г. Киров |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А82-1663/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Голубь О.А., действующей на основании доверенности от 13.07.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хромцовский карьер"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.06.2021 по делу N А82-1663/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хромцовский карьер" (ОГРН 1133705000219; ИНН 3705066038)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ОГРН 1027600695154; ИНН 7604009440)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (ОГРН 1027600691469; ИНН 7604016214),
о признании незаконным решения, об обязании восстановить нарушенные права,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хромцовский карьер" (далее - заявитель, ООО "Хромцовский карьер", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - ответчик, УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 30.12.2020 N 14457/06-07, в соответствии с которым была признана необоснованной жалоба Общества на действия (бездействие) организатора торгов - Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области при проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых песчано-гравийных пород на участке N 2 Дертниковского - I месторождения площадью 43 га, расположенном в 10 км юго-западнее п.Петровское между деревнями Дертники, Коленово, Астрюково Ростовского района.
В заявлении Общество также просило арбитражный суд обязать УФАС вынести обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены решения аукционной комиссии Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области об отказе ООО "Хромцовский карьер" в допуске к участию в аукционе N 10/20 на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песчано-гравийных пород на участке N 2 Дертниковского - I месторождения площадью 43 га, расположенном в 10 км юго-западнее п.Петровское между деревнями Дертники, Коленово, Астрюково Ростовского района Ярославской области, выраженном в протоколе от 07.12.2020 N 2-10/20 заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых песчано-гравийных пород на участке N 2 Дертниковского - I месторождения площадью 43 га и в письме от 08.12.2020 NИХ 2811107/20 "О решении аукционной комиссии".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 11.06.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Хромцовский карьер" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В жалобе Общество указывает, что обжалуемое решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. Заявитель поясняет, что Общество является одним из передовых и стабильно работающих предприятий в Ивановской области в сфере недропользования, осуществляющим поставки песка, гравия и щебня во многие центральные регионы, имеет значительные штат работников и парк транспортных средств, пять действующих лицензий. Задолженность по обязательным платежам в бюджет у Общества отсутствует, при этом с учетом договора займа от 19.04.2017 N 19-04/2017 имело возможность для участия в спорном аукционе. Отсутствие перечисления денежных средств по договору займа в 2020 году объясняется отсутствием у Общества потребности в заемных средствах. В этой связи заявитель считает необоснованным то, какие обстоятельства были приняты ответчиком и третьим лицом в целях оценки финансово-хозяйственной деятельности Общества. Более подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
УФАС и Департамент в письменных отзывах на апелляционную жалобу опровергли доводы жалобы, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения жалобы.
Заявитель и третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.12.2020 в УФАС поступила жалоба ООО "Хромцовский карьер" на действия (бездействие) организатора торгов - Департамента при проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песчано-гравийных пород на участке N 2 Дертниковского - I месторождения площадью 43 га, расположенном в 10 км юго-западнее п.Петровское между деревнями Дертники, Коленово, Астрюково Ростовского района Ярославской области по извещению N291020/0123657/01, размещенному 29.10.2020 на официальном сайте торгов https://torgi.gov.ru/index.html.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2020 N 148-п Департаментом принят приказ от 28.10.2020 N 172, которым утверждены Условия проведения аукциона N 10/20 на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых - песчано-гравийных пород на участке N 2 Дертниковского - 1 месторождения площадью 43 га, расположенном в 10 км юго-западнее п.Петровское между деревнями Дертники, Коленово, Астрюково Ростовского района Ярославской области (далее - Условия аукциона) (т.1 л.д.93-94).
В пункте 9.1.6 Условий аукциона установлено, что для участия в аукционе на право пользования участком недр претендентом представляются сведения о финансовых возможностях претендента, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами:
- копии бухгалтерских балансов претендента (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, или за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии;
- копия аудиторского заключения по результатам проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности претендента за предыдущий год, если в соответствии с федеральными законами претендент подлежит обязательному аудиту;
- справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам претендента в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки;
- копии договоров займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки, с приложением доказательств выполнения заимодавцем обязательств по договору займа или доказательств наличия у кредитора необходимых финансовых средств (копии бухгалтерских балансов кредитора за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии, норматив кредитора по максимальному размеру риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков).
Аналогичные положения содержатся в пункте 4.1.6 Порядка и условий проведения аукциона на право пользования участками недр местного значения на территории Ярославской области, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2020 N 148-п (далее - Порядок и условия проведения аукциона).
Согласно пункту 7.1 Порядка и условий проведения аукциона аукционная комиссия осуществляет рассмотрение зарегистрированных заявок с целью проверки финансовых и технических возможностей претендента, а также соответствия поданных заявок Порядку.
Пунктом 7.2 Порядка и условий проведения аукциона установлено, что решение об отказе в приеме заявки аукционная комиссия принимает при наличии оснований, указанных в разделе 5 Порядка. При отсутствии оснований для отказа в приеме заявки аукционная комиссия принимает решение о ее приеме.
В соответствии с разделом 5 Порядка и условий проведения аукциона основанием для отказа в приеме заявки является, в том числе: невозможность представления претендентом доказательств того, что он обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Аналогичные основания для отказа в приеме заявки, закрепленные в разделе 5 Порядка и условий проведения аукциона, указаны в статье 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно протоколу от 07.12.2020 N 2-10/20 ООО "Хромцовский карьер" (заявка N 1) было отказано в допуске к участию в аукционе (т.1 л.д.97-102). Основанием для принятия аукционной комиссией такого решения стало непредоставление Обществом доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного ведения работ.
При рассмотрении жалобы комиссия УФАС установила, что к заявке Обществом приложена справка со сведениями о финансовых возможностях.
Согласно данной справке геологическое изучение, разведку и добычу песчано-гравийных пород ООО "Хромцовский карьер" планирует осуществлять за счет собственных и привлеченных денежных средств.
В подтверждение этого Общество совместно со справкой представило бухгалтерский баланс на 31.12.2019, из содержания которого, согласно пояснениям Департамента от 24.12.2020 N ИХ28 11784/20 усматривается, что три показателя из основных четырех, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность, рассчитанных в соответствии с общепринятыми Методиками расчетов финансово-экономических показателей, ниже нормативных значений. Так, абсолютная ликвидность -0,13 (при нормативе >0,2), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - -1,01% (при нормативе не менее 0,1), коэффициент автономии - - 0,4 (при нормативе > 0,50).
Также Обществом представлены справки об обороте по расчетным счетам.
ООО "Хромцовский карьер" также представлен договор займа от 19.04.2017 N 19-04/2017 на сумму 100 млн. рублей, заключенный с АО "Национальная нерудная компания".
Изучив данный договор, комиссия УФАС установила, что денежные средства предоставляются в целях финансирования инвестиционной деятельности, в том числе приобретения объектов, основных средств, осуществления капитальных и текущих ремонтов объектов основных средств, приобретения запасных частей.
В то же время УФАС признало, что информация о количестве денежных средств, отображенных в бухгалтерском балансе ООО "Хромцовский карьер", явно недостаточна для доказанности того факта, что Общество обладает или будет обладать необходимыми финансовыми возможностями.
Проанализировав содержание карточки счета 66.03 за период с января 2017 года по октябрь 2020 года, Управление установило, что в течение 2020 года денежные средства во исполнение договора займа от АО "Национальная нерудная компания" в адрес ООО "Хромцовский карьер" не поступали. С учетом этого комиссия УФАС заключила, что заявителем не представлено доказательств исполнения договора займа заимодавцем.
Как установил ответчик, в составе заявки Общества не представлено доказательств наличия у кредитора необходимых финансовых средств (копии бухгалтерских балансов кредитора за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии, норматив кредитора по максимальному размеру риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков).
Оценив изложенные обстоятельства, комиссия УФАС, не согласившись с иными выводами аукционной комиссии Департамента, посчитала, что Общество не доказало свои финансовые возможности, а следовательно, данному участнику правомерно отказано в допуске к участию в аукционе.
По итогам рассмотрения жалобы Общества комиссия УФАС приняла решение 28.12.2020 (в полном объеме изготовлено 30.12.2020), которым жалоба Общества признана необоснованной (пункт 1).
Не согласившись с названным решением УФАС, ООО "Хромцовский карьер" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) регламентирован порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона (часть 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных ООО "Хромцовский карьер" требований с учетом следующего.
В соответствии со статьей 10.1. Закона о недрах право пользование недрами предоставляется по результатам торгов, за исключением случаев, прямо указанных в данной статье Закона.
Согласно статье 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в случае, если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
На территории Ярославской области вопросы возникновения и предоставления права пользования участками недр местного значения, а также участками недр для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов регламентированы Законом Ярославской области от 09.06.2009 N 30-з "О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования".
В силу пункта 1 части 1 статьи 4 названного Закона право пользования участками недр местного значения, а также участками недр для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов на территории Ярославской области может быть приобретено на основании решения уполномоченного органа, принятого по результатам аукциона в случаях, установленных федеральным законодательством.
На основании части 2 статьи 4 указанного Закона порядок и условия проведения аукциона на право пользования участками недр местного значения на территории Ярославской области утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2020 N 148-п.
Во исполнение данного постановления принят приказ N 172, которым утверждены условия проведения аукциона N 10/20 на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых - песчано-гравийных пород на участке N 2 Дертниковского - 1 месторождения, площадью 43 га.
В силу пункта 9.1.6 Условий аукциона для участия в аукционе на право пользования участком недр претендент представляет сведения о финансовых возможностях претендента, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, в том числе копии договоров займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки, с приложением доказательств выполнения заимодавцем обязательств по договору займа или доказательств наличия у кредитора необходимых финансовых средств (копии бухгалтерских балансов кредитора за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии, норматив кредитора по максимальному размеру риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков).
Основываясь на положениях указанного пункта Условий аукциона и целей данного требования, ответчик, позицию которого поддержал суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что при предоставлении участником договора займа последний должен приложить к нему доказательства либо выполнения заимодавцем обязательств по договору займа, либо наличия у кредитора необходимых финансовых средств. Участник должен доказать наличие или возможность получения денежных средств на момент исполнения обязательств победителем аукциона, а не предоставить доказательства их наличия у него ранее.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела установлено, что Общество при подаче заявки на участи в торгах указало на возможность привлечения заемных финансовых средств для разработки недр, в подтверждение чего представило копию договора займа от 19.04.2017 N 19-04/2017 на сумму 100 млн. рублей, заключенного с АО "Национальная нерудная компания". Однако документы, прямо указанные в пункте 9.1.6. Условий аукциона, ни иные документы, которые подтверждали бы выполнение (готовность выполнить) заимодавцем обязательств по договору займа или наличие у кредитора необходимых финансовых средств, заявителем не представлены.
Поскольку установленные пунктом 9.1.6 Условий аукциона документы заявителем в составе заявки не были представлены, ссылка в апелляционной жалобе на саму возможность использования денежных средств по договору займа от 19.04.2017 N 19-04/2017 неосновательна. Условие о предоставлении совместно с договором займа доказательств выполнения заимодавцем обязательств по договору займа или доказательств наличия у кредитора необходимых финансовых средств Общество не выполнило.
Кроме того, из анализа представленного Обществом бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2019 следует, что три показателя из основных четырех, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность, рассчитанных в соответствии с общепринятыми Методиками расчетов финансово-экономических показателей, ниже нормативных значений. В частности, абсолютная ликвидность составляет -0,13 (при нормативе >0,2), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - -1,01% (при нормативе не менее 0,1), коэффициент автономии - -0,4 (при нормативе >0,50). При этом представленные Обществом справки об обороте по расчетным счетам от 13.11.2020 не позволяют достоверно установить финансовые возможности участника, так как они не раскрывают целевое назначение переводов денежных средств, а также определить лиц, в отношении которых они осуществлялись, и от которых поступали денежные средства.
В то же время в силу пункта 9.1.6 Условий аукциона претенденту необходимо было представить совместно с заявкой справку из банковского учреждения о движении денежных средств по счету, а не справку об обороте по счету. Данное условие заявителем также не выполнено.
При таких обстоятельствах комиссия УФАС обоснованно признала, что Общество при подаче заявки надлежащим образом не подтвердило наличие у него финансовых возможностей для выполнения работ разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых. Соответственно, у аукционной комиссии имелись достаточные основания для отклонения заявки Общества.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данной ситуации отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого решения УФАС недействительным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают установленных по делу обстоятельств и сделанных на их основе выводов, не свидетельствуют о правомерности позиции заявителя, в этой связи отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.06.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.06.2021 по делу N А82-1663/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хромцовский карьер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1663/2021
Истец: ООО "ХРОМЦОВСКИЙ КАРЬЕР"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области