г. Владимир |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А43-37177/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 12.08.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление по Западному военному округу" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.06.2021 по делу N А43-37177/2020, принятое по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление по Западному военному округу" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 77293147) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 20.10.2020 N 515-190/3-20пр.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление по Западному военному округу" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение, заявитель) по запросу Военной прокуратуры Нижегородского гарнизона (далее - Прокуратура) на основании приказов от 02.09.2020 Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган) 03.09.2020 и 04.09.2020 проведены инспекционные обследования жилищного фонда по адресам: ул. Федосеенко, д. 96, д. 96/1, ул. Планетная, д. 71, пр. Гагарина, д. 17А, к. 8, 9, пр. Гагарина, д. 60, к. 23, в отношении которых заявитель является управляющей организацией в соответствии с договором управления от 02.10.2017 N 3-УЖФ/ЗВО-1.
В ходе проверки установлены нарушения, в том числе пунктов З.2.1., 3.2.2, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.9, 3.2.16, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.14, 5.6.2, 5.6.6, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.1, 4.2.1.8, 4.2.3.4 Правил N 170.
По факту выявленных нарушений в отношении заявителя заместителем военного прокурора Нижегородского гарнизона постановлением от 21.09.2020 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ).
В соответствии с требованиями статей 23.25 и 28.8 Кодекса постановление о возбуждении дела об административном правонарушении направлено Прокуратурой для рассмотрения в Инспекцию.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Инспекции вынесено постановление от 20.10.2020 N 515-04-190/3-20пр, которым ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом, руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями КоАП РФ, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), Правилами N 170, суд первой инстанции признал доказанным наличие в деянии Учреждения состава вменяемого административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, оснований для признания рассматриваемого правонарушения малозначительным, либо замены административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, поскольку Правила N 170 приняты после вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и носят рекомендательный характер, поэтому оснований для их отнесения к лицензионным требованиям не имеется.
Состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, по мнению ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в его деянии отсутствует.
Кроме того, Учреждение приводит доводы о процессуальных нарушениях при проведении проверки, указывая на отсутствие приказов о проведении инспекционного обследования домов по ул.Гагарина.
Подробно доводы заявителя приведены в апелляционной жалобе.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (статья 1.6 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 8 Федерального закона N 99-ФЗ).
Подпунктом "а" пункта 3 Положения N 1110 к лицензионным требованиям отнесено соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Правилами N 170 определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, а также установлены параметры и условия, которым, в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома.
На момент обнаружения выявленных нарушений, Учреждение осуществляло деятельность по управлению указанными многоквартирными домами на основании лицензии от 10.08.2017 N 446 и договора управления от 02.10.2017 N 3-УЖФ/ЗВО-1.
Таким образом, на момент возбуждения дела об административном правонарушении, ответственным лицом за содержание общего имущества жилых помещений являлось ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Событие вменяемого правонарушения в деянии ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, подтверждено материалами дела.
Довод заявителя о том, что Правила N 170 носят рекомендательный характер и не подлежат обязательному применению судом апелляционной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм жилищного законодательства.
Требования по техническому регулированию к жилым зданиям в процессе их эксплуатации содержатся также в том числе в статье 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и в Правилах N 170 (зарегистрированы в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176).
Управляющая организация в целях выполнения ею установленных норм по надлежащему содержанию жилищного фонда должна руководствоваться требованиями Правил N 170, которые изданы с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, а равно обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил N 170).
В Правилах N 170 перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание; указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции дома, инженерные коммуникации, кровля и иное общее имущество МКД.
Соблюдение установленных требований находилось в пределах контроля Учреждения, однако доказательств принятия необходимых и своевременных мер для их соблюдения в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении вменяемого правонарушения.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в деянии ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного заявителем правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса судом первой инстанции не установлено и в апелляционной жалобе не приведено.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Размер административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ Инспекцией снижен до 125 000 руб., что свидетельствует о фактически учтенных административным органом обстоятельствах совершения правонарушения.
По убеждению суда апелляционной инстанции Учреждению назначено справедливое и соразмерное административное наказание с учетом характера правонарушения и степени вины правонарушителя.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. О времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения дела Учреждение было извещено в установленном порядке (т.1, л.д.18.24).
В рассматриваемом случае проверка в отношении заявителя Инспекцией не проводилась, Инспекция проводила инспекционные обследования жилищного фонда, находящегося в управлении заявителя по запросу Прокуратуры на основании соответствующих приказов.
В актах инспекционного обследования жилищного фонда по адресам: пр. Гагарина, д. 17А, корпус 8, 9, пр. Гагарина, д. 60, корпус 23 имеются ссылки на соответствующие приказы Инспекции о проведении обследования.
Отсутствие указанных приказов в материалах дела, исходя из предмета настоящего спора, не свидетельствует о незаконности оспариваемого заявителем постановления Инспекции.
Срок давности привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса, не истек.
При таких обстоятельствах Учреждение правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Апелляционная жалоба Учреждения по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.06.2021 по делу N А43-37177/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление по Западному военному округу" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-37177/2020
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области