16 августа 2021 г. |
дело N А40-42334/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Новиковой Е.М., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чащиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2021 г. (резолютивная часть от 08.06.2021 г.) по делу N А40-42334/21
по иску ГК "РОСКОСМОС" (ОГРН: 1157700012502)
к АО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ" ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Ф.РЕШЕТНЁВА" (ОГРН: 1082452000290) о взыскании неустойки по государственному контракту,
при участии в судебном заседании:
от истца: Хапсирокова А.С. по доверенности от 31.12.2019,
от ответчика: Науменко С.В. по доверенности от 01.01.2021
УСТАНОВИЛ:
ГК "РОСКОСМОС" (далее - истец, заказчик) предъявило АО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ" ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Ф.РЕШЕТНЁВА" (далее - ответчик, исполнитель) иск о взыскании пени по государственному контракту N 307-9994/18/106 от 14 ноября 2018 г. в размере 1 407 363,60 руб. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 08.06.2021 г., изготовленным в полном объеме 15.06.2021 г. в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между Госкорпорацией "Роскосмос" (далее - Истец, Заказчик) и АО "ИСС" (далее - Ответчик, Головной исполнитель) был заключен государственный контракт от 14.11.2018 N 307-9994/18/106, по условиям которого Головной исполнитель обязуется выполнить в соответствии с условиями государственного контракта составную часть опытно- конструкторской работы (далее - СЧ ОКР) и своевременно передать Заказчику полученные при выполнении СЧ ОКР результаты (в том числе опытные образцы новых изделий и документацию на них) в порядке и на условиях, предусмотренных государственным контрактом (пункт 1.1 государственного контракта).
В соответствии с пунктом 2.1 государственного контракта СЧ ОКР выполняется Головным исполнителем в полном соответствии с требованиями технического задания на СЧ ОКР (приложение N 1 к государственному контракту).
Согласно пункту 2.2 государственного контракта содержание СЧ ОКР и сроки выполнения установлены в ведомости исполнения (приложение N 2 к государственному контракту).
В соответствии с ведомостью исполнения к государственному контракту, в том числе в редакции дополнительного соглашения к государственному контракту от 27.09.2019 N 1, срок окончания выполнения работ по этапу N 1 - 15.11.2020, цена этапа N 1 - 234 560 599,90 рублей. Согласно пункту 5.2 государственного контракта Головной исполнитель представляет Заказчику с сопроводительным письмом акт приемки этапа СЧ ОКР, согласованный с ВП, и отчётные документы.
Акт приемки этапа СЧ ОКР и отчетные документы по этапу N 1, представленные Головным исполнителем сопроводительным письмом от 13.11.2020 N МХ-36917, возвращены Заказчиком с перечнем необходимых доработок (исх. Госкорпорации "Роскосмос" от 20.11.2020 N 57-28880). Повторно акт сдачи-приемки и отчетные документы по этапу N 1 поступили Заказчику 23.12.2020 вх. N 80-72493, по результатам приемки акт сдачи-приемки этапа по этапу N 1 утвержден Заказчиком 25.12.2020.
Таким образом срок просрочки исполнения обязательства по этапу N 1 составляет 40 дней (с 16.11.2020 по 25.12.2020).
Согласно пункту 8.3.3 государственного контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Головным исполнителем обязательства, предусмотренного государственным контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены государственного контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных государственным контрактом и фактически исполненных Головным исполнителем.
В соответствии с указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 г. значение ставки рефинансирования Банка России приравнено к значению ключевой ставки Банка России на соответствующую дату.
По информации Банка России значение ключевой ставки с 22.03.2021 установлено в размере 4,5 % годовых. Расчет пени по этапу N 1: цена этапа N 1 - 234 560 599,90 рублей; размер неустойки - 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ на день уплаты пени от цены этапа за каждый день просрочки исполнения обязательства; срок просрочки по этапу N 1 - 40 дней (с 16.11.2020 по 25.12.2020); сумма пени складывается из следующих показателей: (цена этапа) х (1/300) х (4,5 %) х (количество просроченных дней), что составляет: 234 560 599,90 х (1/300) х (4,5 %) х 40 = 1 407 363,60 рубля (Один миллион четыреста семь тысяч триста шестьдесят три рубля 60 копеек).
В связи с тем, что Ответчиком нарушен срок исполнения обязательства, Истец в адрес Ответчика направил требование исх. от 22.12.2020 N МХ-13652 об уплате пени за просрочку исполнения обязательства.
На основании изложенного истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований заказчика.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктами 8.3.2 и 8.3.3 государственного контракта в случае просрочки исполнения Головным исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Головным исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, Заказчик направляет Головному исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Головным исполнителем обязательства, предусмотренного государственным контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены государственного контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных государственным контрактом и фактически исполненных Головным исполнителем, и определяется по формуле П = (Ц - В) х С (где Ц - цена государственного контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Головным исполнителем обязательства по государственному контракту, определяемая на основании документа о приемке результатов выполнения работ, в том числе отдельных этапов исполнения государственного контракта; С - размер ставки).
Согласно расчету истца, сумма неустойки составляет 1 407 363,60 руб.
Ответчик ссылается на то, что в соответствии с пунктом 2.2. Контракта этапы ОКР выполняются в сроки, указанные в ведомости исполнения.
Ведомостью исполнения к государственному контракту установлен срок выполнения работ по этапу ОКР N 1 окончание 15.11.2020.
Завершающими работами по этапу является проведение летных испытаний.
Как установлено судом, летные испытания ракетно-космического комплекса выполнены с положительным результатом. Космический аппарат успешно выведен на орбиту 28.09.2020.
Согласно п. 5.1 Контракта, контроль за ходом выполнения СЧ ОКР, контроль за качеством и техническая приемка результатов СЧ ОКР возлагается на военные представительство Министерства обороны Российской Федерации (далее-ВП).
В соответствии с п. 1, 4, 8 Постановления Правительства N 804 от 11.08.1995 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации", ВП Минобороны России осуществляет полномочия по контролю цены и приёмке выполненных работ.
В АО "ИСС" аккредитовано военное представительство (ВП) МО РФ N 2359.
Таким образом, в силу п. 5.1 Контракта, полномочия по приёмке результатов работ по этапам контракта возложены Заказчиком на 2359 ВП Минобороны России при Исполнителе.
Деятельность ВП МО РФ N 2359 регламентирована Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ N 804 от 11 августа 1995 г "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации".
По результатам выполнения работ по этапу 1 контракта ВП Минобороны России подписан Технический акт N 1 от 13.11.2020, согласно которому зафиксировано, что работы по этапу 1 контракта выполнены до срока окончания по Ведомости исполнения, то есть до 15.11.2020.
В Техническом акте N 1 указано, что работы по Контракту выполнены в полном объеме.
Соответственно, результат работ Заказчиком потреблен.
13.11.2020 Исполнитель письмом N 760/2-90 представил Заказчику технический акт совместно с отчетными документами по контракту вместе с Актом N 1 приемки этапа СЧ ОКР.
Несмотря на отсутствие претензий со стороны Заказчика к объему и качеству выполненных работ, Заказчик дополнительно запросил документацию по этапу.
Дополнительная документация по контракту, запрошенная Заказчиком, была направлена Исполнителем 21.12.2020 исх. N 760/2-102 на рассмотрение Заказчику, а так же повторно Акт приемки этапа СЧ ОКР.
Акт N 1 приемки этапа СЧ ОКР контракта подписан Заказчиком 25.12.2020.
В Акте N 1 приемки этапа СЧ ОКР в качестве приложения указан Технический акт N 1 от 13.11.2020.
Таким образом, отчетные документы предоставлены Заказчику в срок, Акт приемки содержит сведения о Техническом акте от 13.11.2020, который согласован с ВП МО РФ до срока окончания выполнения работ.
Между тем, период времени, связанный с приемкой Заказчиком результата работ, не должен быть вменен в просрочку Исполнителю, поскольку работа по предъявленному этапу контракта выполнена Исполнителем с надлежащим качеством и предъявлены к приемке в установленные контрактом сроки. Датирование технических актов ВП Минобороны России в пределах сроков выполнения работ по ведомости исполнения к контракту, согласно многочисленной судебной практике признается судами надлежащим исполнением Исполнителем своих обязательств по выполнению работ в срок и соответственно не является основанием для наложения на Исполнителя обязанности по уплате штрафных неустоек за просрочку исполнения при фактически выполненных в срок работах.
При таких обстоятельствах, ответчик исполнил обязательства по контракту в срок, виновным в нарушении сроков выполнения работ не является, так как им были приняты все меры для надлежащего исполнения своих обязательств, какие от него требовались по условиям гражданского законодательства в силу п. 1 ст. 401, ст. 309 ГК РФ.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2021 г. (резолютивная часть от 08.06.2021 г.) по делу N А40-42334/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42334/2021
Истец: ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС"
Ответчик: АО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ" ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЁВА"