г. Пермь |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А50-26031/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н. А.
судей Власовой О.Г., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бронниковой О.М.,
при участии:
от истца: Зотикова Е.С., доверенность от 02.08.2021,
от ответчика: Опрелков С.Н., доверенность от 08.12.2020, Макаров А.В., председатель правления,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, товарищества собственников жилья "Арка",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 мая 2021 года
по делу N А50-26031/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тимсервис" (ОГРН 1115904013829, ИНН 5904254752)
к товариществу собственников жилья "Арка" (ОГРН 1105917000991, ИНН 5917600544)
о взыскании задолженности за горячее водоснабжение на общедомовые нужды, пени,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Тимсервис" (истец), обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к ТСЖ "Арка" (ответчик) о взыскании 84957 руб. 24 коп., в том числе задолженности за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период с июля 2018 г. по июль 2020 г. в сумме 84 464 руб. 43 коп., пени в сумме 492 руб. 81 коп.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял требования иска, на день вынесения решения просил взыскать задолженность за фактически оказанные в период с июля 2018 года по июль 2020 года услуги горячего водоснабжения на содержание общего имущества в сумме 85996 руб. 43 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 мая 2021 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что по жилым домам, находящимся в управлении ответчика, подписаны акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и горячей воды, ответчик в спорные периоды передавал истцу показания приборов учета, в связи с чем полагает, что оснований для применения расчетного способа определения количества поставленного ресурса не имеется. Выводы суда о том, что введенные в эксплуатацию водомеры не фиксируют температуру горячей воды, являются ошибочными. Также суд уклонился от оценки доводов ответчика касательно качества услуги. В материалы дела представлены отчеты показаний прибора учета тепловой энергии, из которых следует, что температурный режим истцом не соблюдается.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Тимсервис", являясь ресурсоснабжающей организацией, приготавливает горячую воду на принадлежащем ему ЦТП и поставляет ее в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ТСЖ "Арка", расположенные по адресу: Пермский край, г. Кунгур, ул. Ильина, 26 и 27.
В отношении поставки горячей воды собственникам помещений в данных МКД истец имеет прямые договоры.
Договор поставки ГВС на общедомовые нужды между сторонами не подписан.
Ссылаясь на то, что за период с июля 2018 г. по июль 2020 г. истцом поставлен ресурс на общедомовые нужды на сумму 84 464 руб. 43 коп., задолженность ответчиком не оплачены, ООО "Тимсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, как управляющая организация, обязан оплатить объем ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества собственников МКД; произведенный истцом расчет по нормативу потребления соответствует требованиям законодательства, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства введения в эксплуатацию общедомовых приборов учета горячей воды.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда на основании следующего.
На правоотношения сторон распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Исходя из положений части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 содержание общего многоквартирного дома включает в себя, в том числе приобретение горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, на управляющую организацию как на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность по внесению платы за горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества, в отношении жилых домов, находящихся в ее управлении в период потребления ресурса.
Как установлено судом, ТСЖ управляет двумя многоквартирными домами N 26 и N 27 по ул. Ильина г. Кунгура Пермского края, то есть предоставляет собственникам услуги по содержанию и текущему ремонту и взымает за это плату с жителей.
Исходя из положений вышеуказанных норм права, на ТСЖ как на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность по внесению платы за горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества, в отношении жилых домов, находящихся в его управлении в период потребления ресурса.
Если в многоквартирном доме имеется общее имущество, в том числе внутренние общедомовые сети, через которые осуществляется централизованное водоснабжение, и в указанный дом поставляются коммунальные ресурсы, то в отношении такого дома плата за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, начисляется вне зависимости от наличия или отсутствия водоразборных устройств в местах общего пользования, вне зависимости от открытой или закрытой системы водоснабжения, в силу наличия такой внутридомовой системы и факта поставки в нее ресурса. Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2019 N 75-АПГ18-14.
То обстоятельство, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах перечисляют плату за полученную ими горячую воду на индивидуальные нужды непосредственно истцу, с которым у них заключены самостоятельные договоры, не исключает обязательства управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирных домов и не освобождает ответчика от обязанности оплатить стоимость горячей воды, поставленной на общедомовые нужды.
В соответствии с п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 г. N 14, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Обязанность по оплате потребленной энергии установлена статьей 544 Гражданского кодекса РФ, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Доводы ответчика о включении в тарифы истца, установленные ему Постановлением РСТ Пермского края N 63-вг от 08.08.2018, объемов потерь в общедомовых сетях, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку потери ресурса на сетях конечного потребителя не могут быть отнесены к потерям теплоснабжающей организации и приниматься в расчет при установлении тарифа.
Относительно доводов ответчика о несогласии с расчетом объема поставленного ресурса по нормативу суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Указанная методика определения объема потребленных коммунальных ресурсов предусмотрена также Правилами N 354.
В подпункте "а" пункта 21 Правил N 124 указано, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к данным Правилам (пункт 48 Правил N 354).
Согласно статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности приборов учета; нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Как указывает ответчик, находящиеся в его управлении дома оборудованы прибором учета ГВС, который отдельно фиксирует температуру тепловой энергии и объем горячей воды. Показания прибора учета по объемам снимаются ТСЖ и направляются в ООО "Тимсервис". Прибор учета ГВС принят организацией ВКХ - КГ МУП "Водоканал", что подтверждается актом от 28.11.2018 и применяется в расчетах при определении объемов водоотведения. Температурный режим определяется на основании показаний прибора учета установленного на системе отопления. Согласно контррасчета ответчика за весь взыскиваемый период имеет место отрицательный объем общедомового потребления.
Между тем, указанные доводы ответчика не подтверждаются материалами дела.
Из имеющихся в материалах дела актов ввода в эксплуатацию приборов учета от 10.09.2018 N 222 и 224 следует, что в МКД по ул. Ильина, 27 введены в эксплуатацию только приборы учета на отопление; в МКД по ул. Ильина, 26 введены в эксплуатацию приборы учета на отопление, а также расходомеры горячей воды (ТПТ-15 и СДВ-4). Данные обстоятельства подтверждаются также пояснениями представителя ответчика в суде апелляционной инстанции, из которых следует, что указанные расходомеры измеряют объем горячей воды, поставленной в оба многоквартирных дома.
Согласно подпункту "д" пункта 95, подпункту "а" пункта 100 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила N 1034) в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения.
В пункте 97 Правил N 1034 указано, что в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются: масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу; масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час; среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Таким образом, из приведенных выше норм законодательства следует, что для учета расхода теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения, необходимо, чтобы в соответствии с пунктом 100 Правил N 1034 в системе горячего водоснабжения были установлены приборы учета горячей воды, фиксирующие, в том числе, температуру теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Такие приборы учета в многоквартирных домах ответчика отсутствуют. Кроме того, введенные в эксплуатацию расходомеры измеряют объем воды, поставленной в оба многоквартирных дома, в связи с чем, не могут являться общедомовым прибором учета.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расчет суммы иска правомерно произведен ООО "Тимсервис" в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354. При определении объемов мест общего пользования за основу взяты данные представленные ГБУ "ЦТИ ПК".
Ответчиком данный расчет не оспорен, контррасчет не представлен, в том числе и контррасчет в связи с несоблюдением требований к качеству горячего водоснабжения, на которое ссылается ответчик.
В связи с изложенным исковые требования правомерно удовлетворены судом в заявленном истцом размере.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьёй 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 13 мая 2021 года по делу N А50-26031/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-26031/2020
Истец: ООО "ТИМСЕРВИС"
Ответчик: ТСЖ "АРКА"