г. Чита |
|
13 августа 2020 г. |
Дело N А19-6358/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 июня 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-6358/2021 по заявлению Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (ОГРН 1023801428738, ИНН 3810031323) к обществу с ограниченной ответственностью "Байкальский центр многопрофильной медицины" (ОГРН 1173850046083, ИНН 3811451754) о взыскании 5000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (далее - заявитель, Центр по установлению пенсий N 1, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Байкальский центр многопрофильной медицины" (далее - Общество, страхователь, ООО "БЦММ") финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 июня 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-6358/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 июня 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-6358/2021 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
От Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области поступило ходатайство о замене стороны Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 его правопреемником - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021 с учетом представленных документов установлено, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области является лицом, имеющим право на обжалование в порядке апелляционного производства решения суд первой инстанции по настоящему делу.
Согласно доводам апелляционной жалобы, несвоевременная подача обществом отчетности в установленные сроки явилась основанием для привлечения общества к ответственности в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Не согласен с выводами первой инстанции о том, что заявитель обратился в арбитражный суд о взыскании задолженности с ООО "Байкальский центр многопрофильной медицины" после истечения установленного срока, поскольку Пенсионный орган в пределах установленного срока 29.12.2020 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
В материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество с выводами суда первой инстанции согласно, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С отзывом представлены дополнительные доказательства (сведения по форме СЗВ-Стаж, СЗВ-М представленные обществом в ПФР), в приобщении к материалам дела которых апелляционный суд отказывает в силу прямого запрета, установленного ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 01.07.2021.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "БЦММ" в Пенсионный фонд по месту учета представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-М за январь - март 2019 года и формы СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
В ходе проведения сверки двух видов отчетности представленных страхователем за отчетный период 2019 года по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М Пенсионным фондом выявлено расхождение в сведениях за указанный период.
Уведомлением об устранении расхождений в отчетности за 2019 год от 07.04.2020 страхователю было предложено представить достоверные сведения о застрахованных лицах за указанный период.
Во исполнение уведомления Пенсионного фонда Обществом в дополнение к ранее представленным сведениям 07.04.2020 представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-М (дополняющая) за январь - март 2019 года на 1 застрахованное лицо, в отношении которого отчетность ранее в исходных формах за январь - март 2019 года не представлялась.
Поскольку дополнительные сведения за январь - март 2019 года на 1 застрахованное лицо были представлены ООО "БЦММ" после установленных законом сроков для представления отчетности за указанные периоды, Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременном представлении страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", кроме того, проверкой установлено, что сведения формы СЗВ-СТАЖ за 2019 год также представлены страхователем с нарушением срока, предусмотренного п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 327-ФЗ.
По результатам проверок составлены акты от 15.04.2020 г. N 048S18200009328, N 048S18200009355, N 048S18200009328, N 048S18200009361, N048S182000093656 на основании которых приняты решения от 26.05.2020 г. N 048S19200013515, N 048S19200013555, N 048S19200013554, N 048S19200013553 о привлечении ООО "БЦММ" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанными решениями Общество привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона в виде штрафа в общей сумме 75000 руб.
Требованиями от 25.06.2020 г. N 048S01200014987, N 048S01200014990, N 048S01200014989, N 048S01200014988 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, направленными в адрес ООО "БЦММ" по телекоммуникационным каналам связи с извещением о доставке, Обществу было предложено уплатить финансовые санкции в срок до 14.07.2020.
В связи с неисполнением ООО "БЦММ" указанных требований, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника финансовых санкций в размере 5000 руб.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 20.01.2021 по делу N А19- 23392/2020 в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа в размере 5000 руб. Пенсионному фонду отказано в связи с наличием спора о праве.
Неисполнение Обществом в установленный срок требований от 25.06.2020 г. N 048S01200014987, N 048S01200014990, N 048S01200014989, N 048S01200014988 и отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа от 20.01.2021 по делу N А19-23392/2020 явились основанием для обращения Центра по установлению пенсий N 1 в соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N27-ФЗ в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.
В силу ст.1 Федерального закона Российской Федерации "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (далее Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ ООО "БЦММ" является страхователем.
Согласно пункту 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений (абзац второй пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 г. N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 3 формы СЗВ-М указывается тип представляемой формы. Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, страхователь надлежащим образом не исполнил свою обязанность по представлению сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета формы СЗВ-СТАЖ 2019 год. Необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации сведения, формы СЗВ-СТАЖ за указанный период представлены Обществом 04.03.2020 г., при установленном сроке представления не позднее 02.03.2020 г. Кроме того, 07.04.2020 г. учреждение представило сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-М (дополняющая) за январь - март 2019 года на 1 застрахованное лицо, в отношении которого отчетность ранее в исходных формах за январь - март 2019 года не представлялась.
Согласно статье 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с абзацами 1, 3 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании в судебном порядке может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно пунктов 9, 10 настоящей статьи, положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пеней, штрафов за несвоевременную уплату налога, страховых взносов.
При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с юридического лица недоимки, пеней, штрафов следует учитывать трехмесячный срок, предусмотренный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации для направления требования, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также шестимесячный срок, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в п. 3 Определения от 08.02.2007 г. N 381-ОП указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Согласно материалам дела срок исполнения требований от 25.06.2020 г. N 048S01200014987, N 048S01200014990, N 048S01200014989, N 048S01200014988 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования установлен до 14.07.2020. Следовательно, как правильно установил суд первой инстанции, срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взысканием задолженности, указанной в названных требованиях истек 14.01.2020 г.
В арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании задолженности в размере 5000 руб. Центр по установлению пенсий N 1 обратился, согласно оттиску календарного штемпеля органа почтовой связи на конверте, 05.04.2021 г., то есть после истечения установленного законом срока.
Согласно п.60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Поскольку действующим законодательством не установлен перечень обстоятельств, при которых причины пропуска могут быть признаны уважительными, право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду. При этом основным критерием уважительности причин пропуска процессуального срока является наличие юридических препятствий для своевременного обращения с соответствующим заявлением в суд.
Пенсионный фонд, заявляя ходатайство о восстановлении срока на обращение с заявлением в арбитражный суд, в обоснование уважительности причины пропуска срока сослался на то, что первоначально он обратился в суд за взысканием спорной суммы штрафа в порядке приказного производства в пределах установленного срока, но в принятии заявления о выдаче судебного приказа ему дважды было отказано в связи с наличием спора о праве.
Указанные доводы Пенсионного фонда о причинах пропуска срока правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку то обстоятельство, что Пенсионный фонд ранее обращался в суд за взысканием спорной суммы штрафа в порядке приказного производства в пределах установленного законом срока, не свидетельствует о соблюдении им срока на обращение за взысканием данной задолженности в порядке упрощенного производства и не влияет на порядок его исчисления. Тем более, что к попуску срока привели действия самого заявителя, связанные с подачей заявления о выдаче судебного приказа, в котором было заявлено требование, не являющееся бесспорным.
При этом апелляционный суд отмечает, что в рассматриваемом случае оснований для применения срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, не имеется, поскольку он касается ситуации, когда судебный приказ выдавался, но был отменен, чего в настоящем случае не имеется.
Принимая во внимание, что заявитель пропустил процессуальные сроки для подачи заявления о взыскании финансовой санкции и утратил право на взыскание штрафа, то основания для удовлетворения его требования о взыскании штрафа в размере 5000 руб. у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с чем, в удовлетворении заявленного требования судом правомерно отказано.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 июня 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-6358/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6358/2021
Истец: ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1
Ответчик: ООО "Байкальский центр многопрофильной медицины"