженерных изысканий, а также, при наличии замечаний Заказчика, устранить их в срок не более чем 10 рабочих дней со дня их получения и передать Заказчику доработанную программу выполнения инженерных изысканий (пункт 4.3.1); не позднее 45 (сорока пяти) рабочих дней со дня передачи Заказчику проектной документации и результатов инженерных изысканий по акту передачи проектной документации и результатов инженерных изысканий, составленному по форме, установленной приложением 5 к контракту, заключить в. установленном законодательством Российской Федерации порядке договор, предусматривающий проведение государственной экспертизы проектной документации, и. результатов инженерных изысканий, проверку достоверности определения сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта. Для заключения названного договора Заказчик предоставляет Подрядчику соответствующую доверенность (пункт 4.3.2); передать Заказчику результат работ в сроки, установленные графиком выполнения работ (пункт 4.3.3).
Согласно графику выполнения работ Подрядчик должен завершать выполнение обязательств по контракту поэтапно в следующие сроки: дата окончания выполнения инженерных изысканий - 15.03.2019; дата окончания разработки проектной документации стадии "П" - 01.04.2019; дата окончания оказания услуг по получению положительных заключений государственной экспертизы - 14.06.2019; дата окончания разработки проектной документации стадии "Р" - 01.08.2019.
Исходя из пункта 7.2 контракта приемка выполненных работ (результатов работ) осуществляется в соответствии с графиком выполнения работ. По окончанию выполнения работ и готовности проектной документации и результатов инженерных изысканий, и заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта, Подрядчик уведомляет Заказчика письменно о готовности осуществить сдачу-приемку результатов выполненных работ.
Согласно пункту 9.5 контракта Подрядчик обязан уплатить Заказчику по его требованию пени за каждый день просрочки исполнения обязательств по контракту, начиная со дня, следующего за днем истечения установленного контрактом срока исполнения Подрядчиком обязательств, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от цены контракта (но не более цены контракта), за допущенные нарушения, в том числе: срока представления программы инженерных изысканий (пункт 4.3.1 контракта), сроков передачи результатов работ (пункт 7.2 контракта).
Пунктом 9.12 контракта стороны предусмотрели, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы и составляет 1 000 руб. (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).
Из материалов дела следует, что Подрядчик к исполнению взятых на себя обязательств не приступил.
Претензионные требования Заказчика о необходимости выполнения договорных обязательств оставлены Предприятием без удовлетворения.
Впоследствии стороны, руководствуясь пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями пункта 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) пришли к обоюдному согласию о расторжении контракта, в связи с этим 04.12.2019 подписали соглашение N 147 о расторжении контракта, которым установили, что обязательства сторон по контракту прекращаются с момента его расторжения.
В пункте 2 соглашения стороны подтвердили, что фактическое исполнение государственного контракта с даты его заключения по дату расторжения ни одной из сторон не осуществлялось.
Иные дополнительные соглашения, в том числе об изменении сроков выполнения работ, сторонами не заключались.
Неисполнение Предприятием претензионных требований Заказчика об уплате пеней и штрафа послужило основанием для обращения Управления в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 307, 309, 329, 330, 450, 702, 716, 753, 758, 759, 763, 766, 768 ГК РФ, статей 34, 95 Закона N 44-ФЗ признал требования Управления правомерными частично.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда.
Факт неисполнения сторонами контрактных обязательств (с даты заключения контракта по дату его расторжения) следует из соглашения о расторжении контракта от 04.12.2019.
В пункте 1 статьи 329 ГК РФ определено, что исполнение обязательств может обеспечиваться в том числе неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
В силу части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44 в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
На основании приведенных правовых норм и пункта 9.5 контракта истец начислил ответчику неустойку за нарушение срока предоставления программы инженерных изысканий, установленного пунктом 4.3.1 контракта с 05.02.2019 по 04.12.2019 (дата расторжения контракта), в размере 16 995 руб. 27 коп., а также начислил неустойку за нарушение графика выполнения работ, установленного приложением 3 к контракту, за период с 16.03.2019 по 04.12.2019.
Проверив расчет неустойки, суд установил, что неустойка за просрочку выполнения работ по разработке проектной документации стадии "П" (этап 2), по получению положительных заключений государственной экспертизы (этап 3) и по разработке проектной документации стадии "Р" (этап 4) начислена истцом, начиная со следующего дня после даты окончания выполнения соответствующего этапа работ, установленного в приложении 3 к контракту, на сумму 195 000 руб., которая является суммарной стоимостью работ по этапам N 2, 3, 4.
При этом, как верно указал суд, стоимость каждого этапа разработки проектной документации в отдельности сторонами в графике не согласована, а из расчета истца следует, что пени начислены на одну и ту же стоимость работ трижды.
При таких обстоятельствах судом правомерно откорректирован период начисления пеней за просрочку выполнения работ по этапам N 2-4 и неустойка начислена с 16.08.2019, то есть начиная со следующего дня после даты окончания всего комплекса работ по разработке проектной документации без разбивки по этапам.
По расчету суда размер неустойки за нарушение сроков выполнения работ, с учетом размера ключевой ставки, действующей на дату принятия судом решения по делу (в соответствии с условиями контракта), составил 32 355 руб., в том числе 19 947 руб. 50 коп. за просрочку исполнения обязательств по пункту 4.3.1 контракта, 8 800 руб. за нарушение сроков выполнения работ по 1 этапу в сумме, 3 607 руб. 50 коп. за нарушение сроков выполнения работ по 2-4 этапам.
Податель жалобы, выражая несогласие с произведенным судом расчетом пеней, не обосновал, в чем конкретно оно выражается.
Оснований считать, что сумма пеней, определенная судом первой инстанции к взысканию с ответчика, рассчитана неверно, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расчет суда выполнен в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, условиями контракта, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом правовых позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях N 676/12, N 5467/14.
Требование истца о взыскании с ответчика штрафа на основании пункта 9.12 контракта за нарушение срока предоставления информации, указанной в пункте 5.1 контракта, в сумме 1 000 руб. признано судом правомерным.
В части удовлетворения иска решение суда непосредственно ответчиком не обжалуется.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управления апелляционный суд не усматривает оснований для ее удовлетворения.
В апелляционной жалобе истцом не приводится убедительных доводов, опровергающих законность и обоснованность выводов суда.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 11 июня 2021 года по делу N А44-586/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-586/2021
Истец: УФСИН России по Новгородской области
Ответчик: ФГУП ГСУ ФСИН России