г. Москва |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А40-83171/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Д.Е. Лепихина,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в МО
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2021 по делу N А40-83171/21
по заявлению Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027725022863)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН: 1097746296977)
о взыскании излишне перечисленные суммы пенсий,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление) о взыскании излишне перечисленной суммы пенсий и других социальных выплат в размере 1 040 руб. 79 коп.
Решением суда от 10.06.2021 заявленные требования пенсионного фонда удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, управление обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда и на картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Бозорову Камолидину, 22.02.1947 года рождения, выплачивалась пенсия по старости, которая перечислялась на лицевой счет пенсионера N40817810040010627875 в ПАО "Сбербанк России".
В связи с получением документально подтвержденной информации о том, что 12.07.2017 Бозоров Камолидин умер, что подтверждается актовой записью о смерти N 30 от 25.09.2017, пенсионные выплаты прекращены.
Пенсионный фонд на день формирования выплатных документов не располагал информацией о смерти пенсионера.
За период с 01.08.2017 но 30.09.2017 Бозорову К. была произведена выплата пенсии по старости через ПАО "Сбербанк России".
Пенсионным фондом был направлен запрос о возврате излишне перечисленной суммы пенсии и других социальных выплат.
Установлено, что общая сумма излишне перечисленной после смерти пенсионера пенсии по старости составила 12 010 руб. 06 коп.
В бюджет пенсионного фонда поступило 10 969 руб. 27 коп.
Остаток переплаты составил 1 040 руб. 79 коп.
В рамках Соглашения об информационном взаимодействии в связи с достигнутой договоренностью между ГУ - ОПФР по г. Москве и Московской области и ПАО "Сбербанк России" о предоставлении информации в электроном формате, в адрес пенсионного фонда поступил ответ ПАО "Сбербанк России" о невозможности списания сумм, указанных в запросе по причине совершения расходной операции по счету N 40817810040010627875.
После смерти гражданина права и обязанности в отношении счета переходят к его правопреемникам в порядке наследования. Зачисленная на счет сумма пенсии за конкретный период, не относится к его личным неимущественным правам, а приобретает статус имущества и входит в состав наследства.
Согласно реестру наследственных дел с сайта notariat.ru. в отношении Бозорова Камолидина 22.02.1947 года рождения, дата смерти 12.07.2017, открытых наследственных дел не найдено.
Как установлено судом первой инстанции, пенсионный фонд направил претензию N 11-03-10262 от 07.10.2020 в адрес управления с предложением возместить причиненный ущерб, с указанием всех банковских реквизитов.
Письмом от 23.03.2021 N 50-АН-05/3038 управление отказало в удовлетворении требования со ссылкой на то, что Российская Федерация в установленном законом порядке свидетельство о праве на наследство не получала, фактически в наследство после умершего не вступало.
Удовлетворяя заявленные требования пенсионного фонда, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) прекращение выплаты страховой пенсии и иных социальных выплат производится в случае смерти пенсионера, либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующею за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вал пило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим. В случае если в соответствующем решении суда указана дата объявления гражданина умершим или признания его безвестно отсутствующим, срок прекращения выплаты пенсии определяется исходя из указанной даты
В силу п.1 ст.1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. Исходя из положений п.2 ст.1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации в том числе переходит иное выморочное имущество.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 Постановления от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление N 9), на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданскою кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящею в порядке наследования но закону) в собственность Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функции по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
В силу указанных правовых норм наследство открывается со смертью наследодателя, со дня открытая наследства выморочное имущество в силу закона переходит в федеральную собственность независимо от того, что свидетельство о праве на наследство не получено.
В соответствии с п. 34 Постановления N 9 наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Таким образом, Российская Федерация как наследник по закону, подпадает под действие общих правил наследственного права.
Следовательно, по правилам статьи 1175 ГК РФ Российская Федерация как наследник по закону несет ответственность по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к наследнику наследственного имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Не соответствует нормам права довод жалобы о необходимости получения свидетельства о праве наследования на выморочное имущество одновременно возложены на ФНС России и Росимущество.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.2008 N 02-3-04 16 уполномоченным органом по принятию в установленном порядке выморочного имущества является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Соответствующая позиция изложена и в письме Федеральной нотариальной палаты от 17.07.2012 N 1445/06-15.1, согласно которому с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство к нотариусу должны обращаться органы Росимущества.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.11.2015 N 305-КП5-14065.
Следовательно, надлежащим ответчиком применительно к предмету заявления по данному делу является Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Довод жалобы о том, что наследственное имущество не признано выморочным и управление не вступило в права наследования судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку как было правомерно указано судом первой инстанции, выморочное имущество в силу прямого указания закона переходит в порядке наследования по закону в федеральную собственность независимо от того, что свидетельство о праве на наследство не получено.
Согласно ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.2 ст.71 АПК РФ).
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, являлись предметом тщательной проверки судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Доводы, изложенные в жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ч.4 ст.229, ст.ст. 266-268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2021 по делу N А40-83171/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-83171/2021
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 8 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ