г. Москва |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А40-45986/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Ж.В.Поташовой, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ИП Юшковой Анастасии Марковны
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2021 по делу N А40-45986/21
по заявлению ИП Юшковой Анастасии Марковны
к Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Маломоркина О.О. по дов. от 02.03.2021; |
от ответчика: |
Климонтов С.В. по дов. от 15.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Юшкова А.М. (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы (далее - ответчик, Департамент) от 24.08.2020 N 704400 об отказе в удовлетворении заявки о предоставлении субсидии в целях возмещения части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочном мероприятии, выраженное в Протоколе N 18 от 03.12.2020, ответе N ДПиИР-18-21/5342/20 (ДПиИР-18-21-5342/20-1) от 29.12.2020, ответе N ДПиИР-18-18-5342/20-2 (ДПиИР-18-21-13/21) от 10.02.2021, об обязании принять решение о предоставлении субсидии по заявке N 704400 от 24.08.2020.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, требование Общества - удовлетворить.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика возражал по доводам, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, 24.08.2020 индивидуальный предприниматель Юшкова Анастасия Марковна направила в Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы заявку о предоставлении субсидии в целях возмещения части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочном мероприятии - выставке METSTRADE/RAI AMSTERDAM, состоявшейся в ноябре 2019 года. Заявка была зарегистрирована ответчиком под номером 704400 от 24.08.2020 (далее - Заявка).
11.12.2020 на сайте mos.ru был опубликован Протокол заседания Отраслевой комиссии Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства N 18 от 03.12.2020.
Пункт 18 раздела 7 Протокола содержит решение Отраслевой комиссии рекомендовать Департаменту отказать в предоставлении субсидии ИП Юшковой A.M. в связи с несоответствием Заявки требованиям пункта 1.2.1 Постановления Правительства Москвы от 18.04.2018 N 343-ПП.
В связи с отсутствием в Постановлении указанного в Протоколе пункта 1.2.1 Заявитель обратилась к Ответчику с просьбой разъяснить действительные причины отказа в предоставлении субсидии.
Ответчик в ответе N ДПиИР-18-21-5342/20 (ДПиИР-18-21-5342/20-1) от 29.12.2020 на обращение Заявителя от 14.12.2020 указал, что причиной отказа в предоставлении субсидии является "отсутствие выставки METSTRAIT Amsterdam 2019 в перечне конгрессно-выставочных мероприятий, утвержденном Департаментом, что нарушает требования Постановления. Также не представлен договор на участие в выставке, оформление платежных поручений нарушает требования п. 1.4.1 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением. Кроме того, при проверке электронно-цифровой подписи в системе ИАС установлено, что в одном из документов подпись не верифицирована".
Заявитель в обращении от 12.01.2021 указала Ответчику на полное соответствие выставки METSTRAIT Amsterdam 2019 критериям, установленным в Приложении N 2 к Приказу ответчика N П-18-12-89/20 от 26.03.2020 и несоответствие причин отказа, указанных в ответе от 29.12.2020, требованиям законодательства и обычаям делового оборота.
Ответчик в ответе N ДПиИР-18-18-5342/20-2 (ДПиИР-18-21-13/21) от 10.02.2021 на обращение Заявителя от 12.01.2021 сообщил, что провел служебную проверку, по итогам которой причины отказа в предоставлении Заявителю субсидии, указанные в Протоколе и Ответе от 29.12.2020 были признаны некорректными. Одновременно Ответчик в Ответе от 10.02.2021 указал новые причины отказа в предоставлении субсидии Заявителю: невозможность отнесения приложенных Заявителем к Заявке документов, подтверждающих затраты, к категории "платежных документов" в том значении, которое используется в п. 1.12 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.
Арбитражный суд города Москвы, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности вынесенного Департаментом решения.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона г. Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" одним из основных принципов государственной политики города Москвы в области развития малого и среднего предпринимательства является обеспечение равных прав и возможностей при получении субъектами малого и среднего предпринимательства государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, с учетом различных этапов предпринимательской деятельности, особенностей групп предпринимателей и отраслевой специфики.
Постановлением Правительства Москвы от 18.04.2018 N 343-ПП утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с продвижением субъектами малого и среднего предпринимательства товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1. Порядка для получения субсидии субъект МСП, претендующий на предоставление субсидии, представляет в Департамент заявку на предоставление субсидии (далее - заявка).
Одновременно с заявкой субъект МСП представляет в Департамент документы согласно перечню, установленному приложением 1 к настоящему Порядку.
Требования к форме заявки, порядок, сроки начала и окончания приема заявок устанавливаются Департаментом и размещаются на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее чем за 10 рабочих дней до дня начала приема заявок (пункт 2.2. Порядка).
Согласно пункту 2.3. Порядка Департамент принимает и незамедлительно регистрирует заявки с приложенными документами.
В срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявки проводится проверка соответствия субъекта МСП требованиям, установленным пунктами 1.5.1 - 1.5.9 настоящего Порядка, а также проверка комплектности и соответствия заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным Порядком.
Указанная проверка проводится Департаментом либо организацией, уполномоченной на осуществление проверки представленных заявки и документов (далее - Уполномоченная организация).
В случае отказа в приеме заявки к рассмотрению Департамент в срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявки направляет субъекту МСП уведомление об отказе в приеме заявки к рассмотрению с указанием причин такого отказа способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления. В соответствии с пунктом 2.4. Порядка основанием для отказа в приеме заявки к рассмотрению является несоответствие заявки и (или) прилагаемых к ней документов требованиям, установленным настоящим Порядком, в том числе представление неполного комплекта документов, а также несоответствие субъекта МСП требованиям, установленным пунктами 1.5.1 -1.5.9 настоящего Порядка.
В случае отказа в приеме заявки к рассмотрению Департамент в срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявки направляет субъекту МСП письменное уведомление об отказе в приеме заявки к рассмотрению с указанием причин такого отказа способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления.
Согласно п. 2.6. Порядка Департамент, Уполномоченная организация по проверке документов в срок не позднее 12 рабочих дней со дня регистрации заявки направляют принятую к рассмотрению заявку и прилагаемые к ней документы в организацию, уполномоченную на проведение экспертизы (далее - Уполномоченная организация по экспертизе).
Уполномоченная организация по экспертизе в срок не позднее 22 рабочих дней со дня регистрации заявки и прилагаемых к ней документов (пункт 2.7. Порядка):
- Проводит правовую и финансовую экспертизу принятых к рассмотрению заявок с приложенными документами, в том числе проверку соответствия субъекта МСП требованиям, установленным пунктом 1.5.10 настоящего Порядка, проверяет достоверность представленной в заявке и прилагаемых к ней документах информации (пункт 2.7.1. Порядка).
- По итогам проведения правовой и финансовой экспертизы принятой к рассмотрению заявки и прилагаемых к ней документов подготавливает заключение о результатах правовой и финансовой экспертизы (далее - заключение) и направляет указанное заключение в Департамент.
- Осуществляет выездные мероприятия в целях подтверждения ведения субъектом МСП, заявка которого принята к рассмотрению, хозяйственной деятельности на территории города Москвы. Результаты проверки оформляются актом проверки, который является неотъемлемой частью заключения (пункт 2.7.3. Порядка).
В целях рассмотрения заключений, оценки заявок в соответствии с критериями оценки заявок, установленными приложением 2 к настоящему Порядку, ранжирования заявок и определения размера субсидий Департаментом создается отраслевая комиссия (пункт 2.8. Порядка).
Состав и порядок работы отраслевой комиссии устанавливаются Департаментом.
Отраслевая комиссия оценивает и ранжирует заявки согласно соответствующим значениям итоговой оценки с присвоением каждой заявке порядкового номера (пункт 2.10. Порядка).
Заявке, получившей наибольшую итоговую оценку, присваивается наименьший порядковый номер, последующие порядковые номера присваиваются заявкам последовательно в порядке уменьшения итоговой оценки.
В случае если несколько заявок набрали равную итоговую оценку, то наименьший порядковый номер присваивается той заявке, которая подана в более раннюю дату, а при совпадении дат - в более раннее время.
Количество субъектов МСП, отбираемых для предоставления субсидий, определяется отраслевой комиссией исходя из объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год на предоставление субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с продвижением субъектами малого и среднего предпринимательства товаров собственного производства, выполняемых ими работ и оказываемых услуг (пункт 2.11. Порядка).
Условиями предоставления субсидии субъектам МСП являются (пункт 2.13. Порядка):
- Выполнение субъектом МСП обязательств по обеспечению по требованию Департамента возможности проверки Департаментом, Уполномоченной организацией по экспертизе факта ведения субъектом МСП хозяйственной деятельности, в том числе путем осуществления выездных мероприятий.
- Представление по запросам Департамента в установленные им сроки документов, необходимых для проведения проверок соблюдения субъектом МСП условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком и договором о предоставлении субсидии.
- Отсутствие у субъекта МСП задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в размере, превышающем 50 тыс. рублей.
По итогам рассмотрения заявок отраслевой комиссией составляется протокол об итогах рассмотрения заявок, который размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания (пункт 2.14. Порядка).
На основании протокола комиссии Департамент в срок не позднее 10 рабочих дней со дня подписания протокола заседания отраслевой комиссии, на котором подведены итоги рассмотрения заявок, принимает решение о предоставлении субсидии и ее размере или отказе в предоставлении субсидии, оформляемое правовым актом Департамента (пункт 2.15. Порядка).
Департамент уведомляет субъекта МСП о принятом решении в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия правового акта Департамента способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления.
Пунктом 1.7 Перечня документов, представляемых субъектами малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с продвижением субъектами малого и среднего предпринимательства товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг (Приложение 1 к Порядку) установлено, что субъектом малого и среднего предпринимательства посредством Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы либо информационной системы развития предпринимательства и промышленности представляются заверенные руководителем субъекта МСП копии договоров и (или) иных документов, подтверждающих участие в международных конкурсах, фестивалях, копии платежных документов, подтверждающих произведенные затраты, связанные с участием в одном или нескольких международных конкурсах, фестивалях, копии документов, указанных в назначении платежа, - в случае подачи заявки на возмещение затрат на участие в одном или нескольких международных конкурсах и фестивалях.
Как следует из фактических обстоятельств дела, Департаментом была проведена дополнительная экспертиза, что подтверждается Дополнительным заключением по рассмотрению Заявки на предоставление субсидии субъекту малого/среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с продвижением субъектами малого и среднего предпринимательства товаров собственного производства, выполняемых ими работ и оказываемых услуг, выполняемых ими работ и оказываемых услуг (дата проверки: 18.01.2021), по итогам которой был выявлен ряд нарушений, допущенных ИП Юшковой А.М., не позволяющих принять решение о предоставлении субсидии.
Так, Заявителем представлены следующие документы:
- инвойс (счет) организатора выставки RAI Amsterdam B.V. N 400839422 от 21.06.2019 на сумму 2 474,25 евро;
- подтверждение оплаты по счету от ИНГ Банк (ЕВРАЗИЯ) (с текстом сообщений об однократных переводах Клиента), дата проведения по счету 06.09.2019 (2474,25*72,8761= 180 313,69 руб. по курсу ЦБ на дату проведения операции);
- SWIFT-сообщение из банка по форме МТ 103 - подтверждение прохождения оплаты на сумму 2 474,25 евро;
- выписка по лицевому счету в ИНГ Банк (ЕВРАЗИЯ);
- инвойс (счет) организатора выставки RAI Amsterdam B.V. N 400856838 от 21.06.2019 на сумму 5 937,75 евро;
- подтверждение оплаты по счету от ИНГ Банк (ЕВРАЗИЯ) (с текстом сообщений об однократных переводах Клиента), дата проведения по счету 06.09.2019 (5 937,75*72,8761= 432 720,06 руб. по курсу ЦБ на дату проведения операции);
- SWIFT-сообщение из банка по форме МТ 103- подтверждение прохождения оплаты на сумму 5 937,75 евро;
- выписка по лицевому счету в ИНГ Банк (ЕВРАЗИЯ);
- счет сторонней организации James Eric Jones N 2019-1101В б/д на сумму 350,00 евро (дизайн стенда);
- подтверждение оплаты по счету от ИНГ Банк (ЕВРАЗИЯ) - SWIFT-сообщение из банка по форме МТ 103 (с текстом сообщений об однократных переводах Клиента) на сумму 350,00 евро, дата проведения по счету 11.11.2019 (350,00*70,4211= 24 647,38 руб. по курсу ЦБ на дату проведения операции);
- инвойс (счет) организатора выставки RAI Amsterdam B.V. N 400875488 oт 25.10.2019 на сумму 594,30 евро;
- справка б/н б/д от Райффайзен Банк подтверждение операции - оплата картой 594,30 евро, дата проведения по счету 26.10.2019 (594,30*70,9644= 42 174,14 руб. по курсу ЦБ на дату проведения операции);
- подтверждение заказа с указанием оплаты и подписью организатора выставки;
- инвойс (счет) организатора выставки RAI Amsterdam B.V. N 400876316 от 28.10.2019 на сумму 90,60 евро;
- справка б/н б/д от Райффайзен Банк подтверждение операции - оплата картой 90,60 евро, дата проведения по счету 28.10.2019 (90,60*71,1194= 6 443,42 руб. по курсу ЦБ на дату проведения операции);
- подтверждение заказа с указанием оплаты и подписью организатора выставки.
Все указанные выше документы, в том числе SWIFT-сообщения из банка по форме МТ 103 и выписки (справки) по лицевым счетам, не являются расчетными (платежными) документами.
Согласно п. 1.12. Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" расчетными (платежными) документами являются: платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера.
В результате проверки были выявлены следующие недостатки и сделаны следующие выводы:
- договор на участие в выставке не предоставлен;
- в справке б/н б/д от Райффайзен Банк, подтверждающей оплату по счету N 400876316 от 28.10.2019 на сумму 90,60 евро (6 443,42 руб.), отражен получатель оплат организатор выставки RAI AMSTERDAM, ссылки на мероприятие и счет нет.
- в справке б/н б/д от Райффайзен Банк, подтверждающей оплату по счету N 400875488 от 25.10.2019 на сумму 594,30 евро (42 174,14 руб.), отражен получатель оплаты - организатор выставки RAI AMSTERDAM, ссылки на мероприятие и счет нет;
- в счете N 2019-1101В б/д (дизайн стенда, исполнитель г-н Джеймс Эрик Джонс) указана выставка METS Amsterdam 2019 вместо METSTRADE 2019;
- в документе, подтверждающем оплату (SWIFT-сообщение из банка по форме МТ 103) по счету N 2019-1101В б/д от ИНГ Банк, на сумму 350,00 евро (24 647,38 руб.) (дизайн стенда) отражен получатель оплаты, ссылки на мероприятие и счет нет.
Таким образом, судом установлено, что заявителем нарушены положения Постановления Правительства Москвы от 18.04.2018 N 343-ПП в части предоставления документов, подтверждающих затраты, связанные с продвижением субъектами МСП товаров собственного производства, выполняемых ими работ и оказываемых услуг, а именно: не представлен договор на участие в выставке и платежные документы.
При таких обстоятельствах заявитель не подтвердил понесенные затраты, на субсидирование которых он подал Заявку.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения части 1 статьи 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решением ответчика является законным и обоснованным не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2021 по делу N А40-45986/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
Ж.В.Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-45986/2021
Истец: Юшкова Анастасия Марковна
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ