г. Вологда |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А52-1531/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Фирсова А.Д. и Холминова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
при участии от ответчика Андреевой С.В. по доверенности от 20.07.2020 N 35/2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу муниципального предприятия г. Пскова "Горводоканал" на решение Арбитражного суда Псковской области от 12 марта 2021 года по делу N А52-1531/2020,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие г. Пскова "Горводоканал" (ОГРН 1026000975406, ИНН 6027047825; адрес: 180004, г. Псков, ул. Советской Армии, д. 49А; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Псковский городской молочный завод" (ОГРН 1026000964186, ИНН 6027019867; адрес: 180004, г. Псков, ул. Рельсовая, д. 1; далее - Общество) о взыскании 3 173 963 руб. 76 коп., в том числе 3 027 941 руб. 30 коп. задолженности по договору N 355 и 146 022 руб. 46 коп. пеней.
Общество предъявило встречный иск к Предприятию о взыскании 792 455 руб. 70 коп. стоимости некачественно оказанных услуг по договору N 355.
Решением суда от 12 марта 2021 года в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано. Предприятию возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 844 руб.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, рассмотреть дело по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. Кроме того, по мнению подателя жалобы, судом первой инстанции применены нормы материального права с нарушением правил действия законов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Общество в отзыве и дополнении к отзыву, его представитель в судебном заседании просят суд апелляционной инстанции решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Предприятия - без удовлетворения.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, дополнении к отзыву, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Предприятия - не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается в материалах дела, Предприятием и Обществом заключен Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 355 (далее - Договор).
Согласно пункту 1 Договора Предприятие обязуется подавать Обществу через присоединенную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а также осуществлять прием сточных вод Общества от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Ответчик, в свою очередь, обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества и в объеме, определенном договором, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, требования к составу и свойствам сточных вод, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены Договором, соблюдать режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Тарифы на водоснабжение и водоотведение определены в пункте 7 Договора.
В соответствии с пунктом 8 Договора расчетный период равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов, выставляемых к оплате.
Разделом IX договора регламентирован порядок контроля за соблюдением абонентом нормативов допустимых сбросов сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 33 Договора при превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива по объему сточных вод, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
В соответствии с пунктом 7 главы II Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" (далее - Правила N 525) периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 (одного) раза в месяц. Согласно условиям Договора контрольный отбор проб сточных вод абонента производится в любое время суток без предварительного извещения. Полученный результат отобранной пробы считать действительным до следующего отбора проб.
За период с ноября 2018 года по сентябрь 2019 года Предприятием производился отбор проб сточных вод, отводимых Обществом в централизованную систему водоотведения, в подтверждение чего представлены акты отбора проб и протоколы количественного химического анализа.
Отборы проб, протоколы испытаний подготовлены в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами N 525, указанные расчеты произведены в соответствии с протоколами.
По результатам проведенных анализов Предприятием Обществу выставлены счета-фактуры за сверхнормативный сброс сточных вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с декабря 2018 года по декабрь 2019 года на общую сумму 3 027 941 руб. 30 коп.
В соответствии с пунктом 63 Договора Предприятие начислило Обществу пени в сумме 146 022 руб. 46 коп.
С целью урегулирования спора Обществу направлена претензия от 27.01.2020 N 1/32-118. Однако задолженность Обществом не погашена.
Ввиду этого Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности и пеней.
Общество предъявило Предприятию встречное требование о взыскании 792 455 руб. 70 коп. стоимости некачественно оказанных услуг по договору N 355.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьями 8, 422, 426, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), отказал в удовлетворении требований по первоначальному и встречному искам.
Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из текста жалобы, Предприятие не согласно с решением суда в части отказа в удовлетворении первоначального иска Предприятия.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом N 416-ФЗ, Правилами N 644.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами.
В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные данными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Согласно пункту 113 Правил N 644 в редакции, действовавшей в спорный период, сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4; б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 названных Правил.
Так, в приложении 5 к Правилам N 644 установлены максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
На основании пункта 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с пунктами 1.4, 3.1 постановления Псковской городской Думы от 31.10.2003 N 169 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозяйственно-бытовой канализации города Пскова" (далее - Постановление N 169) нормативные показатели общих свойств сточных вод, принимаемых в систему хозяйственно-бытовой канализации г. Пскова устанавливаются исходя из требований к защите сетей и сооружений систем канализации, и являются обязательными для применения всех категорий абонентов. Приложение 1 к Постановлению N 169 содержит перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
Из материалов дела следует, что решением Псковского областного суда от 02.10.2020 по делу N 3а-41/2020 Постановление N 169 признано недействующим.
Данным решением суда установлено, что абзац пятый пункта 61 Постановления N 169, содержащий на момент принятия оспариваемого муниципального правового акта полномочия органов местного самоуправления по установлению нормативов по составу сточных вод в целях защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 N 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" (далее - Постановление N 3) был признан утратившим силу, соответственно, органы местного самоуправления утратили полномочия по установлению нормативов, в том числе допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, устанавливаемых в целях защиты от негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, с момента вступления в силу Постановления N 3 оспариваемое Постановление N 169 вступило в противоречие с указанными выше нормами Закона N 416-ФЗ и Постановления N 644.
С учетом того, что Постановление N 3 вступило в законную силу 16.01.2015, то именно с данной даты Постановление N 169 в оспариваемой части вступило в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и подлежало приведению в соответствие с ними.
Между тем областным судом в решении установлено, что Постановление N 169 применялось Предприятием в 2018 - 2019 гг. при расчете платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации города Пскова. В связи с тем, что Постановление N 169 противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административных истцов, то заявленные требования о признании данного акта недействующим в оспариваемой части подлежат удовлетворению (том 2, листы 12-16).
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанное решение и выводы суда по делу N 3а-41/2020 имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Учитывая тот факт, что Предприятие в отношении Общества при расчете платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации за 2018-2019 гг. применило нормы Постановления N 169, то суд пришел к обоснованному выводу, что права и законные интересы Общества нарушены.
Поскольку с момента вступления в силу Постановления N 3 Постановление N 169 вступило в противоречие с нормами Закона N 416-ФЗ и Правилами N 644, то суд первой инстанции правомерно не применил противоречащий закону акт.
Судом установлено, что допустимая концентрация загрязняющих веществ в сточных водах, установленная федеральным законодательством, Обществом не превышена.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении первоначального иска Предприятия.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
В части отказа в удовлетворении встречного иска Общества решение суда сторонами не обжалуется.
С учетом изложенного и того, что доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 12 марта 2021 года по делу N А52-1531/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия г. Пскова "Горводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
А.Д. Фирсов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1531/2020
Истец: Муниципальное предприятие г. Пскова "Горводоканал"
Ответчик: ОАО "Псковский городской молочный завод"