город Ростов-на-Дону |
|
12 августа 2021 г. |
дело N А32-52546/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Новик В.Л., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Курипко В.А.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Юг-Инвестбанк" (ИНН 0106000547, ОГРН 1022300001811), индивидуального предпринимателя Бурмистровой Лилии Георгиевны (ИНН 230108610214, ОГРНИП 305230110400012)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2021 по делу N А32-52546/2020
по иску индивидуального предпринимателя Бурмистровой Лилии Георгиевны (ИНН 230108610214, ОГРНИП 305230110400012)
к федеральному казенному учреждению "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (ИНН 2320100329, ОГРН 1032311075620)
при участии третьих лиц: публичного акционерного общества "Юг-Инвестбанк" (ИНН 0106000547, ОГРН 1022300001811), акционерного общества "Институт "Стройпроект" (ИНН 7826688390, ОГРН 1027810258673), Федерального дорожного агентства "Росавтодор"
об обязании внесения изменений в проектную документацию,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бурмистрова Лилия Георгиевна (далее - истец, ИП Бурмистрова Л.Г.) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному казенному учреждению "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" федерального дорожного агентства" (далее - ответчик, ФКУ УПРДОР "Черноморье") об обязании внести изменения в проектную документацию инвестиционного проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильном дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа) Краснодарский край", предусмотрев строительство въезда-выезда с земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:4815 на транспортную развязку, обеспечивающую примыкание скоростной автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь с автомобильной дорогой со стороны села Цибанобалка (улица Заречная, село Цибанобалка муниципальное образование Анапа, Краснодарский край, Россия) для обеспечения транспортной святи указанного земельного участка с автомобильной дорогой А-290 Новороссийск - Керчь; а также об обязании при строительстве транспортной развязки, обеспечивающей примыкание скоростной автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь с автомобильной дорогой со стороны села Цибанобалка (улица Заречная, село Цибанобалка, муниципальное образование Анапа, Краснодарский край, Россия), осуществить строительство въезда-выезда с земельною участка с кадастровым номером 23:37:0721001:4815 на указанную транспортную развязку.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2021 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Бурмистрова Л.Г. и ПАО "Юг-Инвестбанк" обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционных жалобах общество и предприниматель просят отменить решение суда, принять новый судебный об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что исходя из действий ФКУ Упрдор "Черноморье" (осуществление раздела с внесением сведений о доступе к образуемым земельным участкам, отсутствием в документации при изъятии земельного участка данных о компенсации затрат на организацию доступа к земельному участку, кадастровый номер 23:37:0721001:4815), а также из данных в ЕГРН (в соответствии с которыми доступ к земельному участку с кадастровым номером 23:37:0721001:4815 обеспечивается посредством земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:4814) следует, что вопрос по доступу к земельному участку, кадастровый номер 23:37:0721001:4815 на этапе его образования был разрешен самим ответчиком и им самостоятельно определен как через земельный участок кадастровый номер 23:37:0721001:4814. Действия ответчика по ограждению земельного участка от дороги и по отказу в предоставлении доступа к нему, при наличии в ЕГРН данных об организации доступа к земельному участку со стороны строящейся дороги, носят явно незаконных характер и не позволяют истцу использовать принадлежащий ему земельный участок. Утверждение ответчика о том, что категория дороги, к которой истец просит обеспечить доступ, относится к категории 1Б, не соответствует имеющимся в деле доказательствам, а, следовательно, организация доступа никак не может повлиять на ввод в эксплуатацию скоростной автомобильной дороги. Пункт 6.3 (Раздел 6) СП 34.13330.2012 не является обязательным и носит рекомендательный характер. Довод ответчика о наличии запрета в существующих СНИПах и TP по организации съезд-выезд с земельного участка истца не соответствует действительности. Представленная суду схема организации альтернативного доступа не обеспечивает непосредственный доступ к земельному участку и требует оформления права сервитута на соседние земельные участки с кадастровыми номерами: 23:37:0721001:5285, 23:37:0721001:5278, 23:37:0721001:4906, что представляется нереальным к исполнению.
В отзыве на апелляционную жалобу ФКУ УПРДОР "Черноморье" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
От истца и ПАО "Юг-Инвестбанк" поступили ходатайства об отложении судебного разбирательства, мотивированные невозможностью явки представителей в судебное заседание по причине болезни и участия в сделке.
Рассмотрев заявленные ходатайства, суд не находит правовых оснований для их удовлетворения, поскольку в соответствии в соответствии с частью 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных АПК РФ, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства. Отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Изложенные в ходатайстве причины для отложения судебного заседания суда апелляционной инстанции не могут служить безусловным основанием для отложения судебного разбирательства. Истец и ПАО "Юг-Инвестбанк" не указали в ходатайстве какие-либо обстоятельства, по которым дело не может быть рассмотрено в их отсутствие, равно как не указали на наличие у них новых фактов либо доказательств, которые могли бы повлиять на существо спора.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФКУ Упрдор "Черноморье" осуществляет мероприятия по реализации проекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новоросиийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край".
ИП Бурмистрова Л.Г. направила в адрес ФКУ Упрдор "Черноморье" обращение от 21.09.2020 N 13433, в котором указала, что в результате реализации указанного проекта будет ограничен доступ к принадлежащему ей земельному участку, площадью 7568 кв. м, кадастровый номер: 23:37:0721001:4815, относящемуся к категории земель: земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский р-н, г. Анапа, ОАО "Джемете", центральная часть полевых земель, отделения N 2, 3, контур 616, 617, 185, 186, 187 - от трассы "Порт-Кавказ" - Новороссийск, в связи с чем просит обеспечить доступ к земельному участку от объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край".
По результатам рассмотрения указанного обращения ФКУ Упрдор "Черноморье" сообщило, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения на федеральной автомобильной дороге выполнить новый съезд-примыкание от земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:4815 на км 54+570 (по существующей километровой привязке км 56+000) справа не представляется возможным по причине несоблюдения требований постановления Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" в части соблюдения минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне. На дорогах I-б технической категории устройство примыканий допускается не чаще, чем через - 5 км. В данном случае на км 55 - км 59 автомобильной дороги федерального значения, согласно действующей утвержденной дислокации технических средств организации дорожного движения, расположены существующие примыкания на км 55+678 справа и на км 58+760 справа (в случае предпринимателя от испрашиваемого участка федеральной автомобильной дороги до ближайших существующих примыканий 322 м против хода движения и 2760 по ходу движения), в связи с чем транспортный доступ к земельному участку под кадастровым номером 23:37:0721001:4815 необходимо предусмотреть от сети местных автомобильных дорог за границей полосы отвода федеральной автомобильной дороги.
ИП Бурмистрова Л.Г., ссылаясь на то, что отказ в предоставлении доступа к земельному участку нарушает ее права как собственника земельного участка и ведет к фактической невозможности его использования, обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Согласно положениям статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.
В силу пункта 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
АО "Институт "Стройпроект" в соответствии с государственным контрактом от 15.12.2015 N 380, заключенным с ФКУ Урдор "Черноморье", участвовало в разработке проектной документации по объекту: "Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск - Керчеснкий пролив (на Симферополь). Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск -Керченский пролив - граница с Украиной на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край" (далее - объект).
Согласно п. 11 приложения N 2 к государственному контракту АО "Интститут "Стройпроект" обязалось выполнить следующие работы: "Проект планировки территорий. Проект межевания (в том числе Техническая инвентаризация и оценка объектов недвижимости в полосе отвода).
Согласно документации по планировке территории проект межевания 5-690-ППТ-3.3.3:
-в перечне существующих земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в приложении N 1 под номером 175 находится участок, принадлежащий ООО "Дельта-девелопмент", площадью 11000 кв.м. с кадастровым номером 23:37:0721001:746, земли населенных пунктов, для жилищного строительства.
- в перечне образуемых земельных участков в границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в рамках реализации проекта в Приложении N 3 под номерами 213-216 находятся участки:
1.330 (1) 23:37:0721001:746:ЗУ1, площадью 9 кв.м., земли населенных пунктов, для жилищного строительства, коммунальное обслуживание;
2.330 (2) 23:37:0721001:746:ЗУ2, площадью 3432 кв.м., земли населенных пунктов, для жилищного строительства, земельные участки (территории) общего пользования;
3.330 (3) 23:37:0721001:746:ЗУ3, площадью 12 кв.м., земли населенных пунктов, для жилищного строительства, коммунальное обслуживание;
4.330 (4) 23:37:0721001:746:ЗУ4, площадью 9 кв.м., земли населенных пунктов, для жилищного строительства, коммунальное обслуживание;
- в перечне земельных участков и (или) частей земельных участков, образуемых под временное занятие в рамках реализации проекта в приложении N 4 под номером 271, находится участок 330/5 23:37:0721001:746/чзу1, площадью 965 кв.м., земли населенных пунктов для жилищного строительства. Образование части земельного участка под временное занятие;
-в перечне земельных участков, предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, в рамках реализации проекта в приложении N 5 под номером 101 находится участок, принадлежащий ООО "Дельта - девелопмент" площадью 11000 кв.м. с кадастровым номером 23:37:0721001:746, с предполагаемой площадью изъятия 3462 кв.м.
Принадлежность участка ООО "Дельта-девелопмент" на момент разработки проектных решений подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.06.2016 N 23/001/115/2016-2120.
Все вышеуказанные участки отмечены на чертеже межевания территорий в документации по планировке территории проект межевания территории 5-690-ППТ-3.3.1.
Согласно пункту 1 статьи 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 281 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.8 ЗК РФ в целях определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию, рыночная стоимость такого земельного участка, находящегося в частной собственности (рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на такой земельный участок), определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (рыночной стоимостью прекращаемых прав на исходный земельный участок) и рыночной стоимостью земельного участка, сохраняющегося у правообладателя (рыночной стоимостью сохраняющихся прав).
В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка (пункт 5 статьи 56.8 ЗК РФ).
В случае, если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств (пункт 6 статьи 56.8 ЗК РФ).
Согласно подпункту 5 пункта 8 статьи 56.8 ЗК РФ при определении размера возмещения не подлежат учету сделки, заключенные правообладателем изымаемой недвижимости после его уведомления о принятом решении об изъятии, если данные сделки влекут за собой увеличение размера убытков, подлежащих включению в размер возмещения за изымаемый земельный участок.
В проектной документации раздел 2 Проект полосы отвода часть 3 Основание изъятия и предоставления земельных участков Книга 3.13 Оценка компенсационных затрат. Оценка рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости и заключение об убытках 5-690-ППО-3.13 Том 2.3.13 в пункте 47 указано, что ООО "Дельта - девелопмент" причитается: 6589582 руб. с НДС - суммарный размер возмещения изымаемых объектов, из которых 1388604 руб. с НДС - убытки (регистрации прав, уплаты налогов, упущенной выгоды по площадям и убытки, причиненные правообладателю временным занятием земельных участков).
Данная проектная документация и результаты инженерных изысканий (в том числе, проект межевания территорий) имеет положительное заключение государственной экспертизы от 16.02.2018 N 171-18/ГГЭ-11632/04.
Согласно пунктам 1 и 3 распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 05.02.2018 N 322-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край" документация по планировке территории была утверждена и ФКУ Упрдор "Черноморье" обеспечено направление документации главе МО город - курорт Анапа и в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН соответствующих сведений
Дальнейшие работы по проведению межевания и изъятию земельных участков осуществлялись согласно проекту межевания проектной документации.
Таким образом, в проектной документации 2017 года предусматривалось возмещение убытков правообладателю - ООО "Дельта-девелопмент", по результатам отчета 2019 года - новому правообладателю - ПАО "Юг-Инвестбанк", а сделки, заключенные правообладателем после осуществления изъятия части земельного участка (продажа образованного участка истцу в 2020 году), как и пожелания новых правообладателей, не могут и не должны учитываться в проектной и иной документации.
Статья 56.8 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень обстоятельств и информации, которая подлежит оценке при возмещении стоимости изъятого земельного участка.
Согласно отчету о рыночной стоимости размера возмещения (стр. 51-56) все виды убытков оценены в "ноль рублей".
ПАО "ЮГ-Инвестбанк" (правообладатель на момент составления отчета) не выдвигало требований о компенсации нарушенных прав или предоставлении доступа к его имуществу от существующей автомобильной дороги.
Общество полагало, что имеет альтернативный доступ к земельному участку и может им беспрепятственно пользоваться, о нарушении его прав при изъятии участка для государственных и муниципальных нужд в пользу Российской Федерации общество не заявляло.
Кроме того, 21.09.2020 Бурмистрова Л.Г. обращалась в ФКУ Упрдор "Черноморье" по вопросу доступа к земельному участку от объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край".
Из письма от 19.10.2020 N 10936/09 следует, что в ФКУ Упрдор "Черноморье" какая-либо техническая документация (технические требования и условия, согласования проектного решения, договор на присоединение к автомобильной дороге, акт ввода в эксплуатацию), на устройство съездов - примыканий на км 56+000 справа к федеральной автомобильной дороге А-290 Новороссийск - Керчь отсутствует.
Заявление по вопросу выдачи технических требований и условий на устройство съездов - примыканий на км 56+000 справа федеральной автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь в адрес ФКУ Упрдор "Черноморье" не поступало.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.
Частью 5.1 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
Частью 7 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотведения и исполнением других установленных техническими регламентами требований, несут лица, в интересах которых осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий.
Как указало ФКУ Упрдор "Черноморье", оно не согласовывало и не выдавало документов, разрешающих осуществлять доступ на земельный участок под кадастровым номером 23:37:0721001:4815 посредством участка 23:37:0721001:4814.
Письмом от 19.10.2020 N 10936/09 учреждение рекомендовало предусмотреть транспортный доступ к земельному участку с кадастровым номером 23:37:0721001:4815 от сети местных автомобильных дорог за границей полосы отвода федеральной автомобильной дороги, обратив внимание, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организации дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения.
На момент разработки проектной документации (2015-2017 г.г.) действовал СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*", что усматривается из стр. 6 документации по планировке территории схема планировочной организации земельного участка 5-690-СПОЗУ-3.4 2016 г.
Согласно государственному контракту запроектированный объект: "Реконструкции участков автомобильной дороги Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь). Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керченский пролив-граница с Украиной на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край" относится к категории автомобильной дороги - "1-б".
Согласно пункту 6.3 СП 34.13330.2012 при проектировании пересечений (примыканий) различают главные и по отношению к ним второстепенные дороги различных категорий в сложившейся дорожной сети на автомобильных дорогах категорий I-III, количество пересечений, съездов и въездов должно быть возможно меньшим. Пересечения и примыкания на дорогах категории IA вне пределов населенных пунктов предусматривают не чаще чем через 10 км, на дорогах категорий IБ и II - 5 км, а на дорогах категории III - 2 км с учетом конкретных условий (застройка, начертание существующей сети дорог и т.д.).
Таким образом, действующий на момент проектирования СП 34.13330.2012 содержал императивную норму, не позволяющую запроектировать выезд-въезд для земельного участка, принадлежащего ИП Бурмистровой Л.Г., поскольку расстояние между выездом-въездом объекта истца и ближайшим примыканием составляет 480 метров, вместо обязательных 5 километров.
Учитывая изложенное, поскольку проектной документацией "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новоросиийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край" не предусмотрен въезд-выезд с земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:4815 на транспортную развязку, обеспечивающий примыкание скоростной автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь с автомобильной дорогой со стороны села Цибанобалка (улица Заречная, село Цибанобалка муниципальное образование Анапа, Краснодарский край, Россия) для обеспечения транспортной святи указанного земельного участка с автомобильной дорогой А-290 Новороссийск - Керчь, и не предусмотрено производство каких-либо работ относительно территории спорного проезда, неправомерность действий ответчика, повлекших нарушения прав истца в отношении пользования земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:4815, материалами дела не подтверждается, вывод суда первой инстанции об отказе в иске правомерен.
Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб (чек-ордер от 08.07.2021, платежное поручение N 38526 от 07.07.2021) подлежат отнесению на заявителей жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2021 по делу N А32-52546/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52546/2020
Истец: Бурмистрова Л Г
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агенства", ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агенства"
Третье лицо: АБ Юг-Инвестбанк, АО "Институт "Стройпроект", ОАО АКЦИОНЕРНЫЙ БАНК "ЮГ-ИНВЕСТБАНК", Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)