г. Санкт-Петербург |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А21-6427/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-18685/2021, 13АП-18687/2021) Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области; акционерного общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.04.2021 по делу N А21-6427/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СБ "Регион"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области;
акционерному обществу "Янтарьэнерго";
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "ТрансЭнергоСнаб";
общество с ограниченной ответственностью "Альянсэнергостройпроект"
о признании незаконным решения и действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СБ "Регион" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - УФАС по Калининградской области, Управление), акционерному обществу "Янтарьэнерго" (далее - Общество, АО "Янтраьэнерго") о признании:
- незаконным решения УФАС по Калининградской области N 039/07/18.1524/2020 от 19.06.2020;
- признании незаконными действий АО "Янтарьэнерго" по размещению конкурса в электронной форме на право заключения договора на разработку проектной и рабочей документации по титулу "Строительство 2-х ЛЭП от ОРУ ПО кВ ПС 110/35/15 кВ "ООО Лукойл- Калининградморнефть" до нового распределительного пункта (РП) ПО кВ. Строительство РП напряжением ПО кВ. Строительство 2 одноцепных ЛЭП 110 кВ: 1) от опоры N 7 отпайки на ПС 110 кВ Романово В Л ПО кВ Северная 330 - 0-62 Пионерская N 2 с отпайками (Л-168) до ОРУ 110 кВ РП 110 кВ; от опоры N 6 отпайки на ПС 110 кВ Романово ВЛ ПО кВ Северная 330 - 0-62 Пионерская N 1 с отпайками (Л-167) до ОРУ РП 110 кВ" (закупка N 32009166813 на Официальном сайте единой информационной системы http://zakupki.gov.ru).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Трансэнергоснаб" и общество с ограниченной ответственностью "Альянсэнергопроект".
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.04.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда от 09.04.2021 УФАС по Калининградской области и АО "Янтарьэнерго" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Управление ссылается на то, что ООО "СБ "Регион" не представило доказательств того, каким образом организатором торгов нарушены требования, установленные части 1,6, 10 статьи 3 Закона о закупках, пункты 8, 9 части 1 статьи 10, пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и пункт 7.1.2 Положения о закупках.
Податель жалобы считает, что из протокола N 32009166813-В от 05.06.2020 заочного заседания Конкурсной комиссии по вскрытию конвертов и фиксированию предложений, представленных участниками закупки, для участия в конкурсе было подано 7 заявок, что не дает оснований для вывода о создании препятствий для подачи заявок участниками или об избыточности предъявленных требований.
По мнению АО "Янтарьэнерго" несмотря на то, что обе закупки реализовывались АО "Янтарьэнерго" для технологического присоединения к электрическим сетям объекта ООО "Лукойл - Калининградморнефть", способы реализации по эти закупкам различные, о чем свидетельствуют представленные в материалах дела пояснения и сравнительные данные.
Податель жалобы считает, что установленные Заказчиком требования в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Никакого ограничения конкуренции конкурсная документация Заказчика не содержала.
Также податель жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившиеся в указании судом требования о признании незаконными действия, которое заявителем при обращении в суд заявлено не было, ООО "СБ "Регион" заявление в порядке статьи 49 АПК РФ не заявляло.
ООО "СБ "Регион" представило отзывы на апелляционные жалобы и ходатайство о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.11.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на разработку проектной и рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, поставку материально - технических ресурсов и оборудования по объекту "Строительство РП 110 кВ Рощино с заходами ВЛ РУ 110 кВ по схеме N 110-5Н "Мостик с выключателями в цепях линий и ремонтной перемычкой со стороны линий" (далее - конкурс, процедура) (номер извещения 31908532010).
Закупка N 31908532010 проведена в электронной форме на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и Единого стандарта закупок ПАО "Россети", утвержденного Решением Совета директоров ПАО "Россети" (протокол от 17.12.2018 N 334, далее - Положение о закупке).
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов N 331908532010-В от 16.12.2019 подано 4 заявки участников.
Согласно протоколу рассмотрения N 31908532010-Р от 23.12.2019 конкурсная комиссия Общества приняла решение допустить к дальнейшему участию в процедуре и признать участниками следующих заявителей: АО "Янтарьэнергосервис", ООО "Трансэнергоснаб", ООО "СБ "Регион", ООО "СтройЭнергоИмпорт".
23.12.2019 после вскрытия конвертов с ценовыми предложениями заказчиком размещено извещение о проведении заочной переторжки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 24.12.2019 N 31908532010 в переторжке приняли участие АО "Янтарьэнергосервис", ООО "Трансэнергоснаб", ООО "СБ "Регион", ООО "СтройЭнергоИмпорт".
В ходе процедуры подведения итогов экспертом АО "Янтарьэнерго" выявлено несоответствие 3-х заявок участников требованиям конкурсной документации.
На основании пункта 4.3.5 Положения о закупках отменены протоколы от 24.12.2019 и 27.12.2019, заявки трех участников признаны не соответствующими требованиям документации и отклонены, к участию в конкурсе была допущена только заявка ООО "ТрансЭнергоСнаб".
Поскольку по результатам рассмотрения заявок принято решение о допуске только одного участника закупки, процедура конкурса в электронной форме была признана несостоявшейся и принято решение заключить договор с единственным участником - ООО "ТрансЭнергоСнаб", участником закупки - ООО "СБ "Регион" подана жалоба (вх. N 17 от 09.01.2020) с учетом дополнений (вх. N 355 от 22.01.2020) в УФАС по Калининградской области на действия (бездействие) АО "Янтарьэнерго" при проведение закупки.
Решением УФАС от 27.01.2020 N 039/07/18.1-09/2020 жалоба ООО "СБ "Регион" признана обоснованной, в действиях конкурсной комиссии установлены нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Калининградским УФАС также выдано предписание от 27.01.2020 N 15-Т/2020, которым Организатору торгов и аукционной комиссии предписано:
- отменить протоколы от 23.12.2019; 24.12.2019; 30.12.2019;
- осуществить рассмотрение заявок на участие в электронном конкурсе в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и с учетом выводов решения Калининградского УФАС по жалобе ООО "СБ "Регион" от 27.01.2020 N 039/07/18.1-09/2020;
- сообщить в УФАС о выполнении предписания.
АО "Янтарьэнерго" отменило протоколы от 23.12.2019; 24.12.2019; 30.12.2019, оспорив решение УФАС в Арбитражный суд Калининградской области (дело N А21- 1446/2020).
20.05.2020 АО "Янтарьэнерго" на торговой площадке https://rosseti.roseltorg.ru разместило новый конкурс в электронной форме на право заключения договора на разработку проектной и рабочей документации по титулу "Строительство 2-х ЛЭП от ОРУ ПО кВ ПС 110/35/15 кВ "ООО ЛукойлКалининградморнефть" до нового распределительного пункта (РП) 110 кВ. Строительство РП напряжением ПО кВ. Строительство 2 одноцепных ЛЭП ПО кВ: 1) от опоры N 7 отпайки на ПС ПО кВ Романово В Л ПО кВ Северная 330 - 0-62 Пионерская N 2 с отпайками (Л-168) до ОРУ 110 кВ РП 110 кВ; от опоры N 6 отпайки на ПС 110 кВ Романово ВЛ 110 кВ Северная 330 - 0-62 Пионерская N 1 с отпайками (Л-167) до ОРУ РП 110 кВ", предметом которого является разработка проектной документации для строительства: - РП 110 кВ Коврово с установкой 3-х выключателей по схеме N110-5Н "Мостик с выключателями в цепях линий и ремонтной перемычкой со стороны линий"; - 2-х ЛЭП 110 кВ для присоединения к ПС 110 кВ Рощино РП 110 кВ Коврово; - Реконструкция ВЛ ПО кВ Северная 330 - 0-62 Пионерская N1 с отпайками (Л167) и ВЛ 110 кВ Северная 330 - 0-62 Пионерская N2 с отпайками (Л-168) с образованием В Л ПО кВ Северная 330 - 0-62 Пионерская с отпайкой на ПС 0-69 Дунаевка, В Л 110 кВ 0-62 Пионерская - Коврово с отпайками и ВЛ ПО кВ Северная 330 - Коврово с отпайкой на ПС Романово.
Полагая, что размещенная закупка идентична первой, которая являлась предметом рассмотрения по делу N А21-1446/2020, Общество направило жалобу в УФАС, указав также в числе оснований для отмены закупки на создание АО "Янтарьэнерго" дискриминационных условий и ограничение конкуренции, выразившиеся в установлении требований к участникам конкурса, не предусмотренных действующим законодательством РФ.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "СБ "Регион" 19.06.2020 жалоба на действия Заказчика признана необоснованной.
Не согласившись с оспариваемым решением, ООО "СБ "Регион" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с подпунктами 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Как указано в части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с положением о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с пунктами 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу подпунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Из материалов дела следует, что основанием для подачи жалобы в антимонопольный орган послужило по мнению ООО "СБ "Регион" нарушение Организатором части 1, 6, 10 статьи 3 Закона о закупках. Пунктов 8, 9 части 1 статьи 10, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и пункта 7.1.2 Положения о закупках, в связи, с чем требования, установленные Документацией о закупке (в том числе пунктом 15 части IV Информационной карты закупки и пунктом "л" приложения N 1 "Требования к участникам закупки" к части IV Информационной карты закупки) являются несоизмеримыми, несоответствующими требованиям законодательства и Положения о закупках и не позволили Обществу подать заявку на участие в закупке.
Судом апелляционной инстанции установлено, что объявленный конкурс в электронной форме N 32009166813 имеет иной предмет закупки: выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по титулу: "Строительство 2-х ЛЭП от ОРУ 110 кВ ПС 110/35/15 кВ ООО "Лукойл - Калининградморнефть" до нового распределительного пункта (РП) 110 кВ. Строительство РП напряжением 110 кВ, Строительство 2 одноцепных ЛЭП 110 кВ: 1) от опоры N 7 отпайки на ПС 110 кВ Романове ВЛ 110 кВ Северная 330 - 0-62 Пионерская N 2 с отпайками (Л-168) до ОРУ 110 кВ РП 110 кВ; от опоры Ха 6 отпайки на ПС 110 кВ Романове ВЛ 110 кВ Северная 330 - 0-62 Пионерская N 1 с отпайками (Л-167) до ОРУ РП 110 кВ" иное Техническое задание от 19.05.2020 N 80-2019/ЯЭ, иную начальную (максимальную) цену по сравнению с конкурсом N 31908532010 предметом которого было: выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ, пуско-наладочных работ, поставку материально-технических ресурсов и оборудования по объекту "Строительство РП 110 кВ Рощино с заходами ВЛ РУ 110 кВ по схеме N 110-5Н "Мостик с выключателями в цепях линий и ремонтной перемычкой со стороны линий".
Согласно пунктам 4, 6 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N 932 Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана", план закупок товаров (работ, услуг) должен содержать сведения о минимально необходимых требованиях, предъявляемых к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренных договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости); о количестве (объёме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении. В соответствии с правилами формирования плана закупок под каждую строку плана закупок заводится одна закупочная процедура с конкретными параметрами, невозможно опубликовать одну и ту же процедуру по одной потребности с одинаковыми параметрами.
Торгово-закупочные процедуры реестровый 32009166813 и 31908532010 опубликовывались Заказчиком под разными строками плана закупок и не совпадают по ряду основных параметров по ТЗ: предмет закупки; цена продукции; объём продукции; сроки поставки, что доказывает отсутствие правовых оснований предполагать об аналогичности данных торгово-закупочных процедур.
Несмотря на то, что обе закупки реализовывались АО "Янтарьэнерго" для технологического присоединения к электрическим сетям объекта ООО "Лукойл-Калининградморнефть", способы реализации по эти закупкам различные, о чем свидетельствуют представленные в материалах дела пояснения и сравнительные данные, кроме того, проведение новой закупки с учетом дополнений к предмету ранее не состоявшейся закупки является правом заказчика.
Дополнительным фактом, свидетельствующим о целесообразности выделения в отдельный лот проектирования схемы внешнего электроснабжения (схемы присоединения) РП-110 кВ "Коврово" заявителя ООО "Лукойл-Калининградморнефть", с учетом введения в действие с 01.01.2020 ГОСТ 58670-2019, который определяет требования к расчетам электроэнергетических режимов и использованию их результатов при планировании (проектировании) развития энергосистем являются представленные в материалы дела письма АО "НТЦ ЕЭС Развитие энергосистем" от 08.12.20 N 2.2-980, 000 "ИЦ МЭИ" от 09.12.20 N20/193.
В соответствии с пунктами 8, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельностилибо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):
- создание дискриминационных условий;
- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
ООО "СБ "Регион" доказательств того, каким образом организатором торгов нарушены требования, установленные вышеперечисленными правовыми нормами не представило.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Согласно пункту 7.1.2. Единого стандарта закупок ПАО "Россети", требования к участникам закупки и правила оценки не должны накладывать на конкурентную борьбу участников излишних ограничений.
Вышеуказанные требования Документации о закупке распространяются на всех участников закупки без исключения.
Как следует из Протокола N 32009166813-В от 05.06.2020 заочного заседания Конкурсной комиссии по вскрытию конвертов и фиксированию предложений, представленных участниками закупки, для участия в конкурсе было подано 7 заявок, что не дает оснований для вывода о создании препятствий для подачи заявок участниками или об избыточности предъявленных требований.
Таким образом довод ООО "СБ "Регион" о нарушении его прав в связи с объявлением торгово-закупочной процедуры реестровый N 32009166813 и 31908532010 является необоснованной, так как вышеуказанные торгово-закупочные процедуры не являются аналогичными по отношению к обжалуемым торгам, сформированы на основании разных источников финансирования Заказчика.
Кроме того, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).
Установленные Заказчиком требования в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
Так, для своевременного и качественного выполнения работ по разработке проектной и рабочей документации, чтобы претендовать на победу в закупке и получить право заключить с Заказчиком Договор, Участник закупки должен, в том числе отвечать требованиям пункта л) Приложения N 1 к части IV конкурсной документации о наличии квалифицированных кадров привлекаемых к выполнению работ:
Проектирование (не менее 30 (тридцати) человек): ГИП - 2 (два) человека;
инженер-строитель с опытом разработки конструктивных решений - 4 (четыре) человека;
инженер с опытом разработки проекта пожарной и охранной сигнализации - 3 (три) человека;
инженеры-проектировщики, разработчики электротехнических разделов, разделов первичной и вторичной коммутации и каналов связи - 9 (девять) человек;
инженера конструктора - 3 (три) человека; главного архитектора проекта - 2 (два) человека;
начальника отдела (группы) по разработке разделов внутренних и наружных инженерных сетей (ОВ; ВК; СС и т.д,) - 2 (два) человека; инженер-сметчик - 5 (пять) человек.
Для подтверждения своего соответствия вышеуказанному требованию участник должен включить в состав заявки заверенную участником копию выписки из штатного расписания, подтверждающую трудовые взаимоотношения привлекаемых кадровых ресурсов (иными документами могут быть в том числе; копии трудовых книжек, трудовых договоров, договоров гражданско-правового характера и т.п.) (пункты) Приложения N 2 к части IV конкурсной документации). Таким образом, привлекаемые квалифицированные кадры могут быть как в штате участника закупки, так и привлекаться им на основании договоров гражданско-правового характера.
Требование в части наличия не менее 30 человек квалифицированного персонала, привлекаемого подрядчиком для выполнения проектных работ, является объективным, соразмерно объему проектных работ, предусмотренных техническим заданием, и позволит своевременно и качественно обеспечить выполнение полного объема работ.
Суд первой инстанции не привел доказательств, чем дополнительные требования с учетом предмета закупки ограничили доступ к участию в закупке, при этом никакого ограничения конкуренции конкурсная документация Заказчика не содержала, обратного в материалы дела не представлено.
Апелляционным судом также учтено, что заявка ООО "СБ "Регион" была отклонена за несоответствие требованиям документации, которым также не соответствует заявка (состав документов) ООО "ТрансЭнергоСнаб" (протокол от 30.12.2020).
Кроме того, Заявитель, заявляя о несогласии с критерием, о численном составе кадровых ресурсов, не привел доводов, что данный критерий ограничивает число участников, способных выполнить работы.
При проведении закупочной процедуры Организатором обеспечены соблюдение норм антимонопольного законодательства, информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение УФАС по Калининградской области N 039/07/18.1524/2020 от 19.06.2020 следует признать соответствующим действующему законодательству, в виду чего требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Довод АО "Янтарьэнерго" о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившиеся в указании судом требования о признании незаконными действия, которое заявителем при обращении в суд заявлено не было, апелляционным судом не принимается, поскольку исходя из заявления ООО "СБ "Регион" заявлены требования о признании незаконным решения УФАС по Калининградской области N 039/07/18.1524/2020 от 19.06.2020 и признании незаконными действий АО "Янтарьэнерго" по размещению конкурса в электронной форме на право заключения договора на разработку проектной и рабочей документации по титулу "Строительство 2-х ЛЭП от ОРУ ПО кВ ПС 110/35/15 кВ "ООО Лукойл- Калининградморнефть" до нового распределительного пункта (РП) ПО кВ. Строительство РП напряжением ПО кВ. Строительство 2 одноцепных ЛЭП 110 кВ: 1) от опоры N 7 отпайки на ПС 110 кВ Романово В Л ПО кВ Северная 330 - 0-62 Пионерская N 2 с отпайками (Л-168) до ОРУ 110 кВ РП 110 кВ; от опоры N 6 отпайки на ПС 110 кВ Романово ВЛ ПО кВ Северная 330 - 0-62 Пионерская N 1 с отпайками (Л-167) до ОРУ РП 110 кВ" (закупка N 32009166813 на Официальном сайте единой информационной системы http://zakupki.gov.ru) (том 1 л.д. 2-5)
Таким образом, довод АО "Янтарьэнерго" о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права материалами дела не подтвержден.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.04.2021 по делу N А21-6427/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СБ "Регион" в пользу акционерного общества "Янтарьэнерго" 3 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6427/2020
Истец: ООО "СБ "РЕГИОН"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГО", ООО "Альянсэнергостройпроект", ООО "ТрансЭнергоСнаб"