г. Хабаровск |
|
13 августа 2021 г. |
А73-242/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Мильчиной И.А., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Спецтехника": не явились;
от Хабаровской таможни: Волохова А.А., представитель по доверенности от 01.10.2020 N 05-51/186;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 11.06.2021
по делу N А73-242/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Спецтехника"
к Хабаровской таможне
об оспаривании решений, действий (бездействий), обязании возвратить утилизационный сбор
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Спецтехника" (далее - заявитель, общество, декларант, ООО "ДВ-Спецтехника") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровской таможне (далее - Таможня, таможенный орган) о признании недействительными решения от 07.12.2020 N N 15- 37/18875, 15-37/18876, 15-37/18878, 15-37/18879, 15-37/18880, 15-37/18881 "О направлении документов", выразившиеся в фактическом отказе в рассмотрении заявлений общества о возврате утилизационного сбора в отношении грузовых автомобилей самосвалов, задекларированных по декларациям на товары NN 10704050/261018/0007258, 10704050/131217/0007145, 10704050/221217/0007525, 10704050/301018/0007322,10704050/300719/0004903, 10704050/211217/0007471; об обязании возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор в общей сумме 11 341 500 руб.
Решением суда от 11.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, таможня обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований декларанта. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что под полной массой транспортного средства следует понимать собственную массу автомобиля, максимальную массу груза, водителя и топливного бака. В подтверждение своей позиции ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291".
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в представленных возражениях на жалобу выразило несогласие с доводами последней, просило оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
ООО "ДВ-Спецтехника", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в заседании суда не принимало. Жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя в соответствие со статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителя таможни, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "ДВ-Спецтехника" ввезло на территорию России через Благовещенский таможенный пост товар: новые грузовые автомобили - самосвалы в количестве 31 шт., в том числе:
- грузовой автомобиль-самосвал, новый, модель СА325Р66К2Т1Е5 полная масса 35 100 кг, всего - 2 шт. (ДТ N 10704050/261018/0007258 (далее - ДТ N 7258));
- грузовой автомобиль-самосвал марки "SHACMAN", новый, модель SX3256DR384, полная масса 31 000 кг, всего - 2 шт. (ДТ N 10704050/131217/0007145 (далее - ДТ N 7145));
- грузовой автомобиль-самосвал марки "FAW", новый, модель СА3250Р66К2Т1Е4, полная масса 35 100 кг, всего - 10 шт. (ДТ N 10704050/221217/0007525 (далее - ДТ N 7525));
- грузовой автомобиль-самосвал марки "SHACMAN", новый, модель SX3258DR384, полная масса 31 000 кг, всего - 2 шт. (ДТ N 10704050/301018/0007322 (далее - ДТ N 7322));
- грузовой автомобиль-самосвал, новый, модель СА3250Р66К2Т1Е5, полная масса 35 100 кг, всего - 3 шт. (ДТ N 10704050/300719/0004903 (далее - ДТ N 4903));
- грузовой автомобиль-самосвал марки "FAW", новый, модель СА3250Р66К2Т1Е4, полная масса 35 100 кг, всего - 12 шт. (ДТ N 10704050/211217/0007471 (далее - ДТ N 7471)).
За указанные транспортные средства обществом уплачен утилизационный сбор в размере 23 019 000 руб., в том числе: по 825 000 руб. за каждый грузовой автомобиль (всего 7 грузовых автомобилей) и 718 500 руб. за каждый грузовой автомобиль (всего 24 грузовых автомобилей). Товар выпущен для свободного обращения.
Посчитав, что утилизационный сбор исчислен и уплачен в завышенном размере, общество подало в Хабаровскую таможню, являющуюся правопреемником Благовещенской таможни, заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в общем размере 11 341 500 руб.
По результатам рассмотрения заявлений таможней приняты решения об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора ввиду отсутствия его излишней уплаты, о чём общество проинформировано письмами от 07.12.2020 N N 15- 37/18875, 15-37/18876, 15-37/18878, 15-37/18879, 15-37/18880, 15-37/18881.
Не согласившись с указанными решениями таможни, общество обратилось с заявлением в суд.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор, плательщиками которого признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.1 Закона).
В соответствии пунктом 24 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (далее - Правил N 1291), в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Согласно примечанию 3 к названных Правил размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
На момент ввоза, спорные транспортные средства были включены в раздел II Перечня, которым установлены следующие коэффициенты для расчета размера утилизационного сбора:
- автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн - 2,43 (на декабрь 2017);
- автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн - 4,79 (на декабрь 2017);
- автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн - 2,79 (на октябрь 2018, июль 2019);
- автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн - 5,5 (на октябрь 2018, июль 2019).
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним равна 150 000 руб. (сноска к Перечню).
Размер утилизационного сбора равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Из материалов дела следует, что при ввозе спорной техники обществом исчислен и уплачен утилизационный сбор с применением коэффициентов 4,79 и 5,5 соответственно, что составило 718 500 руб. за один грузовой автомобиль - самосвал (24 шт.) и 825 000 руб. за один грузовой автомобиль - самосвал (7 шт.) (всего уплачено 23 019 000 руб. за 31 шт.).
При этом масса транспортных средств определена заявителем как арифметическая сумма фактической массы транспортных средств и грузоподъемности.
Между тем, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, оснований для определения полной массы транспортного средства с учетом его грузоподъемности не имелось.
В силу пункта 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Соответственно, юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им своих потребительских свойств.
Грузоподъемность транспортного средства, в отличие от его массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля.
С учетом изложенного, именно масса транспортного средства без учета его грузоподъемности необходима для расчета утилизационного сбора, имея в виду, что влияние указанного параметра на процесс утилизации транспортного средства носит объяснимый характер.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обществом в отношении спорных транспортных средств, ошибочно излишне исчислен и уплачен утилизационный сбор в общем размере 11 341 500 руб.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования декларанта, и возложил в порядке статьи 201 АПК РФ на Хабаровскую таможню обязанность по возврату излишне уплаченного утилизационного сбора.
Ссылки таможенного органа на постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291" апелляционным судом не принимается, поскольку данный нормативный правовой акт принят после ввоза спорной техники и обратной силы не имеет.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.06.2021 по делу N А73-242/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-242/2021
Истец: ООО "ДВ-Спецтехника"
Ответчик: ХАБАРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ