г. Самара |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А55-26269/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В. и Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А.,
участники не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 мая 2021 года по делу N А55-26269/2020 (судья Коршикова О.В.), принятое
по заявлению Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Самарский государственный колледж"
к Департаменту управления имуществом г.о. Самара,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы", Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара и Администрации г.о. Самара,
о признании незаконными бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области "Самарский государственный колледж" обратилось в арбитражный суд, с учетом уточнений, о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самара по организации работы по постановке сетей: линии хоз.фекальной канализационной внутриквартальной протяжённостью 73,5 п.м. Д-150 мм.. КК-3 шт. из кирпича и ж/б кольца; водопроводной линии внутри квартальной 53 п.м. Д-100 мм. ВК-1 ж/б кольца, запорная арматура, 1984 г. постройки, находящихся по адресу: г. Самара. Октябрьский рн, ул. Гаражная, 14, на учет в качестве бесхозяйных. Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить допущенные нарушения прав заявителя путем организации работы по постановке в качестве бесхозяйных линии хоз.фекальной канализационной внутриквартальной протяжённостью 73,5 п.м. Д-150 мм.. КК-3 шт. из кирпича и ж/б кольца; водопроводной линии внутри квартальной 53 п.м. Д-100 мм. ВК-1 ж/б кольца, запорная арматура, 1984 г. постройки, находящихся по адресу: г. Самара. Октябрьский р-н, ул. Гаражная, 14.К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы", Администрация Октябрьского внутригородского района г.о. Самара и Администрация г.о. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 мая 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционный суд решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 09 августа 2021 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители заявителя, заинтересованного лица и третьих лиц участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В материалы дела поступил отзыв (письменные пояснения) от Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Самарский государственный колледж" на апелляционную жалобу, в котором он просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 02.12.2010 г. N 3108 за ГОУ СПО "Самарский техникум транспорта и коммуникаций" (правопреемник - ГАПОУ "СГК") (далее - Колледж) на праве оперативного управления было закреплено недвижимое государственное имущество Самарской области, в т.ч. Здание учебного корпуса (кадастровый номер 63:01:0620003), расположенное по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, 14. Указанное недвижимое имущество было принято ГОУ СПО "Самарский техникум транспорта и коммуникаций" по Акту приёма-передачи имущества в оперативное управление от 02.12.2010 г.
Согласно вышеуказанным документам за ГОУ СПО "Самарский техникум транспорта и коммуникаций" на праве оперативного управления было закреплено и передано ему Здание учебного корпуса с кадастровым номером 63:01:0502005:0528, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 12, а также инженерные сети, находящиеся по тому же адресу.
При этом, в вышеуказанных документах, отсутствует указание на передачу инженерных сетей, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, 14, в оперативное управление Колледжа.
Как указал заявитель, инженерные сети, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, 14, в оперативное управление Колледжу не передавались и не могли быть переданы, поскольку согласно Письму Министерства имущественных отношений Самарской области от 01.08.2018 г. N 12/7275 инженерные сети водоотведения, расположенные на участке от здания по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, д. 14 до здания ул. Гаражная, д. 10к1, а также инженерные сети водоснабжения, расположенные на участке от здания по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, д. 14 до ВК-1 ул. Гаражная в реестре имущества Самарской области не числятся, а сведениями о правообладателе вышеуказанных объектов министерство не располагает.
Инженерные сети, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, 14 не находятся и никогда не находились на балансе Колледжа, поскольку для этого отсутствуют какие-либо правовые основания.
Согласно Балансовой справки N 626 от 22.06.2020 г. недвижимое имущество: линия хоз.фекальная канализационная внутриквартальная протяжённостью 73,5 п.м. Д-150 мм., КК-3 шт. из кирпича и ж/б кольца; водопроводная линии внутриквартальная 53 п.м. Д-100 мм, ВК-1 ж/б кольца, запорная арматура, 1984 г. постройки, находящееся по адресу: г. Самара, Октябрьский р-н, ул. Гаражная, 14, на балансе Колледжа не числится. 25.12.2018 г. заявитель обратился в Администрацию Октябрьского р-на г. Самара с письмом в котором просил провести проверку бесхозяйных сетей, подготовить и сформировать пакет документов и направить в Департамент управления имуществом (л.д. 30-34).
Кроме того, заявитель обращался в Прокуратуру Октябрьского р-на г. Самары с письмом от 30.01.2019 г. о проведении проверки законности отказа (бездействия) Администрации Октябрьского внутригородского р-на г.о. Самара в проведении проверки бесхозяйных инженерных сетей водоотведения, расположенных на участке от здания по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, д. 14 до здания ул. Гаражная, д. 10к1, а также бесхозяйных инженерных сетей холодного водоснабжения, расположенных на участке от здания по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, д. 14 до ВК-1 ул. Гаражная; в подготовке и формировании пакета документов, предусмотренного п.2.5 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенного на территории городского округа Самара; в направлении указанного пакета документов в Департамент управления имуществом г.о. Самара.
На основании вышеуказанной жалобы, Прокуратурой Октябрьского г-на г. Самары в отношении Администрации Октябрьского р-на г. Самары было вынесено представление об устранении нарушений требований гражданского законодательства, а также требования Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД.
В рамках рассмотрения указанного представления прокуратуры, Администрацией Октябрьского внутригородского р-на г.о. Самара была проведена работа по формированию пакета документов, предусмотренного п.2.5 Порядка, утверждённого постановлением Администрации Октябрьского внутригородского р-на г.о. Самара от 23.03.2017 N 54. 24.10.2019 г. указанные документы (Исх. N 12/2-01/4074) Администрацией Октябрьского внутригородского р-на г. Самары были направлены в Департамент управления имуществом г.о. Самара (далее - Департамент) для внесения в реестр муниципальной собственности и последующего закрепления за специализированной организацией.
Таким образом, Администрация г.о. Самара, в лице Администрации Октябрьского внутригородского р-на г.о. Самара, в рамках своих полномочий, предусмотренных п.п.1.3, 2.2, 2.5 и 2.6 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, во исполнение требований п.2 ч.2 ст. 3 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД выявила бесхозяйные сети водоснабжения и водоотведения, не переданные в установленном порядке в муниципальную собственность, и осуществило подготовку документов для организации учета данного имущества органами государственной власти и органами местного самоуправления городского округа Самара.
Департамент управления имуществом г.о. Самара письмом от 10.06.2020 г. N 15- 07-06/19247 сообщил заявителю, что спорные сети не имеют признаков бесхозяйных, законные основания для организации органами местного самоуправления по обращению их муниципальную собственность как бесхозяйных отсутствуют.
Не согласившись с позицией Департамента, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, заявитель ходатайствовал о восстановлении срока на обращение в суд, мотивируя тем, что предпринимались попытки по досудебному урегулированию путем подачи заявления в Прокуратуру г. Самары и обращения к Главе г.о. Самара.
Пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в заявленных требованиях об оспаривании ненормативных правовых актов, действий, бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Данный вывод содержится в постановлениях Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 9316/05, от 19.04.2006 N 16228/05, от 10.10.2006 N 7830/06, от 31.10.2006 N 8837/06.
В соответствии со статьей 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Таким образом, установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок для подачи соответствующего заявления не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной. При этом нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.
С учетом положений статьи 46, части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, статей 2 и 4 АПК РФ независимо от правовой природы этого срока, вопрос о его восстановлении должен решаться судом с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из целесообразности, полноты, разумности и доступности судебной защиты прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1998 "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Учитывая изложенное, а также позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, с целью исключения нарушения прав инспекции, суд первой инстанции правомерно удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока, так как недопустим неправомерный отказ в осуществлении субъективного права на судебную защиту по формальным основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основаниями для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отнесено к компетенции федерального органа в области государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными правительством Российской Федерации (часть 6 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Согласно п.4 ч.1 ст. 3 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД органы местного самоуправления г.о. Самара обязаны организовать деятельность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения и осуществлять передачу указанных бесхозяйных объектов в эксплуатацию до признания на них права муниципальной собственности.
В соответствии с Постановлением Администрации г.о. Самара от 19.07.2013 N 767 "Об определении гарантирующих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения на территории г.о. Самара и установлении зон их деятельности" гарантирующей организацией осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории г.о. Самара, является ООО "Самарские коммунальные системы".
Согласно Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара, утвержденного Постановлением Администрации г.о. Самара от 27.05.2015 N 581, выявление бесхозяйного имущества на территории городского округа Самара осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице своих территориальных органов (администраций соответствующих районов) по собственной инициативе, а также на основании сведений, поступивших из заявлений и обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (п. 1.3).
При поступлении сведений о выявленном объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного (далее - объект), администрация соответствующего района в течение 10 дней со дня поступления данных сведений осуществляет их проверку (п.2.2); по результатам проверки администрация соответствующего района в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления сведений, указанных в пункте 2.2. настоящего Порядка, подготавливает и формирует пакет документов, содержащий: акт обследования объекта: документы, подтверждающие совершение действий по установлению собственника объекта: технический план и (или) кадастровый паспорт объекта: справку из органа технической инвентаризации о принадлежности объекта: выписки из реестров соответственно федерального имущества, имущества Самарской области, муниципального имущества в отношении объекта: выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта и документы, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждающие, что права на данный объект ими не были зарегистрированы: адресную справку, выданную уполномоченным органом; заявление собственника об отказе от права собственности на объект (в случае, если собственник имущества известен и отказался от него) (п.2.5).
Согласно п. 2.6 Порядка, пакет документов в отношении объекта в течение 3 рабочих дней со дня его формирования администрация соответствующего района направляет в Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Пакет документов об объекте регистрируется Департаментом в день поступления; в течение 10 рабочих дней со дня регистрации пакета документов Департамент осуществляет проверку пакета документов по объекту и включение объекта в перечень объектов, имеющих признаки бесхозяйного имущества (п.2.7).
По результатам проверки сведений об объекте в течение 10 рабочих дней со дня регистрации пакета документов в случае соответствия пакета документов требованиям, предусмотренным пунктом 2.5 настоящего Порядка, включает объект в перечень объектов, имеющих признаки бесхозяйного имущества, либо в случае несоответствия пакета документов требованиям, предусмотренным пунктом 2.5 настоящего Порядка, возвращает пакет документов в администрацию соответствующего района для доработки (п.2.8 Порядка).
В течение 10 рабочих дней со дня включения объекта в перечень объектов, имеющих признаки бесхозяйного имущества.
Департаментом организуется работа по обращению с пакетом документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного (п.2.9 Порядка).
В п. 3 установлено, что бесхозяйное недвижимое имущество принимается на учет регистрирующим органом в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно Порядку принятия па учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 N 931, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее -федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее -орган регистрации прав).
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее -объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались; в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый уча в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (п.3 Порядка).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, юродских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся па территориях этих муниципальных образований: исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях других городов, в заявлении указываются: вид объекта недвижимости, ею кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости (п.5 Порядка).
Судом первой инстанции установлено, что спорные сети не являются имуществом колледжа, что подтверждается приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 02.12.2010 г. N 3108 с приложением перечня основных средств ГОУСПО Самарского техникума транспорта и коммуникаций, актом приема-передачи в оперативное управление от 02.12.2010 г., информацией об отсутствии в реестре имущества Самарской области спорных сетей в соответствии с письмом Министерства имущественных отношений Самарской области от 01.08.2018 г. N 12/7285, балансовой справкой от 22.06.2020 г.
Доводы Департамента о том, что сети водоснабжения и водоотведения расположены на земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании у заявителя, не имеют правового значения, т.к. законодательство не ставит в зависимость от данного факта выполнение обязанностей Департамента по организации учёта бесхозяйных сетей водоотведения и водоснабжения, передаче их в эксплуатацию ООО "Самарские коммунальные системы" и организации деятельности по признанию на них права муниципальной собственности.
Документы, свидетельствующие о принадлежности Учреждению сетей канализации, от указанных Учреждением границ до границы наружной стены здания на каком-либо вещном праве или ином законном основании в дело не представлены.
В муниципальную собственность спорные сети не принимались.
Учреждение их правообладателем не является.
Доказательства обязанности Учреждения нести бремя содержания названных инженерных коммуникаций в дело не представлены.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлена совокупность оснований для признания незаконным бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самара по организации работы по постановке сетей: линии хоз.фекальной канализационной внутриквартальной протяжённостью 73,5 п.м. Д-150 мм.. КК-3 шт. из кирпича и ж/б кольца; водопроводной линии внутри квартальной 53 п.м. Д-100 мм. ВК-1 ж/б кольца, запорная арматура, 1984 г. постройки, находящихся по адресу: г. Самара. Октябрьский рн, ул. Гаражная, 14, на учет в качестве бесхозяйных, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Требования о восстановлении нарушенных прав и интересов, изложенные заявителем в заявлении при обращении в суд в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не являются самостоятельными требованиями, а рассматриваются лишь в качестве предлагаемой меры по восстановлению прав и законных интересов, нарушенных оспариваемым действием и бездействием.
Судом первой инстанции правомерно определено, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя будет организация работы по постановке в качестве бесхозяйных линии хоз.фекальной канализационной внутриквартальной протяжённостью 73,5 п.м. Д-150 мм.. КК-3 шт. из кирпича и ж/б кольца; водопроводной линии внутри квартальной 53 п.м. Д100 мм. ВК-1 ж/б кольца, запорная арматура, 1984 г. постройки, находящихся по адресу: г. Самара. Октябрьский р-н, ул. Гаражная, 14.
Данный вывод суда основан на судебной практике, а именно Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.09.2015 N Ф07-5064/2015 по делу N А05-8581/2014.
Судебные расходы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, распределены судом первой инстанции верно.
В обоснование своих доводов, Департамент ссылается на недействующие в настоящее время акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон по канализационным и водопроводным сетям, являющиеся приложениями к договорам, которые были прекращены в 2011 году и в настоящее время не действуют.
Однако, Департамент не учитывает, что акты разграничения эксплуатационной ответственности не являются правоустанавливающими документами или документами, подтверждающими наличие права собственности, владения, пользования или балансовую принадлежность имущества.
Факт предоставления земельного участка с кадастровым номером 63:01.0620003:6, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, д. 14, занимаемого учебным корпусом, в постоянное (бессрочное) пользование ГАПОУ "СГК" не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела.
Департамент не представил документов, подтверждающих, что спорные бесхозяйные сети водоснабжения и водоотведения полностью расположены на земельном участке, находящемся во владении и пользовании ГАПОУ "СГК".
Ссылка Департамента на правовую позицию, изложенную в Постановлении ВАС РФ N 1150/13 от 02.07.2013 является необоснованной, поскольку она была изложена в рамках рассмотрения другого дела с иными основаниями и требованиями, отличными от настоящего рассматриваемого дела.
В рассматриваемом деле отсутствуют какие-либо правопритязания третьих лиц на спорное бесхозяйное имущество.
Таким образом, спорные объекты имеют все признаки бесхозяйного имущества, а именно: отсутствие государственной регистрации права собственности на него и отсутствие на него правопритязаний.
Ссылка Департамента на ст. 234 ГК РФ, в обоснование своих возражений также неправомерна, поскольку отсутствуют основания, в т.ч. правовые, для применения указанной нормы при рассмотрении настоящего дела.
Утверждение Департамента о том, что заявителем пропущен срок обращения в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента по передаче бесхозяйных сетей и о том, что заявитель не представил в материалы дела доказательств наличия уважительных причин о пропуске срока на обращение в суд не соответствует действительности, все необходимые подтверждающие документы были представлены в материалы дала.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 мая 2021 года по делу N А55-26269/2020 ставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26269/2020
Истец: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области "Самарский государственный колледж"
Ответчик: Департамент управления имуществом г.о. Самара
Третье лицо: Администрация г.о. Самара, Администрация Рктябрьского внутригородского района г.о. Самара, ООО "Самарские коммунальные системы"