г. Ессентуки |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А15-2623/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.08.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.06.2021 по делу N А15-2623/2020 (в составе судьи Магомедовой Ф.И.),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Кизляр "Очистные сооружения" (далее - Унитарное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Дагестан (далее - Инспекция) о признании безнадежной к взысканию задолженности по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам в общем размере 6690356,99р, в том числе: по налогу на добавленную стоимость на товары (работу, услуги), реализуемые на территории РФ в сумме 13642р, по пеням по НДС - 41645,68р; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в сумме 3649369,03р, по пеням - 1764269,64р, по штрафу в размере 29227,03р; по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 13149,94р; по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 654585,34р, по пеням - 501915,12р; по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ в сумме 9000р, по пеням - 12524,76р; по штрафу по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального ФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года в сумме 1127,55р.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан; УФССП по РД в лице МО СП по ОИП.
Решением суда от 03.06.2021 требования Унитарного предприятия удовлетворены. Признана безнадежной к взысканию задолженность по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам, числящаяся в Инспекции в отношении Унитарного в общей сумме 6690356,99р, в том числе: по налогу на добавленную стоимость на товары (работу, услуги), реализуемые на территории РФ в сумме 13642р; по пеням, начисленным на недоимку по налогу на добавленную стоимость на товары (работу, услуги), реализуемые на территории РФ в сумме 41645,68р; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в сумме 3649369,03р; по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в сумме 1764269,64р; по штрафу в размере 29227,03р; по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 13149,94р; по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 654485,34р; по пеням, начисленным на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 501915,12р; по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ в сумме 9000р; по пеням, начисленным на недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ в сумме 12524,76р; по штрафу по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального ФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года в размере 1127,55р. Суд признал Инспекцию утратившей право на взыскание указанной задолженности с Унитарного предприятия и исключить соответствующие записи из лицевого счета налогоплательщика. Обязанность Унитарного предприятия по уплате задолженности по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам в общей сумме 6690356,99р признана прекращенной в полном размере.
Инспекция обжаловала решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований о признании безнадежной ко взысканию задолженности по налогу взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 654485,34р, пени в размере 501915,12р. Также просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Унитарное предприятие в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Инспекции, считает решение суда законным и обоснованным. Доводы, указанные в апелляционной жалобе, не были заявлены Инспекцией при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылки Инспекции на постановление судебного пристава от 25.05.2016 о возбуждении в отношении Унитарного предприятия исполнительного производства не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку указанное постановление не было представлено в материалы дела и судом первой инстанции не дана ему надлежащая оценка.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Унитарного предприятия, Инспекции, государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан, УФССП по РД в лице МО СП по ОИП.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая, что обжалуется только часть решения суда первой инстанции, а также отсутствие поступивших от сторон возражений, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения от 03.06.2021 в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что Унитарное предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица 22.01.2009, является плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.
Инспекцией выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, согласно которой Унитарное предприятие, имеет, неисполненную обязанность по уплате задолженности по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам.
Не согласившись со сведениями, указанными в справке и полагая, что Инспекцией была нарушена процедура бесспорного взыскания сумм налогов, пени и штрафов, Унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, уточненным впоследствии в порядке статьи 49 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в ряде случаев, в том числе при принятии судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате - прекращенной.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N243-ФЗ) в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, в том числе, включен "Раздел XI. Страховые взносы в Российской Федерации". Территориальные органы ПФР и ФСС России представляют в налоговый орган в электронном виде сальдо расчетов по взносам, пени штрафам по состоянию на 01.01.2017.
Частью 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Инспекцией, в качестве доказательства администрирования задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, представлены: требование N 113281 от 24.06.2015, которым предприятию предложено уплатить налог за 2014 г. в сумме 100947р и пени по нему в сумме 16271,23р; требование N 163494 от 21.03.2016, которым предприятию предложено уплатить налог за 2015 г. в сумме 307390р; требование N 163847 от 06.04.2016, которым предприятию предложено уплатить налог за 2015 г. в сумме 143076р и пени по нему в сумме 83510,57р; требование N 2782 от 12.05.2016, которым предприятию предложено уплатить пени, начисленные на недоимку по налогу в сумме 9722,43р; требование N 27962 от 26.03.2020, которым предприятию предложено уплатить налог в сумме 110061р (период образования налога не указан) и пени по налогу в сумме 87792,91р; требование N 55085 от 12.07.2020, которым предприятию предложено уплатить задолженность по налогу за 2019 год в сумме 628174р и пени по налогу в сумме 9527,30. На основании указанных требований, Инспекцией вынесены решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств: N 9116 от 06.08.2015 по требованию N 113281 от 24.06.2015; N 10478 от 12.04.2016 по требованию N 163494 от 21.03.2016; N 10747 от 10.05.2016 по требованию N 163847 от 06.04.2016; N 10918 от 04.06.2016 по требованию N 2782 от 12.05.2016; N 2655 от 17.07.2020 по требованию N 27962 от 26.03.2020; N 3172 от 04.09.2020 по требованию N 55085 от 12.07.2020. В связи с отсутствием денежных средств на счету Унитарного предприятия, Инспекция вынесла постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика: N 05470000247 от 04.05.2016 по требованиям N 113281 от 24.06.2015, N 163494 от 21.03.2016; N 054700001047 от 30.01.2017 по требованиям N 163847 от 06.04.2016, N 2782 от 12.05.2016; N 1906 от 18.08.2020 по требованию N 27962 от 26.03.2020; N 2222 от 16.09.2020 по требованию N 55085 от 12.07.2020.
Доказательств того, что по указанным постановлениям службой судебных приставов возбуждены исполнительные производства, Инспекцией не представлено. В представленных судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам постановлениях о возбуждении исполнительных производств, находящихся на исполнении в настоящее время, также отсутствуют постановления, вынесенные на основании указанных выше постановлений инспекции о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.
С учетом изложенного, доказательств завершения процедуры принудительного взыскания с Унитарного предприятия задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы и по пеням, начисленным на указанный вид налога за период с 2012 по 2016 годы, Инспекцией не представлено. Представленные в материалы дела документы, не подтверждают соблюдение Инспекций порядка и сроков, установленных для принудительного взыскания задолженности перед бюджетом.
Таким образом, Инспекцией утрачена возможность взыскания задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 654585,34р, по пеням - 501915,12р.
Ссылка Инспекции на постановление судебного пристава от 25.05.2016 о возбуждении в отношении Унитарного предприятия исполнительного производства не принимается апелляционным судом, поскольку ранее данный документ не был представлен суду первой инстанции. Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела в суде первой инстанции Инспекцией, в подтверждение своих доводов, представлены следующие документы: требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 3960 от 26.01.2010, N 1522 от 22.06.2011, N 113281 от 24.06.2015, N163494 от 21.03.2016, N163847 от 06.04.2016, N 2782 от 12.05.2016, N 85579 от 23.12.2019, N 27962 от 26.03.2020, N 52238 от 03.07.2020, N 55085 от 12.07.2020, N 58415 от 17.09.2020, N 2565 от 04.08.2011, N1522 от 22.06.2011; N9116 от 06.08.2015, N 10478 от 12.04.2016, N 10747 от 10.05.2016, N 10918 от 04.06.2016, N 2263 от 12.03.2020, N 2655 от 17.07.2020, N 2741 от 21.08.2020, N 3172 от 04.09.2020, N 3470 от 23.10.2020, N3589 от 27.11.2020; постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика N 05470000247 от 04.05.2016, N 054700001047 от 30.01.2017, N253 от 03.02.2020, N1899 от 25.03.2020, N 1906 от 18.08.2020, N 2222 от 16.09.2020, N55085 от 12.07.2020. Инспекцией не приведены доводы об отсутствии возможности представить копию постановления судебного пристава от 25.05.2016 в суд первой инстанции. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для приобщения дополнительных доказательств к материалам дела, решение суда первой инстанции проверено на основании представленных в материалы дела доказательствах.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.06.2021 по делу N А15-2623/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2623/2020
Истец: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КИЗЛЯР "ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 15 ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН, ГУ Пенсионный фонд России по РД, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН, УФССП по РД в лице МО СП по ОИП, Межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам