г. Москва |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А40-15907/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2021 по делу N А40-15907/21
по заявлению ООО "ЛП Групп"
к Центральной акцизной таможне
о признании недействительным решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Корбут С.Н. по дов. от 14.06.2021; |
от заинтересованного лица: |
Мамедова И.А. по дов. от 13.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЛП Групп" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения Центральной акцизной таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) от 12.11.2020 г. N 13-12/22006, выраженное в письме по вопросу возврата излишне уплаченного утилизационного сбора и обязании Центральную акцизную таможню возвратить ООО "ЛП Групп" излишне уплаченный утилизационный сбор в размере 5 211 000 руб. 00 коп.
Решением от 31.05.2021 Арбитражный суд г. Москвы заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым судом решением, таможенный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав мнения представителей сторон, доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела, в 2020 году на таможенный пост Морской порт - Владивосток Владивостокской таможни заявителем были поданы грузовые таможенные декларации на ввезенные Обществом автотранспортные средства (ТС) - грузовые автомобили категории N1. Все товары были выпущены в свободное обращение.
В отношении каждого ТС, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства РФ N 1291 от 26.12.2013 года "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств..." в редакции от 21.09.2020 N 1507, действующей на момент совершения юридически значимых действий (далее - Постановление N 1291) и Постановления Правительства N 1457 от 15.11.2019 года "О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора" (далее - Постановление N 1457) Обществом были предоставлены в Центральную акцизную таможню расчеты утилизационного сбора и произведены соответствующие платежи.
Расчет подлежащего уплате сбора производился на основании коэффициентов, установленных Постановлением N 1291 от 19.03.2018 года в редакции Постановления N 1457 с учетом такой технической характеристики как "грузоподъемность".
По факту уплаты сбора Обществу были выданы ТПО: 10009100/080720/0046344, 10009100/290720/0059271, 10009100/230720/0055663, 10009100/220720/0055060, 10009100/100820/0066249, 10009100/110820/0067077, 10009100/110820/0067064, 10009100/170820/0070290, 10009100/180820/0071449, 10009100/030920/0081579, 10009100/080920/0084194, 10009100/080920/0084228, 10009100/160720/0051868, 10009100/170820/0070312, 10009100/310820/0079180, 10009100/170720/0052014, 10009100/120820/0067813, 10009100/120820/0067813, 10009100/010920/0080132.
Таким образом, по каждому из товаров образовалась переплата утилизационного сбора, поскольку при этом для определения категории транспортного средства используется, согласно формулировки Перечня, термин - "полная масса ТС". Постановление N 1291 в редакции Постановления N 1457 от 15.11.2019 года, действующей на момент исчисления сбора для ТС, действовали коэффициенты: от 2,5 до 3,5 тонн - 2,88, от 3,5 до 5 тонн - 3,04, от 5 до 8 тонн - 5,24.
Осуществляя расчет утилизационного сбора в отношении приведенных выше ТС при определении их категории и подлежащего применению коэффициента, Обществом, ввиду отсутствия нормативно урегулированного понятия "Полная масса", ошибочно использовался суммарный показатель фактической массы ТС и их техническая характеристика - "грузоподъемность", в совокупности образующих такой показатель, как: разрешено-максимальная масса (РММ).
Одновременно с этим, в техническом регламенте "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года, отсутствует определение такого понятия, как "полная масса".
Порядок исчисления утилизационного сбора также не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении ТС категории N1 с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в сумме с указанной изготовителем массой или фактической массой ТС.
В тоже время в соответствии с п. 5 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) следует, что "При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств".
Таким образом, Общество ошибочно использовало РММ (техническую характеристику ТС, включающую в себя грузоподъемность) для определения категории транспортного средства и, соответственно, коэффициента расчета суммы платежа, так как применению подлежала масса без нагрузки, т.е. фактическая масса ТС.
Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты установлен п. 11, раздела 2 Правил, в соответствии с которым для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства следующие документы: - расчет суммы утилизационного сбора; - копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); - копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; Ранее, при обращении в таможенный орган с расчетом утилизационного сбора в отношении задекларированных ТС, Обществом предоставлялись указанные документы.
Порядок возврата излишне уплаченных сумм утилизационного сбора установлен разделом 5 Правил, в соответствии с которым, "в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления".
Заявление, указанное в пункте 25 Правил, подается плательщиком в таможенный орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением: - документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора; - документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора.
Как верно установлено судом первой инстанции, переплата утилизационного сбора составила 5 211 000 руб. 00 коп.
Как следует из материалов дела, в целях реализации своего права на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, 12 октября 2020 года декларант обратился в Центральную акцизную таможню с заявлением N 46686 о перерасчете и возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, повторно приложив расчеты сбора в отношении каждого ТС, документы, приведенные в п. 25 Правил, а также заявление о возврате излишне уплаченного сбора по форме, утвержденной Постановлением правительства N 1291 в редакции Постановления правительства N 1457.
Решением ЦАТ, изложенным в письме от 12 ноября 2020 года N 13-12/22006 "по вопросу возврата излишне уплаченного утилизационного сбора", было отказано в рассмотрении заявления о возврате утилизационного сбора в сумме 5 211 000 руб. 00 коп., вследствие отсутствия доказательств его излишней уплаты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с заявленными требованиями.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Согласно п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации.
На основании п. 2 и 4 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Правительство РФ Постановлением от 06.02.2016 N 81 утвердило Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - "Правила") и Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - "Перечень").
То обстоятельство, что при таможенном оформлении Заявитель самостоятельно исчислил и уплатил утилизационный сбор в большем размере, чем было положено, не препятствует возврату излишне уплаченного утилизационного сбора.
Глава V Правил предусматривает возможность возврата не только излишне взысканного (принудительно таможенным органом), но и излишне уплаченного (добровольно уплаченного) утилизационного сбора.
Согласно п. 27 Правил излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов.
Форма заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним приведена в приложении N 4 к Правилам.
В п. 29 Правил указывается, что заявление подается плательщиком или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину, отметку об уплате утилизационного сбора в течение 3 (трех) лет со дня уплаты утилизационного сбора с приложением: а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора; б) документов, позволяющих определить уплату утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату утилизационного сбора; в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, приведенное в приложении N 3 или 4 к Правилам, подается уполномоченным представителем плательщика.
Факт уплаты утилизационного сбора, арифметическая составляющая расчета декларанта, а также полнота комплекта представленных декларантом документов для возврата излишне уплаченного утилизационного сбора ответчиком не оспаривалась.
Следовательно, при установлении факта излишней уплаты декларантом утилизационного сбора законных оснований для отказа в его возврате у таможенного органа не имелось.
Таможенный орган не представил необходимых доказательств, опровергающих право Общества на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в заявленном размере, вышеуказанными обстоятельствами подтверждается право Общества на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 5 211 000 рублей.
В силу пункта 24 Постановления Правительства N 1291 в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора, излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Учитывая изложенное, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд первой инстанции обоснованно обязал Центральную акцизную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ЛП Групп" путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в общем размере 5 211 000 руб.
Исходя из вышесказанного, совокупность предусмотренных законом условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае судом полностью установлена.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции убедительно и подробно мотивировал свои выводы.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные таможенным органом в суде первой инстанции, являлись предметом тщательной проверки судом и не нашли своего подтверждения.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2021 по делу N А40-15907/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15907/2021
Истец: ООО "ЛП ГРУПП"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ