г. Чита |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А19-20803/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2021 года по делу N А19-20803/2020 по заявлению Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о признании незаконным уведомления об отказе во внесении сведений,
третье лицо: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ОГРН 1047796261512, ИНН 7707515984)
при участии в судебном заседании:
от Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации: Ткач Н.Б. - представитель по доверенности от 09.07.2021 N 194 (представлен документ, свидетельствующий о наличии высшего юридического образования);
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": Сукотнова Т.Н. - представитель по доверенности от 08.12.2020 N 235-д (представлен документ, свидетельствующий о наличии высшего юридического образования);
от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (далее - заявитель, ПАО "Иркутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным уведомления Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - заинтересованное лицо, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области, Росреестр) от 24.09.2020 N КУВД-001/2020-14091771 об отказе во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о санитарно-защитной зоне имущественного комплекса промышленной площадки, как несоответствующего действующему законодательству и обязать устранить допущенное нарушение.
Заинтересованным лицом указано ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области. С привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - третье лицо, Управление Роспотребнадзора по Иркутской области).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2021 года по делу N А19-20803/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, ПАО "Иркутскэнерго" считает, что оно направило заявление и необходимый перечень документов в порядке государственного кадастрового учета, а не в порядке межведомственного взаимодействия, поскольку fgu38@u38.rosreestr.ru (http://rosvlast.ru/bd_free.aspx?fid=854244) является электронной почтой ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области. В связи с чем, по мнению заявителя, Росреестром нарушена процедура рассмотрения заявления.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области выводы суда первой инстанции поддержало, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором Управление Роспотребнадзора по Иркутской области выводы суда первой инстанции поддержало, просило решение оставить без изменения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 01.07.2021.
Третье лицо представителей в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в свое отсутствие. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.
Представитель заявителя в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ПАО "Иркутскэнерго" является собственником следующих объектов недвижимости (далее - имущественный комплекс промышленной площадки), расположенных по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, б. Рябикова, 67:
- Бака слива загрязненного конденсата N 2, назначение - производственное (промышленное), объем 500 куб.м (свидетельство о государственной регистрации права от 11.12.2012 серии 38 АД N 917343);
- Бака слива загрязненного конденсата N 2, назначение - производственное (промышленное), объем 500 куб.м (свидетельство о государственной регистрации права от 13.12.2012 серии 38 АД N 917309);
- Сооружения, назначение - транспортное, протяженностью 7935 м (свидетельство о государственной регистрации нрава от 16.09.2014 серии 38 АЕ N 518681);
- Весовой вагоноопрокидывателя, назначение - нежилое, 1-этажный, общей площадью 10,2 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 16.11.2012 серии 38 АД N 902407);
- Градирни N 1, назначение - производственное (промышленное), площадью застройки 3450,6 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 11.12.2012 серии 38 АД N917364);
- Градирни N 2, назначение - производственное (промышленное), площадью застройки 3168,1 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 12.12.2012 серии 38 АД N904369);
- Градирни N 3. назначение - производственное (промышленное), площадью застройки 3100,5 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 11.12.2012 серии 38 АД N904371);
- Дымовой трубы 1 с газоходами, назначение - производственное (промышленное), общей площадью 1305.5 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 11.12.2012 серии 38 АД N 925403):
- Дымовой трубы 2 с газоходами, назначение - производственное (промышленное), общей площадью 1859 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 11.12.2012 серии 38 АД N 917392);
- Здания, назначение - нежилое. 8-этажный (подземных этажей - 3), общей площадью 2763,4 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 11.12.2012 серии 38 АД N 917370);
- Здания, назначение - нежилое, 4-этажный (подземных этажей - 2), общей площадью 8980.6 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 11.12.2012 серии 38 АД N 917323);
- Здания, назначение - нежилое, 11-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 113097,1 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 11.12.2012 серии 38 АД N 917345);
- Здания, назначение - нежилое, 6-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 2981,5 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 11.12.2012 серии 38 АД N 917319);
- Здания, назначение - нежилое. 1-этаэтажный, общей площадью 66,5 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 11.12.2012 серии 38 АД N 917318);
- Насосной градирен, назначение - нежилое, 1-этажный, общей площадью 19,3 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 16.11.2012 серии 38 АД N 918926);
- Открытого склада топлива, назначение - производственное (промышленное), площадью застройки 2631,9 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 19.06.2013 серии 38 АЕ N 098730);
- Склада топлива, назначение - производственное (промышленное), площадью застройки 60968,1 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 11.12.2012 серии 38 АД N 917305).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.08.2016 N 138 установлены размеры санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) имущественного комплекса промышленной площадки ПАО "Иркутскэнерго", а именно:
- в северном направлении - от 15 до 25 метров;
- в северо-восточном направлении - от 25 до 100 метров;
- в восточном направлении - от 15 до 285 метров;
- в юго-восточном направлении - от 305 до 310 метров;
- в южном направлении - от 305 до 240 метров;
- в юго-западном направлении - от 235 метров до 25 метров;
- в западном направлении - от 25 метров до 270 метров;
- в северо-западном направлении - от 225 до 15 метров.
Постановление от 12.08.2016 N 138 зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.09.2016 за регистрационным N 43612.
Пунктом 3 части 8, частью 12 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ), абзацем 3 части 2 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), пунктом 6 статьи 106 Земельного кодекса РФ, пунктом 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) установлено, что до 01.01.2025 зоны с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ) считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.01.2022 нормативными правовыми актами главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Правообладатель сооружений, в отношении которых до 01.01.2022 установлена ЗОУИТ, в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, подготавливает сведения о границах ЗОУИТ (описание местоположения границ СЗЗ сооружения) и направляет в уполномоченный орган документы для внесения данных сведений в ЕГРН. Данные документы могут быть направлены на официальный сайт органа регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью.
ПАО "Иркутскэнерго" подготовило план границ СЗЗ имущественного комплекса промышленной площадки, а также описание местоположения данных границ.
02.09.2020 ПАО "Иркутскэнерго" направило на официальный сайт филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области (fgu_zona@38.kadastr.ru) заявление N 210/508- 05/5159 о внесении сведений о границах СЗЗ имущественного комплекса промышленной площадки в ЕГРН, подписанные генеральным директором, приложив к нему: план границ объекта, в котором содержится графическое описание границ СЗЗ; описание местоположения границ данной зоны, в котором содержится перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, принятой для ведения государственного кадастра недвижимости в Иркутской области; экспертное заключение от 24.10.2014 N 01.05.Т.15950.10.14; постановление от 12.08.2016 N 138 - документ, свидетельствующий об установлении размера СЗЗ имущественного комплекса промышленной площадки; выписку из ЕГРЮЛ от 27.08.2020 N ЮЭ9965-20-168498743 - документ, подтверждающий полномочия; копию письма ФГБУ "ФКП Росреестра от 21.07.2020 N 21-6408-АБ/20 по вопросу внесения в ЕГРН сведений о границах ЗОУИТ. Заявление, а также приложенные к нему документы, как пояснил заявитель, подписаны усиленной квалифицированной подписью генерального директора ПАО "Иркутскэнерго" (представлены на CD-диске).
24.09.2020 филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области направил в адрес ПАО "Иркутскэнерго" уведомление N КУВД-001 /2020-14091771 о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, указал, что представленные документы не подписаны электронной цифровой подписью органа, уполномоченного на направление документов в орган регистрации прав в целях внесения сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия пункт 3 части 2 статьи 34 Федерального закона N 218- ФЗ. Также в уведомлении указано, что в соответствии с Приказом Управления Росреестра по Иркутской области от 30.04.2014 N П/203 описание местоположения границ должно быть в формате PDF и заверено электронной цифровой подписью. В XML-файле "ZoneToGKN_xml" в элементе "ContentRestriction" (ограничения), необходимо прописать, согласно Правил Постановления N 222 от 03.03.2018. (т. 1 л.д. 67).
Полагая, что отказ филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области, изложенный в уведомлении N N КУВД-001 /2020-14091771 от 24.09.2020, не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы ПАО "Иркутскэнерго", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федеральною закона N 218-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2017 года, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
На территории Иркутской области полномочия по государственному кадастровому учету и регистрации прав осуществляет ФГБУ Управление Росреестра по Иркутской области.
В силу части 4 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, отдельные полномочия органа регистрации прав на основании решений федерального органа исполнительной власти вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение - ФГБУ "ФКП Росреестра". В соответствии с пунктом 1.1. Приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав", учреждение наделено полномочиями, в том числе по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономическою развития, зон территориального развития в РФ, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе РФ, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образовании, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий.
В целях применения положений Федерального закона N 218-ФЗ федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) относятся, в том числе, охранные, санитарно-защитные зоны (СЗЗ).
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 52-ФЗ.
Частью 16 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ предусмотрено, что до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством РФ утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида), осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования указанного Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 введены в действия Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Постановление N 222), которыми предусмотрено, что решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают уполномоченные органы - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) или его территориальные органы в отношении объектов разных классов опасности в соответствии с санитарной классификацией.
Копия решения об установлении СЗЗ направляется самим уполномоченным органом в орган регистрации прав в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (пункт 3 Правил N 222).
Порядок направления документов (содержащихся в них сведений) и внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия установлен статьями 32, 34 Федерального закона N 218-ФЗ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1. 3 - 13. 15. 15(1). 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее - Постановление Правительства N1532).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 12.08.2016 N 138 установлены размеры санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) имущественного комплекса промышленной площадки ПАО "Иркутскэнерго", а именно: в северном направлении - от 15 до 25 метров; в северо-восточном направлении - от 25 до 100 метров; в восточном направлении - от 15 до 285 метров; в юго-восточном направлении - от 305 до 310 метров; в южном направлении - от 305 до 240 метров; в юго-западном направлении - от 235 метров до 25 метров; в западном направлении - от 25 метров до 270 метров; в северо-западном направлении - от 225 до 15 метров.
07.09.2020 в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области на адрес электронной почты fgu_zona@38.kadastr.ru, предназначенной для направления документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, поступило заявление генерального директора ПАО "Иркутскэнерго" О.Н. Причко N 210/508-05/5159 от 02.09.2020 с приложенным пакетом документов: описанием местоположением границ санитарно-защитной зоны имущественного комплекса основной промышленной площадки Ново-Иркутской ТЭЦ филиала ПАО "Иркутскэнерго", копией экспертного заключения ФГБУ Северо-западный научный центр гигиены и общественного здоровья от 24.10.2014 N 01.05.Т.15950.10.14 по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы материалов по установлению окончательных размеров санитарно-защитной зоны для основной промплощадки Ново-Иркутской ТЭЦ филиала ПАО "Иркутскэнерго", копией Постановления государственного санитарного врача РФ от 12.08.2016 N 138 "Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса основной промышленной площадки Ново-Иркутской ТЭЦ филиала ПАО "Иркутскэнерго", расположенного на территории г. Иркутска Иркутской области.
Таким образом, заявитель обратился в орган регистрации прав в порядке, предусмотренном для внесения сведений в реестр границ ЕГРН, направив документы в порядке, предусмотренном для внесения сведений, получаемых от уполномоченных органов.
Согласно отзыву Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - уполномоченный орган), привлеченного к делу в качестве заинтересованного лица, заявитель обращался в указанный уполномоченный орган с заявлением от 24.07.2019 об установлении границ указанной санитарно-защитной зоны. По итогам рассмотрения заявления ПАО "Иркутскэнерго" уполномоченным органом в адрес заявителя было направлено уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием, которое не было обжаловано заявителем.
Таким образом, санитарно-защитная зона не была установлена в соответствии с требованиями законодательства, в частности, в соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222, которым предусмотрено, что решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают уполномоченные органы - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) или его территориальные органы в отношении объектов разных классов опасности в соответствии с санитарной классификацией.
В силу статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ участниками межведомственного информационного взаимодействия являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, принимающие соответствующие решения (акты), указанные в (частях 1, 3 - 11, 13, 15, 15.1 и 15.2 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ, в частности, органы государственной власти, принимающие решения об установлении санитарно-защитных зон.
Судом первой инстанции установлено, что по результатам рассмотрения представленных документов в установленные Законом о регистрации сроках (15 рабочих дней - ч. 1 ст. 34) было составлено уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационною взаимодействия N КУВД-001/2020-14091771 о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, поскольку представленные документы не подписаны электронной цифровой подписью органа, уполномоченного на направление документов в орган регистрации прав в целях внесения сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия пункт 3 части 2 статьи 34 Федерального закона N 218- ФЗ. Также в уведомлении указано, что в соответствии с Приказом Управления Росреестра по Иркутской области от 30.04.2014 N П/203 описание местоположения границ должно быть в формате PDF и заверено электронной цифровой подписью. В XML-файле "ZoneToGKN_xml" в элементе "ContentRestriction" (ограничения) необходимо прописать, согласно Правил Постановления N 222 от 03.03.2018. (т. 1 л.д. 67).
В настоящее время порядок внесения сведений в ЕГРН регулируется специальным законом - Федеральным законом N 218-ФЗ.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона N 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для внесения в ЕГРН сведений.
Так, внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в уведомительном порядке.
Сведения о ЗОУИТ вносятся в реестр границ ЕГРН.
Внесение сведений в реестр границ ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Из представленного в дело на материальном носителе (CD-диск т. 1 л.д. 66) пакете документов, представленных для внесения в ЕГРН сведений о СЗЗ следует, что в числе прочих документов заявителем представлена копия Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 12.08.2016 N 138 "Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса основной промышленной площадки Ново-Иркутской ТЭЦ филиала ПАО "Иркутскэнерго", расположенного на территории г. Иркутска Иркутской области.
По состоянию на дату издания Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 12.08.2016 N 138 действовали Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N 71 (далее - Постановление N 71).
Пунктом 4 указанных Правил, утвержденных Постановлением N 71 установлено, что в случае установления границ зон с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, а также сведения, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон. перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года путем согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством.
Санитарно-защитная зона имущественного комплекса основной промышленной площадки Ново-Иркутской ТЭЦ филиала ПАО "Иркутскэнерго", как установлено судом, была установлена постановлением от 12.08.2016 N 138.
На момент принятия постановления от 12.08.2016 N 138, порядок установления СЗЗ был установлен СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в соответствии с пунктом 4.2 которых, изменение размеров установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ, в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности. В соответствии с пунктом 3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, граница СЗЗ на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и др.) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками. Согласно пунктом 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в проекте СЗЗ должны быть определены, в т.ч. размер и границы СЗЗ.
Размеры и границы СЗЗ основной промышленной площадки Ново-Иркутской ТЭЦ филиала ПАО "Иркутскэнерго" установлены и утверждены как в текстовой форме в постановлении от 12.08.2016 N 138, так и обозначены на графических материалах, входящих в состав проекта СЗЗ.
В соответствии с частью 10 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ, зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 01.01.2022 нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьёй 106 Земельного кодекса Российской Федерации(в редакции настоящего Федерального закона N 342-ФЗ). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного части 11 указанной статьи.
Согласно части 11 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ, если положением о зоне с особыми условиями использования территории, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), установлены требования к предельным размерам указанной зоны, правила определения размера указанной зоны (подзоны), перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанной зоны (подзоны), отличные от установленных на дату установления зоны с особыми условиями использования территории, до 01.07.2024 года указанные в пункте 11 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, обязаны обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об изменении зоны с особыми условиями использования территории (в случае изменения границ зоны с особыми условиями использования территории с приложением сведений о границах указанной зоны). Если положением о зоне с особыми условиями использования территории, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), установлены требования к предельным размерам указанной зоны, которые меньше, чем размер ранее установленной зоны, или не предусмотрены ограничения использования земельных участков, которые были ранее установлены в границах зоны, с заявлением об изменении зоны с особыми условиями использования территории (в случае изменения границ зоны с особыми условиями использования территории с приложением сведений о границах указанной зоны) в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, вправе обратиться иные заинтересованные граждане, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления. Органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, в срок не более чем один месяц со дня поступления данных заявлений либо при отсутствии указанных в пункте 11 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) правообладателей зданий, сооружений или в случае установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением таких зданий, сооружений, до 1 января 2025 года должны быть внесены изменения в решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории или принято новое решение об установлении указанной зоны в соответствии с предельными размерами зоны с особыми условиями использования территории, правилами определения размера указанной зоны (подзоны), перечнем ограничений использования земельных участков, предусмотренными положением о зоне с особыми условиями использования территории, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
В связи с тем, что Положение о санитарно-защитных зонах Правительством Российской Федерации не утверждено, внесение изменений в постановление от 12.08.2016 N 138 не требуется.
Для внесения сведений об установленной Постановлением от 12.08.2016 N 138 в ЕГРН необходимо разработать сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, в том числе в электронном виде, выполненные в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650 "Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23.03.2016 N 163 и от 04.05.2018 N 236" (далее - Приказ от 23.11.2018 N 650) и представить указанные Сведения в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области на электронном носителе подписанные электронной цифровой подписью (ЭЦП) с сопроводительным письмом. На указанном электронном носителе также необходимо представить постановление от 12.08.2016 N 138 для заверения его ЭЦП Управление Роспотребнадзора по Иркутской области в установленном порядке, для последующего направления в Управление Росреестра по Иркутской области.
Как указало третье лицо, материалы санитарно-защитной зоны основной промышленной площадки Ново-Иркутской ТЭЦ филиала ПАО "Иркутскэнерго", содержащие актуализированные сведения об установленной постановлением от 12.08.2016 N 138 в ЕГРН, в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области не поступали.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, заявителем в материалы не представлено.
Учитывая установленные обстоятельства и вышеизложенное правовое регулирование, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что заявителем не соблюдены требования, установленные законодательством, необходимые для внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия установленных статьями 32, 34 Федерального закона N 218-ФЗ, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532. В связи с чем, требование органа регистрации прав о необходимости наличия в пакете документов, документов, подписанных электронной цифровой подписью органа, уполномоченного на направление документов в орган регистрации прав в целях внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия, обоснованно.
Согласно материалам дела заявитель также не согласен с замечаниями о несоответствии формата XML-файла, представленного для внесения с ЕГРН, считая, что поскольку правила N 222 не применяются к ранее установленным СЗЗ, следовательно, соблюдаться заявителем не должны.
Аналогичный довод заявлен в апелляционной жалобе.
Отклоняя указанный довод, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции правильно исходившего из следующего.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 218-ФЗ реестры ЕГРН ведутся в электронной форме. Для ведения ЕГРН создана федеральная государственная информационная система ведения ЕГРН (далее ФГИС ЕГРН).
ФГИС ЕГРН работает по установленным правилам, имеет свои рабочие параметры, совместимость с другими информационными системами. В связи с чем, загружаемые документы должны соответствовать установленным требованиям.
В настоящее время порядок межведомственного информационного взаимодействия установлен Постановлением Правительства N 1532.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства N 1532, в случае установления границ зон, уполномоченный орган, принявший решение об их установлении направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении зоны.
Согласно пункту 31 Постановления Правительства N 1532 обязательным приложением к документу, направляемому в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 4 указанных Постановления Правительства N 1532, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон. перечень координат характерных точек границ зон.
При информационном взаимодействии документы предоставляются в виде электронных документов в формате ХМL с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Форма графического описания местоположения границ ЗОУИТ, требования к точности определения координат характерных точек границ ЗОУИТ, формат электронного документа, содержащего сведения о границах ЗОУИТ утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650
Приказом Управления Росреестра по Иркутской области от 30.04.2014 N П/203 утверждены Требования к электронным образам бумажных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе, представляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Согласно указанным Требованиям, электронные образы бумажных документов оформляются в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе. Кроме того, требования к документам, предоставляемым в формате XML, также регламентированы нормами действующего законодательства
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что требование органа регистрации прав, предусмотренное частью 2 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ о необходимости наличия электронной подписи органа, уполномоченного на направление документов в орган регистрации прав в представленных для внесения в ЕГРН документах, а также требование к соблюдению установленного формата представленных сведений является обоснованным.
С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, и приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что доказательств незаконности уведомления филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области от 24.09.2020 N КУВД-001/2020-14091771 об отказе во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о санитарно-защитной зоне имущественного комплекса промышленной площадки, а также доказательств нарушения его прав, заявителем не представлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2021 года по делу N А19-20803/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20803/2020
Истец: ПАО Иркутское энергетики и электрификации "Иркутскэнерго"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области
Третье лицо: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 4ААС
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3577/2021