г. Киров |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А82-21089/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая компания "Муниципальная"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.05.2021 по делу N А82-21089/2020,
по заявлению акционерного общества "Управляющая компания "Муниципальная" (ОГРН: 1093702022754, ИНН: 3702597104)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (ОГРН: 1057600606612, ИНН: 7604077295)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Шишко Валентина Станиславовна, Синицын Сергей Евгеньевич,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие городского округа город Рыбинск "Управляющая компания "Муниципальная" (далее - заявитель, МУП "УК "Муниципальная") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - ответчик, Департамент, административный орган) от 05.09.2019 N 962-02-4/19, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Шишко Валентина Станиславовна, Синицын Сергей Евгеньевич (далее - третьи лица).
Определением от 01.03.2021 суд произвел замену заявителя - МУП "УК "Муниципальная" на правопреемника - акционерное общество "Управляющая компания "Муниципальная" (далее - АО "УК "Муниципальная", Общество).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "УК "Муниципальная" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что применительно к вменяемым нарушениям требований жилищного законодательства его вина отсутствует, без внимания суда оставлены доводы заявителя о незаконной перепланировке в спорных квартирах. Согласно жалобе назначенное административное наказание является чрезмерным. Более подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 15.07.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.07.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, Общество как правопреемник МУП "УК "Муниципальная" на основании лицензии от 20.06.2016 N 076-000154 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, на основании договора от 01.03.2018 с 01.06.2018 управляет многоквартирным жилым домом по адресу: г. Рыбинск, ул. Гайдара, д. 3 (т.1 л.д.13-22, т. 2 л.д.36-37).
В период с 09.07.2019 по 11.07.2019 на основании распоряжения от 05.07.2019 N 3931-13-9/19 Департаментом в связи с поступившим обращением жителя указанного жилого дома по вопросу ненадлежащего содержания общедомового имущества в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований (т.1 л.д.121-122, 123-126).
По итогам проверки Департамент установил нарушение бесперебойного круглосуточного холодного водоснабжения, а также отсутствие электроснабжения в квартирах N N 7-8 многоквартирного дома N 3 по улице Гайдара г. Рыбинска.
В связи с изложенными недостатками в содержании общего имущества многоквартирного дома административный орган признал, что Обществом допущено нарушение требований части 2 статьи 162, части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктов "а", "б", "г" пункта 10, подпунктов "а", "в", "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491), подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), пунктов 1, 9 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Результаты проверки оформлены актом от 05.07.2019 N 3931-13-9/19 (т.1 л.д.131-133).
По факту изложенных нарушений 26.07.2019 Департамент составил в отношении Общества протокол N 3931-13-9/16-Ю/1 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (т.1 л.д.118-120).
05.09.2019 Департамент по итогам рассмотрения протокола и иных материалов дела об административном правонарушении вынес постановление N 962-02-4/19, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей (т.1 л.д.9-11).
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности в деянии Общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения по части 2 названной статьи КоАП РФ выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ, подпункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2 статьи 192 ЖК РФ под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, частью 2 статьи 193 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона - управляющая организация по заданию другой стороны - собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 5, 7 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, внутридомовая система электроснабжения.
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункты "а", "б", "г").
Пунктом 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества обязательным требованиям, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий ремонт (подпункты "а", "в", "з").
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами N 354.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
На основании подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (подпункт "а" пункта 33 Правил N 354).
В подпункте "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
В приложении N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг, где в пункте 1 предусмотрена необходимость обеспечения бесперебойного круглосуточного холодного водоснабжения в течение года, а в пункте 9 - бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года.
Из материалов настоящего дела следует, что Общество имеет лицензию от 20.06.2019 на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами и в связи с заключением договора управления от 01.03.2018 является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома N 3 по улице Гайдара г. Рыбинска.
При таких обстоятельствах в силу приведенных выше правовых норм Общество, имея статус управляющей организации в отношении спорного дома, на момент проведения проверки и рассмотрения материалов административного дела являлось лицом, ответственным за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома.
Факт нарушения Обществом перечисленных выше требований в связи с отсутствием в квартирах N N 7, 8 спорного многоквартирного дома холодного водоснабжения и электроснабжения подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств и заявителем по существу не оспаривается, что свидетельствует о наличии в деянии последнего события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Наличие указанных обстоятельств из материалов настоящего дела не следует.
Доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется. Доказательств того, что зафиксированные нарушения, повлекшие жалобу жителей дома в надзорный орган, своевременно с учетом периода управления домом и обращения жителей напрямую в управляющую организацию задолго до проведения проверки (т.2 л.д.3-14) не могли быть устранены, суду не представлено.
В силу закона управляющая организация с момента заключения договора управления вне зависимости от технического состояния дома (периода возникновения дефектов в доме) обязана принимать действенные меры в целях исполнения договорных обязательств в отношении каждого жилого дома. При проведении плановых осмотров дома Общество имело возможность выявить недостатки общедомового имущества, провести требуемые ремонтные работы, однако применительно к выявленным недостаткам каких-либо действий, направленных на поддержание общего имущества в надлежащем состоянии, не предпринимало. Требуя от жителей спорных квартир привести помещения в надлежащее состояние, Общество со своей стороны достаточных и исчерпывающих мер, направленных на выполнение своей обязанности по содержанию общего имущества дома, не приняло. Апелляционный суд полагает, что заявителем не было обеспечено надлежащее содержание дома, что свидетельствует о пренебрежительном отношении управляющей организации к исполнению взятых на себя обязательств. В этой связи подлежат отклонению ссылки заявителя на произведенное в рассматриваемых квартирах переустройство помещений.
Таким образом, следует признать доказанным наличие в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Иная позиция заявителя подлежит отклонению по вышеизложенным мотивам.
Каких-либо конкретных обстоятельств, которые бы свидетельствовали об исключительности рассматриваемого случая (статья 2.9 КоАП РФ), а также об отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям, апелляционным судом не установлено.
Общество при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона. Отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам, само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения. Допущенные нарушения ухудшают качество жизни жителей спорного дома.
Наказание в виде административного штрафа назначено с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи. Вопреки позиции заявителя, размер штрафа соответствует характеру совершенного правонарушения и его тяжести, обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Обстоятельств карательного характера назначенного Обществу наказания из материалов дела не усматривается.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено. Соответствующих доводов в апелляционной жалобе не заявлено.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден. Оспариваемое постановление вынесено в пределах давностного срока.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.05.2021 по делу N А82-21089/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.05.2021 по делу N А82-21089/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая компания "Муниципальная" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-21089/2020
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ" МУНИЦИПАЛЬНАЯ""
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Синицын Сергей Евгеньевич, Шишко Валентина Станиславовна