г. Москва |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А40-55951/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 31 по городу Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2021 по делу N А40-55951/2020
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Геомаш - Центр"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по городу Москве
о признании недействительным решения
в присутствии:
от заявителя: |
Тесленко А.Н. по дов. от 19.06.2018; |
от заинтересованного лица: |
Судницына О.Ю. по дов. от 14.05.2021; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2021, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Геомаш - Центр" (заявитель, Общество) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по городу Москве (налоговый орган, Инспекция) от 11.12.2019 N 21/15 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение.
Не согласившись с принятым судом решением, Инспекция обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, на основании решения от 26.08.2019 N 21/88 (т.8 л.д. 87-88) Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО "Геомаш - Центр" по вопросам правильности начисления, а также своевременности и полноты уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
В соответствии с положениями статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в ходе проведения выездной налоговой проверки Инспекцией выставлено требование от 19.09.2019 N 21-10/52572 о предоставлении документов (информации), а именно счетов-фактур за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 в рамках финансово-хозяйственной деятельности ООО "Геомаш - Центр" за 2016-2018 (со сроком исполнения до 11.10.2019).
Ввиду непредставления Обществом документов (информации) по Требованию в полном объеме в установленный законодательством о налогах и сборах Российской Федерации срок, Инспекцией составлен акт обнаружения фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях от 14.10.2019 N 21/13 (т.3 л.д.79-141, т.4 л.д.1-141) и вынесено решение от 11.12.2019 N 21/15, в соответствии с которым Общество было привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса в виде штрафа в сумме 4 560 800 рублей (200 руб. за каждый документ) (т.1 л.д.22-143, т.2 л.д.1-100).
Решением УФНС России от 12.03.2020 N 21-10/049280@ оспариваемое налогоплательщиком решение оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Полагая, что решение налогового органа противоречит нормам налогового законодательства и нарушает его права, ООО "Геомаш - Центр" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
Материалами дела установлено и инспекцией не оспаривается, что выездная проверка проводила с 26.06.2019 по 15.09.2020, по окончанию которой составлен акт выездной налоговой проверки от 13.11.2020 N 21/39.
Решение о проведении выездной налоговой проверки от 28.06.2019, также же как и первоначальные требования о представлении документов (информации) от 28.06.2019 были вручены заместителю главного бухгалтера общества Курлыковой М.В. на основании доверенности.
Спорное требование от 19.09.2019, несмотря на присутствие проверяющих на территории налогоплательщика 19.09.2019 и 20.09.2019, наличие на рабочем месте сотрудника уполномоченного на получение документов (заместитель главного бухгалтера), а также осуществление взаимоотношений, в том числе по представлению отчетности и истребованию документов и пояснений в электронном виде с использованием телекоммуникационной связи (ТКС), было направлено по почте 19.09.2019, конверт с требованием не был получен налогоплательщиком и был возвращен в инспекцию почтой в виду истечения срока хранения.
Налогоплательщик фактически узнал о наличии требования от 19.09.2019 только в момент получения акта от 14.10.2019 N 21/13 (01.11.2019), в котором содержалась информация и перечень документов (счетов-фактур) указанных в данном требовании.
После получения акта, содержащего данные требования, налогоплательщик 05.11.2019 и 11.11.2019 направлял в инспекцию ходатайства о разъяснении порядка представления документов и продлении срока их предоставления, на которые ответ был направлен только 09.12.2019.
При этом, после рассмотрения возражений 03.12.2019 и в день вынесения оспариваемого решения 11.12.2019 инспекция направила налогоплательщику требование от 11.12.2019 N 21-10/71598, с содержанием идентичным ранее направленному требованию от 19.09.2019, на которое общество в установленный срок, с учетом решения о продлении срока представления документов, направило по почте истребованные документы 13.01.2020 (документы по данным инспекции были получены).
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика (либо в случае невозможности обеспечить помещение для проверки - проводится на территории налогового органа) на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в течение не более 2-х месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверке (пункты 6 и 7), предметом проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (пункт 4 статьи 89 НК РФ).
Согласно пунктам 12 и 14 статьи 89 Кодекса налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомится с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверке у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке установленном статьей 93 НК РФ путем вручения налогоплательщику или направления ему по почте требования о представлении документов, которое должно быть им исполнено и документы (копии или оригиналы) должны быть предоставлены в налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты фактического получения требования.
Обязанность налогоплательщиков обеспечивать при проведении выездной проверке возможность ознакомления должных лиц налогового органа, проводящих проверку с документами налогоплательщика по хозяйственной деятельности, предусмотренная пунктом 12 статьи 89 НК РФ корреспондирует с правом налогового органа предоставленным подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ требовать от налогоплательщика документы "служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность удержания (перечисления) налогов, сборов".
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленный срок признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ (пункт 4).
Согласно пункту 1 статьи 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.
В соответствии с позицией изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07: - требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки; - если требование не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса, не имеется; - ответственность по статье 126 НК РФ подлежит применению за непредставление каждого истребуемого документа, следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом; - установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо.
По вопросу фактического получения требования судом установлено следующее.
В соответствии с положениями статьи 89 Кодекса выездная проверка должна проводиться на территории налогоплательщика и только в крайних случаях, в отсутствии возможности, проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Требование о представлении документов на основании статей 89, 93 Кодекса при проведении выездной налоговой проверки вручается уполномоченному проверяющему лицу под расписку, направляется по телекоммуникационным каналам связи или при отсутствии такой возможности направляется по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Суд, учитывая положение статьи 89 Кодекса посчитал, что приоритетный способ направления требования является его вручения непосредственно налогоплательщику или уполномоченному им лицу, либо в случае невозможности такого вручения - направление в электронном виде по ТКС.
Согласно представленных документов и пояснений сторон судом установлено, что инспекция фактически присутствовала на территории налогоплательщика в процессе проведения выездной проверки три раза - 02.07.2019, когда вручила заместителю главного бухгалтера Курлыковой М.В. решение о проведении выездной проверки и требования от 28.06.2019, а также 19-20.09.2019.
При этом, во время присутствия проверяющих инспекторов на территории налогоплательщика 19-20.09.2019 инспекция в лице ее уполномоченных лиц не делали попыток вручения спорного требования от 19.09.2019 присутствующему в офисе налогоплательщика заместителю главного бухгалтера Курлыковой М.В., несмотря на наличие у нее доверенности, по которой она ранее получала решение о проведении выездной проверки и требования.
Между тем, инспекция, несмотря на осуществление взаимоотношений с налогоплательщиком в электронном виде через ТКС не предприняла попытку направить спорное требование по ТКС, а направила его по почте и после возвращения конверт, с требованием обратно в налоговый орган не осуществила попыток повторного направления требования по ТКС или его вручения непосредственно уполномоченным лицам от налогоплательщика.
Кроме того, сразу же после истечения срока на представления документов по требованию (11.10.2019), без попыток повторного истребования документов и проверки факта получения требованиям налогоплательщиком, инспекция составляет акт от 14.10.2019 и направляет его налогоплательщику также по почте, при его фактическом получении налогоплательщиком 01.11.2019.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отсутствии реальной необходимости в получении документов по требованию от 19.09.2019, направлении его формально, только с целью привлечения к ответственности и взыскания значительного штрафа, что подтверждается как отсутствием вручения требования 19-20.09.2019 налогоплательщику, при наличии такой возможности, отсутствие направления требования по ТКС и составление акта проверки сразу же после истечения срока на представление документов (11-14.10.2019).
Соответственно, суд с учетом установленных выше обстоятельств, делает вывод, что в действительности требование в виде перечня счетов-фактур, было получено налогоплательщиком 01.11.2019 в момент получения акта от 14.10.2019, до этого момента, налогоплательщик не знал и не мог знать о наличии требования, а поведение налогового органа по его формальному "направлению" расценивается судом как явное и умышленное злоупотребление правом и грубом нарушении основополагающих требований статей 31, 89, 93 НК РФ.
Вывод суда соответствует анализу последующих действий налогового органа.
Заявитель сразу после получения акта, содержащего информацию о представлении документов по требованию от 19.09.2019, с учетом значительного количества истребованных документов (22 822), необходимости проверки их наличия, относимости к предмете проверки, направил 05.11.2019 и 11.11.2019 ходатайства о разъяснении порядка представления документов и продлении срока их предоставления, на которые ответ был направлен только 09.12.2019, не содержащий каких-либо разъяснений и реального ответа на ходатайство.
В день вынесения оспариваемого решения инспекция вручила налогоплательщику от 11.12.2019 N 21-10/71598, с содержанием идентичным ранее направленному требованию от 19.09.2019, на которое общество в установленный срок, с учетом решения о продлении срока представления документов, направило по почте истребованные документы 13.01.2020.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации, изложенных в Определениях от 18.06.2004 N 201-О, от 04.07.2002 N 202-О и Постановлениях от 15.07.1999 N 11-П и от 12.05.1998 N 14-П: - суд при рассмотрении дел, связанных с привлечением налогоплательщиков к налоговой ответственности, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения ими обязанности, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась; - санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания; - меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Суд, применяя позицию Конституционного суда Российской Федерации, считает, что в данном случае налогоплательщик своевременно исполнил свою обязанность по представлению документов, с учетом фактического получения требования и информации об его содержании 01.11.2019, отсутствие разъяснения и продление срока представление документов, направление повторного требования 11.12.2019 и продление срока представление по нему документов, в свою очередь налоговый орган явно и умышленно действовал в нарушении статей 89, 93 Кодекса, злоупотреблял правом, что привело к формальному пропуску срока представления документов при отсутствии такового в действительности.
Кроме того, суд при принятии решения учел, что в действительности в перечень истребованных счетов-фактур были включены задвоенные счета-фактуры в количестве 4 131 штуки, а также записи по авансовым счетам, восстановление НДС, вычет по покупателям на специальном режиме налогообложения, по которым не предусмотрено выставление счетов-фактур в количестве 4 614 штук.
Следовательно, расчет штрафа произведен налоговым органом неверно, в отсутствии реальной информации и в нарушении статьи 93, 171, 172, 169 Кодекса.
Ссылка налогового органа на то, что номера счетов-фактур брались из книг покупок правомерно была отклонена судом, поскольку, налоговый орган в силу статьи 93 Кодекса должен указывать наименование и номер документа, который в действительности имеется или должен иметься у налогоплательщика и соответственно рассчитывать размер штрафа по статье 126 Кодекса только исходя из реально существующих документов.
Судом установлено, что при принятии оспариваемого решения в нарушение п. 8 ст. 101, ст. 126 НК РФ и правовых подходов к привлечению к ответственности, сформированных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 15.07.1999 N 11-П и от 12.05.1998 N 14-П, налоговым органом существенные обстоятельства, влияющие на оценку характера правонарушения, размер причиненного вреда, степени вины, размер ответственности не устанавливались и не учитывались, обратного налоговым органом в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ в ходе рассмотрения дела доказано не было.
Такой строго формальный подход налогового органа дает суду основания для выводов о том, что обстоятельства проведения проверки, значительный объем подлежащих представлению документов, были намеренно использованы налоговым органом с целью максимального увеличения суммы штрафов, наложенных на Общество, без каких-либо правовых и фактических оснований.
При этом, в вынесенном по итогам выездной проверки акте от 13.11.2020 N 21/39 нет эпизодов, связанных с отсутствием документального подтверждения вычетов или расходов, нарушением правил учета доходов и расходов, отсутствием первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского или налогового учета, что свидетельствует о том, что вменяемое Обществу непредставление документов по требованию не имело каких-либо негативных последствий в виде затруднений при осуществлении мероприятий налогового контроля, не сказалось на их своевременности и полноте, не являлось существенным и значимым для налогового органа, а, следовательно, было необоснованно квалифицировано в качестве правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ.
Более того, налоговый орган при истребовании документов и принятии решений о привлечении к ответственности по статье 126 Кодекса за их не представление в действительности не ставил цель получить документы для их проверки, а ставил цель максимально начислить и взыскать с налогоплательщика штрафа по статье 126 НК РФ за их несвоевременное представление, что подтверждается следующими обстоятельствами.
Нарушение сроков представления документов в ходе выездных налоговых проверок является достаточно распространенным явлением, в связи со значительным объемом подлежащих представлению документов этот процесс часто затягивается, налоговый орган ждет его завершения, подводит итог, что представлено, что не представлено, в какие сроки, какое значение имеет для проверки и с учетом всех этих обстоятельств, при наличии оснований принимает одно решение о привлечении к ответственности по ст. 126 Кодекса.
В данном случае инспекция, несмотря на наличие полной информации обо всех операциях налогоплательщика, полученных из приложений к налоговым декларациям по НДС, в которых с 2016 года отражаются все выставленные и полученные счета-фактуры: - запрашивает копии более чем 22 тысяч документов, - предоставляя минимальный срок за исполнения требования, - направляет требование по почте, при наличии возможности его вручения лично или направления по ТКС, - не используя иные способы получения документов (ознакомление с оригиналами или изъятие в ходе выемки), - оперативно составляет акт и выносит решение, - после чего получает документы на повторное требование врученное в день составления решения, без нарушения сроков, - не ссылается в акте выездной проверки на факт не представление документов, - штраф по оспариваемому решению за нарушение сроков представления документов (4,5 млн. р.) в 5 раз меньше чем штраф по НДС начисленный по акту (0,8 млн. р.).
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что решение ИФНС России N 31 по г. Москве о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.12.2019 N 21/15 подлежит признанию недействительным как вынесенное с нарушением норм действующего законодательства о налогах и сборах.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2021 по делу N А40-55951/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-55951/2020
Истец: ООО "ГЕОМАШ-ЦЕНТР"
Ответчик: ИФНС N31 по г. Москве