г. Санкт-Петербург |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А56-21494/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: Чешков Е.О. по доверенности от 17.12.2020,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19419/2021) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2021 по делу N А56-21494/2021, принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства"
к Государственной административно-технической инспекции
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - ГАТИ, Инспекция, административный орган) от 17.02.2021 N 821 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 46010 от 02.02.2021, которым Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 320 000 руб.
Решением от 19.05.2021 постановление ГАТИ изменено в части назначения наказания, штраф уменьшен до 150 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, оспариваемое постановление ГАТИ подлежит отмене в связи с отсутствием доказательств наличия в действиях Учреждения состава вмененного административного правонарушения. Подрядчик не направлял Учреждению обращение о необходимости получения ордера на складирование, размещение материалов, оборудования, а также не уведомлял заявителя о начале работ за границами ордера ГАТИ N У-7390 от 14.12.2020. Учреждением в порядке контроля за ходом проведения работ составлялся акт комиссионного осмотра от 21.01.2021, согласно которому выявлены нарушения складирования Подрядчиком материалов за границами ордера N У-7390 от 14.12.2020.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ГАТИ извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направила, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенного ГАТИ 26.01.2021 осмотра территории по адресу: Санкт-Петербург, пр. Энергетиков (от Якорной ул. до Магнитогорской ул.), Якорная ул. д. 15, лит. А, выявлено, что ведутся работы на инженерных сетях (водоотведение) за границами зоны производства работ, установленной ордером N У-7390 от 14.12.2020, оформленным на земляные работы (опоры, газопровод, водопровод, водоотведение, (канализация), электрокабель, сети связи). За границами данного ордера открыт котлован, огражденный сетчатым серым ограждением, в котором находится колодец шахты коллектора. Рядом стоит экскаватор ООО "Экспресстрой".
В ходе проведенного ГАТИ 02.02.2021 осмотра территории по указанному адресу выявлено, что работы на инженерных сетях (водоотведение) за границами ордера N У-7390 от 14.12.2020, оформленного на земляные работы (опоры, газопровод, водопровод, водоотведение, (канализация), электрокабель, сети связи), приостановлены, котлован за границами данного ордера закопан и огражден сетчатым серым ограждением. Рядом с местом работ за границами ордера стоит экскаватор, а также производится складирование материалов, используемых для производства земляных работ (шпунт).
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколах осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 26.01.2021 и 02.02.2021 с приложением фототаблиц и схем.
Усмотрев в действиях Учреждения признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70, Инспекция составила в отношении заявителя протокол по делу об административном правонарушении от 02.02.2021 N 46010. Учреждению вменено нарушение пунктов 3.1.1, 6.11 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Инспекцией вынесено постановление от 17.02.2021 N 821 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 46010 от 02.02.2021, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 320 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, однако, установив наличие оснований для снижения штрафа, оспариваемое постановление изменил, снизив размер штрафа до 150 000 руб.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а также неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера.
Как указано в пункте 1.4.16 Правил N 875 ордер - документ, дающий право на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, выдаваемый ГАТИ в целях координации производства указанных работ и контроля за восстановлением нарушенных в ходе производства работ элементов благоустройства.
Согласно пунктам 3.1.1 и 3.1.2 Правил N 875 заказчик обязан получить ордер ГАТИ на производство работ, указанных в разделе 4 Правил; контролировать сроки производства работ, качество восстановления элементов благоустройства, нарушенных при производстве работ.
Согласно пункту 4.2 Правил N 875 производство земляных работ при работах на инженерных коммуникациях требуют получение ордера ГАТИ на производство указанных работ.
В соответствии с пунктом 6.1 Правил N 875 заказчики, планирующие работы, указанные в разделе 4 Правил, обязаны получить ордер в ГАТИ на их производство. Выполнение работ, предусмотренных в разделе 4 Правил, без ордера ГАТИ на их производство запрещено.
Ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере. При изменении указанных условий производства работ заказчик обязан оформить новый ордер (пункт 6.11 Правил N 875).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Учреждением (заказчик) и ООО "Экспресстрой" (подрядчик) заключен государственный контракт от 09.10.2020 N КР-41 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "пр. Энергетиков" для нужд Санкт-Петербурга, в соответствии с пунктом 5.1.5 которого заказчик обязан осуществлять строительный контроль за ходом и качеством производства работ, соблюдением сроков их выполнения.
В соответствии с ордером ГАТИ N У-7390 от 14.12.2020 Учреждение является заказчиком работ "Земляные работы (опоры, газопровод, водопровод, водоотведение, (канализация), электрокабель, сети связи). Установка элементов благоустройства (ограждение, планировочное устройство (озеленение)", производителем указанных работ является ООО "Экспресстрой". Место работ: пр. Энергетиков (от Якорной ул. до Магнитогорской ул.). Ордер выдан на срок с 14.12.2020 по 30.08.2021.
Оспариваемым постановлением Учреждению вменено нарушение требований Правил N 875, выразившееся в неисполнении Учреждением (заказчиком) обязанности по оформлению ордера ГАТИ на производство земляных работ. В ходе осмотра территории установлено, что производителем работ (ООО "Экспресстрой") ведутся работы за пределами зоны производства работ, установленной ордером ГАТИ N У-7390 от 14.12.2020.
Факт правонарушения установлен Инспекцией, подтверждается материалами дела, в том числе протоколами осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 26.01.2021 и от 02.02.2021 с приложением фототаблиц и схем, протоколом по делу об административном правонарушении 02.02.2021 N 46010. При этом протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 02.02.2021 и протокол по делу об административном правонарушении 02.02.2021 N 46010 составлены при участии представителя Михайлова Н.Н., который не заявлял замечаний о том, что работы проводятся на территории в границах действия ордера ГАТИ N У-7390 от 14.12.2020.
Факт правонарушения подтверждается также актом комиссионного осмотра от 21.01.2021, представленным Учреждением и подписанным представителями Учреждения, ООО "Экспресстрой" и ООО "СпецАвтоТран", согласно которому в ходе осмотра объекта выявлено, что строительно-монтажные работы, а также складирование материалов осуществляется за границами ордера ГАТИ N У-7390 от 14.12.2020. В связи с этим довод Учреждения об отсутствии доказательств факта выполнения работ за границами ордера ГАТИ N У-7390 от 14.12.2020 подлежит отклонению, как противоречащий материалам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.
Доводы Учреждения не опровергают наличие события и состава вмененного правонарушения. Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что заказчик обязан контролировать производство работ и соблюдение требований Правил, и в случае необходимости производства работ за границами ордера заказчик обязан своевременно получить ордер на производство работ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно установил, что в действиях Учреждения имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70.
Обстоятельств, свидетельствующих о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного на основании статьи 2.9 КоАП РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом первой инстанции не установлено.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения заявителем правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Учреждения к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления. Постановление ГАТИ вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, оценив приведенные в заявлении доводы и материалы дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что назначенное наказание (штраф в размере 320 000 руб.) является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания, в связи с чем посчитал возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания и снизить размер назначенного штрафа до 150 000 руб.
Апелляционная коллегия полагает, что наказание в указанном размере является справедливым и соразмерным характеру совершенного правонарушения, указанная мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 мая 2021 года по делу N А56-21494/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21494/2021
Истец: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ