г. Москва |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А40-58346/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционную жалобу ГУП "Мосгортранс"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.06.2021 по делу N А40-58346/21 (137-419), принятое в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению ГУП "Мосгортранс"
к ООО "МРО Техинком"
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ГУП "Мосгортранс" (далее - истец, Заказчик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "МРО Техинком" (далее - ответчик, Поставщик) о взыскании пени за период с 05.04.2019 г. по 11.05.2019 г. по контракту N 2-ОЭАиТТ/17 от 24.11.2017 г. в размере 174 367 руб. 20 коп.
Решением от 02.06.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования в части взыскания неустойки в размере 46 руб. 45 коп. В остальной части иска отказал.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Истец указывает на необоснованность перерасчета судом первой инстанции суммы пени.
От ответчика поступил отзыв, в котором он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон применительно к положениям части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по представленным в дело доказательствам.
Исследовав представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
Между сторонами заключен договор N 2-ОЭАиТТ/17 от 24.11.2017 г., предметом которого является поставка городских низкопольных автобусов в объеме, установленном в техническом задании.
В рамках контракта поставке подлежали 238 автобусов различных комплектаций, цена контракта составляет 3 643 185 112,31 руб.
Согласно п. 6.1 контракта поставщик гарантирует качество в соответствии с требованиями, указанными в контракте и техническом задании.
При обнаружении в период гарантийного срока недостатков, поставщик обязан устранить их за свой счет в сроки, согласованные в акте о недостатках с перечнем выявленных недостатков (п. 6.3).
В период гарантийного срока поставщик обязался за свой счет проводить необходимый ремонт, устранение недостатков в течение 48 часов после подписания акта о недостатках (п. 5.2.2 технического задания).
В процессе эксплуатации в пределах гарантийного срока выявлены недостатки, на автобусе, модель ЛиАЗ 529265, VIN XTY529265J0006901, выявлен недостаток: не горит подсветка накопительной площадки, о чем 18.03.2019 г., истцом составлен рекламационный акт N 109032293, который получен поставщиком 02.04.2019 г., недостаток устранен 28.05.2019 г.
На автобусе, модель ЛиАЗ 529265, VIN XTY529265J0006934, выявлены недостатки: не горит левый передний габарит, не герметичность фары дальнего света, о чем 26.03.2019 г. истцом составлены рекламационные акты N 109048931, N109048932, которые получены поставщиком 02.04.2019 г., недостаток устранен 11.05.2019 г.
Истец в обоснование своих требований, просил взыскать неустойку за просрочку исполнения гарантийных обязательств, начисленную за период с 05.04.2019 г. по 11.05.2019 г., исходя из стоимости каждого автобуса.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования частично и взыскивая с ответчика в пользу истца неустойку в размере 46 руб. 45 коп, обоснованно исходил из того, что расчет неустойки, представленный истцом, не соответствует условиям заключенного между сторонами Договора. Расчет пени осуществлен исходя из стоимости деталей и работы, необходимых для устранения неисправностей в автобусах.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В силу п. 7.6 контракта от 24.11.2017 г. N 2-ОЭАиТТ/17 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.06.2019 г. по делу N А40-99485/2019 оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 г., Арбитражного суда Московского округа от 13.11.2019 г. исковые требования ГУП "Мосгортранс" к ООО "МРО "Техинком" (правопредшественник ответчика) о взыскании пени по контракту N2-ОЭАиТТ/17 от 24.11.2017 г. удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы 595, 55 руб. неустойки и 15 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Определением Верховного Суда РФ от 14.02.2020 г. N 305-ЭС20-264 по делу NА40-99485/2019 ГУП "Мосгортранс" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что представленный истцом расчет неустойки основан на некорректном толковании условий договора, при котором для ГУП "Мосгортранс" создаются преимущественные условия при получении компенсации за допущенную поставщиком просрочку исполнения обязательств, что не соответствует принципу юридического равенства и фактически приводит к превращению неустойки в способ обогащения, что недопустимо, базой для исчисления неустойки по контракту N 2-ОЭАиТТ/17 от 24.11.2017 г. является стоимость гарантийного обязательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Тем самым, преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. Иной правовой подход влечет за собой возможность переоценки доказательств в рамках одного правоотношения, что приведет к конкуренции судебных актов и нестабильности гражданского оборота (Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 30-П).
Предметом спора по делу N А40-99485/2019 и по настоящему делу является взыскание неустойки по одному и тому же контракту и выводы судов сделанных в рамках дела N А40-99485/2019 являются обязательными для рассмотрения в рамках настоящего дела.
По смыслу статей 329, 394 ГК РФ неустойка является средством обеспечения исполнения обязательства, носит компенсационный характер и не может приводить к необоснованному обогащению одной из сторон.
Полная стоимость деталей, необходимых для устранения недостатков 3 885 руб.
Стоимость деталей подтверждается счетом N Л0000114 от 13.04.2021 г. выставленного в адрес ответчика со стороны ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ", являющегося торговой организацией запасных частей производства заводов ООО "ЛиАЗ", ООО "ПАЗ", ООО "КАВЗ" и устанавливаемых на соответствующие автобусы.
Совокупное время, необходимое для устранения заявленных неисправностей, не являющихся существенными, составляет не более 3,668 часа из расчёта 1000 руб./нормо-час (для ремонта автобусов производства ООО "ЛиАЗ"). Стоимость одного нормо-часа подтверждается письмами ООО "ЛиАЗ" от 27.06.2019 г., от 27.04.2020 г.
Количество нормо-часов (нормы трудоемкости), необходимых для устранения недостатков, подтверждается письмом от 06.04.2021 г., представленными производителем автобусов ООО "ЛиАЗ".
Итоговая цена нарушенного гарантийного обязательства равна 7 553 руб.
Таким образом, представленные доказательства, согласно достигнутым договорным условиям позволяют определить базу для начисления пени (за нарушение гарантийного обязательства) согласно пункту 7.6 контракта, что соответствует, в том числе, экономическому содержанию правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку истцом размер неустойки, в нарушение условий, предусмотренных вышеприведенным пунктом Договора, рассчитан исходя из полной стоимости переданного ответчиком товара (автобусов).
Гарантийное обязательство поставщика состоит в устранении недостатков товара, следовательно, его размер равен стоимости гарантийного ремонта неисправных автобусов, и соответственно пеня исчисляется из стоимости такого ремонта. Ввиду изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что размер неустойки должен быть рассчитан исходя из стоимости такого ремонта.
Размер пени, рассчитанный исходя из стоимости гарантийного ремонта, составил 46 руб. 45 коп.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования частично, взыскав с ответчика в пользу истца неустойку в вышеуказанной сумме.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.06.2021 по делу N А40-58346/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58346/2021
Истец: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "МОСГОРТРАНС"
Ответчик: ООО "МРО"