город Ростов-на-Дону |
|
13 августа 2021 г. |
дело N А53-4082/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии от ООО "Феникс": представитель Петринский А.А., по доверенности от 01.06.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 22.04.2021 по делу N А53-4082/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Феникс"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - заявитель, общество, ООО "Феникс") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 14.01.2021 N 12, постановления по делу об административном правонарушении от 14.01.2021 N 11.
Определением от 08.04.2021 арбитражный суд выделил требование общества о признании незаконным постановления от 14.01.2021 N 11 в отдельное производство, передал дело в указанной части в Ростовский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.04.2021 в удовлетворении требования о признании незаконным постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах по делу об административном правонарушении от 14.01.2021 N 12 - отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Феникс" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ООО "Феникс" привлечено к административной ответственности с нарушением правил подсудности неправомочным органом, в отсутствие оснований, предусмотренных законом, в нарушение установленного законом порядка. Также в апелляционной жалобе обществом заявлены следующие ходатайства: с целью установления полномочий должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении N 276, сделать запрос в адрес начальника Управления о предоставлении копии должностной инструкции указанного лица, его приказа о назначении на должность, а также копию распоряжения органа Роспотребнадзора о проведении 15.10.2020 внеплановой проверки ООО "Феникс"; установить правовые и фактические основания действий должностного лица органа полиции УУП МО МВД России "Азовский" Букшина Н.Н., составившего 15.10.2020 протокол осмотра помещений; вызывать и допросить в качестве свидетелей, на показания либо действиях которых ссылается административный орган; выяснить, какой орган власти осуществлял государственный санитарно-эпидемиологический надзор; признать недопустимым доказательством и исключить из числа доказательств перечисленные в апелляционной жалобе документы.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Феникс" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, заинтересованные лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 5.10.2020 в период времени с 11 часов 00 минут до 14 часов 40 минут в магазине "Океан", расположенном по адресу: Ростовская область, г. Азов, Петровский бульвар, 20, ООО "Феникс" осуществляет реализацию пищевой продукции с нарушением требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения: в холодильном оборудовании, в котором не контролируется терморежим (термометры отсутствуют), находятся обезличенные рыбные изделия в заморозке в ассортименте, свежие фрукты (персики, лимоны, киви), свежие яйца, хлебобулочные изделия (слойка, пирожки, сосиска в тесте), без документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность, в отсутствие тары производителя; в холодильном оборудовании, в котором не соблюдается терморежим (термометры отсутствуют), а также на полках магазина вне холодильного оборудования, находится пищевая продукция в ассортименте (пиво, квас, алкогольная продукция) без документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность; в холодильном оборудовании, в котором не контролируется терморежим (термометры отсутствуют), находится пищевая продукция с истекшим сроком годности: энергетик ЕОН Энерджи Дринк годен до 23.03.2020. в количестве 1 бутылки (производство ООО "Дал"), безалкогольный напиток Фрэш Бар Лайм и лимон, годен до 13.04.2020. в количестве 6-ти бутылок, безалкогольный напиток Фрэш Бар апельсин, годен до 28.06.2020. в количестве 2-х бутылок, без документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность.
Указанные действия общества нарушают Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), ст.5, ст.7, ст. 17, ч.1 ст.21 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (ред. от 24.12.2019) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции"), п.п. 7.3, 7.4, 7.5, 7.10, 8.24, 14.1 СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
Согласно представленным материалам дела в магазине "Океан", расположенном по адресу: Ростовская область, г. Азов, Петровский бульвар, 20, предпринимательскую деятельность осуществляют Петринская О.В., ООО "Феникс".
05.11.2020 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.14.43 КоАП РФ, который был направлен в адрес ООО "Феникс" вместе с определением о назначении времени и места рассмотрения дела N 276 на 19.11.2020.
14.01.2021 вынесено постановления по делам об административном правонарушении в отношении ООО "Феникс" по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ N 11, принято решение о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Феникс" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 14.43 Кодекса действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечанию к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения настоящей статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Объективная сторона названного правонарушения состоит в нарушении обязательных санитарно-эпидемиологических требований в ходе хранения и реализации продукции; объектом правонарушения являются права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 184-ФЗ под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации).
В силу пункта 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются положениями Федерального Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (далее - Закон N 29-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 29-ФЗ безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям (пункт 1 статьи 3 Закона N 29-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 3 указанного Закона установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 29-ФЗ пищевые продукты, материалы и изделия, указанные в абзацах четвертом - седьмом пункта 2 настоящей статьи, признаются некачественными и подлежат экспертизе, утилизации или уничтожению в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 18 Закона N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать требования к пищевым продуктам в соответствии с законодательством Российской Федерации в части их маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно достоверной и полной информации о пищевых продуктах.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона N 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Как указано в пункте 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ, за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 TP ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
На основании части 1 статьи 21 TP ТС 021/2011 оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах: подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции; государственной регистрации специализированной пищевой продукции; государственной регистрации пищевой продукции нового вида; ветеринарно-санитарной экспертизы.
Согласно части 1 статьи 23 TP ТС 021/2011 декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением: непереработанной пищевой продукции животного происхождения, специализированной пищевой продукции, уксуса.
Таким образом, пищевая продукция может находиться в обращении на таможенной территории Евразийского экономического союза только при подтверждении соответствия такой продукции декларацией о соответствии, а также в сопровождении товарно-транспортной документации.
Факт реализации в принадлежащей предпринимателю торговой точке вышеуказанной продукции, без документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность, в отсутствие тары производителя, подтверждается материалами административного дела, в том числе протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.10.2021.
На момент проверки, а также позже при возбуждении дел об административных правонарушениях, при рассмотрении дел ООО "Феникс" так и не предоставило документов, подтверждающих соответствие реализуемой продукции, документов о происхождении реализуемой продукции.
Вина общества в совершении правонарушения является доказанной, поскольку материалы дела не содержат сведений о принятии обществом всех зависящих от него мер к соблюдению требований законодательства Российской Федерации к реализуемой обществом продукции.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Вопреки позиции общества протокол осмотра от 15.10.2020 г., составленный сотрудником полиции при проверке сообщения физического лица с участием представителей юридического лица, понятых и с применением средств фотофиксации, обоснованно признан судами допустимым доказательством по делу об административном правонарушении исходя из положений статей 26.2, 26.7 КоАП РФ. Кроме того, судебная коллегия учитывает наличие в материалах дела иных (помимо указанного протокола) доказательств по делу (объяснения, фотоматериалы). Оснований для признания указанного протокола недопустимым доказательством судебная коллегия не усматривает.
Довод подателя апелляционной жалобы о нарушении административным органом правил подсудности отклоняется судом как основанный на неверном толковании действующего законодательства.
Судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения также оставлено без удовлетворения ходатайство общества о вызове для допроса в качестве свидетелей лиц, на показания либо действия которых ссылается административный орган, об истребовании доказательств, заявлявшееся также в суде первой инстанции, поскольку имеющиеся в деле доказательства являются достаточными для разрешения спора по существу.
Иные ходатайства заявителя отклоняются судебной коллегией как направленные на уклонение от привлечения к административной ответственности.
Таким образом, нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для замены штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Размер назначенного обществу административного наказания определен административным органом в пределах санкции ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерен его тяжести.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.04.2021 по делу N А53-4082/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-4082/2021
Истец: ООО "ФЕНИКС"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РО в г. Азове, Азовском,Зерноградском, Кагальницком районах, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в городе Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в городе Азове, Азовском,Зерноградском, Кагальницком районах
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12293/2021
27.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11275/2021
13.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10891/2021
20.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8933/2021
22.04.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-4082/2021