г. Москва |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А40-55406/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б.Красновой
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
ООО "НПЦ "Мединформ"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2021 по делу N А40-55406/21, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "НПЦ "Мединформ" (ОГРН: 1027739126777, ИНН: 7715162588)
к ИФНС N 9 по г. Москве (ОГРН: 1047709098315, ИНН: 7709000010)
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "НПЦ "Мединформ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИНФС России N 9 по г.Москве (далее также Инспекция) с требованием, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, об отмене постановления N 7709-17- 14/77092004526404600003 от 25.02.2020 в связи с отменой закона, устанавливающего административную ответственность.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2021, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами спора доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются резидентами.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается для представления агентам валютного контроля Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 3 статьи 23 Федерального закона).
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральным банком РФ утверждена Инструкция N 181-И от 16.08.2017 "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И).
Согласно пункту 2.23 Инструкции N 181-И при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации по договорам, принятым на учет уполномоченным банком, резидент должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России N 9 по г.Москве проведена проверка соблюдения Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в ходе которой установлено, что ООО НПЦ "МЕДИНФОРМ" и организация-нерезидент АО "Санофи-авентис груп" (Франция), заключили договор N1/МИ-15 от 09.09.2015, по условиям которого исполнитель по поручению нерезидента выполняет работы по изготовлению репринтов статей.
Данный договор принят на учет ПАО "РосДорБанк" присвоен уникальный номер контракта N 18060002/1573/0000/3/1, ведется ведомость банковского контроля.
В ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства установлено, что Общество 11.01.2019 представило в уполномоченный банк документы, связанные с зачислением валюты РФ на счет Общества: платежное поручение N 19471 от 20.11.2018 на сумму 75 888,75 руб.
В соответствии с требованиями пункта 2.23 Инструкции N 181-И срок представления Обществом в уполномоченный банк документов, связанных с проведенной валютной операцией 20.11.2018 на сумму 75 888,75 рублей установлен не позднее 11.12.2018. Однако фактически документы Обществом представлены лишь 11.01.2019, т.е. с нарушением срока на 17 рабочих дней.
По данному факту в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 13.02.2020 и вынесено постановление N 7709-17- 14/77092004526404600003 от 25.02.2020, которым ООО "НПЦ "Мединформ" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании части 7 статьи 210 АПК РФ.
Арбитражный суд г.Москвы, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из доказанности административным органом события и состава вменяемого административного правонарушения, соблюдения порядка и срока привлечения к административной ответственности.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ, действовавшей в период возникновения обязанности Общества по представлению документов, нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Пунктом 2.23 Инструкции N 181-И установлена обязанность резидента при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации по договорам, принятым на учет уполномоченным банком, представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, в срок не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления валюты на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете.
Инспекцией установлено, что в нарушение указанной нормы документы, связанные с проведенной валютной операцией 20.11.2018 на сумму 75 888,75 руб., представлены Обществом с нарушением срока на 17 рабочих дней.
Событие вменяемого заявителю административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных налоговым органом доказательств. Указанные доказательства отвечают признакам относимости и допустимости, согласуются между собой.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством Российской Федерации, но и обязано было обеспечить их выполнение.
При этом в деле не имеется и Обществом не представлено доказательств отсутствия у Общества возможности для соблюдения требований валютного законодательства.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Учитывая изложенные фактические обстоятельства, требования приведенных правовых норм, суд апелляционной инстанции считает доказанным в действиях заявителя наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для признания незаконным оспариваемого постановления, административным органом не допущено.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для признания незаконным постановления, не имеется.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 КоАП РФ" с 31.07.2020 изменена диспозиция части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ в части исключения ответственности за несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций в банках за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, ответственность в соответствии с новой редакцией части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ наступает за нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) подтверждающих документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней.
При этом указанным Законом N 218-ФЗ введена новая часть 6.3.1 статьи 15.25 КоАП РФ, согласно которой ответственность наступает за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающие документы и информация при осуществлении валютных операций не представлены в уполномоченный банк по истечении 90 дней после окончания установленного срока или представлены с нарушением установленного срока более чем на 90 дней.
Таким образом, после вынесения оспариваемого постановления ответственность за нарушение срока представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций наступает только в случае нарушения срока их представления на срок более чем 90 дней. Ответственность за нарушение срока менее чем на 90 дней устранена.
В рассматриваемом случае Обществом нарушен срок на 17 рабочих дней.
Учитывая данное обстоятельство, суд приходит к выводу о необходимости применения в рассматриваемом случае требований, установленных частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению (пункт 2 Постановления Пленума N 37).
Таким образом, постановление Инспекции о назначении Обществу административного наказания в силу вышеизложенных обстоятельств не может быть признано судом незаконным, однако, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств исполнения Обществом постановления, в силу статьи 1.7 КоАП РФ и Постановления Пленума ВАС N 37, оспариваемое постановление не подлежит исполнению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2021 по делу N А40-55406/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Признать не подлежащим исполнению постановление по делу об административном правонарушении от 25.02.2020 N 7709-17-14/77092004526404600003, вынесенное Инспекций ФНС N9 по г.Москве, о привлечении ООО "НПЦ "Мединформ" к административной ответственности по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-55406/2021
Истец: ООО "НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МЕДИНФОРМ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО Г. МОСКВЕ