город Омск |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А70-22918/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7172/2021) Хитровой Натальи Анатольевны и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6655/2021) Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.05.2021 по делу N А70-22918/2020 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Север" (ОГРН 1027200785677, ИНН 7203058440, адрес: 625013, Тюменская область, город Тюмень, улица Энергетиков, 163) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799, адрес: 625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Холодильная, 58, А), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Хитрова Наталья Анатольевна, о признании незаконным постановления от 18.12.2020 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-385/2020,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Газпром газораспределение Север" - до и после перерыва Мирзаметова Елена Азадовна, представитель по доверенности от 17.12.2020 N ПС-34/376/20 сроком действия 31.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Север" (далее - заявитель, АО "Газпром газораспределение Север", Общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, антимонопольный орган, административный орган) о признании незаконным постановления от 18.12.2020 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-385/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Хитрова Наталья Анатольевна (далее - Хитрова Н.А., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.05.2021 по делу N А70-22918/2020 требования заявителя удовлетворены, постановление от 18.12.2020 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-385/2020 признано незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление и третье лицо обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей апелляционной жалобы Управление указывает, что Общество обязано было в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа в срок не позднее 07.09.2020 рассмотреть разногласия и направить Хитровой Н.А. для подписания новый проект договора о подключении. В нарушение пункта 79 постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила подключения, Правила N 1314) не направило Хитровой Н.А. новый проект договора о подключении, направив только письмо от 07.09.2020 исх.N ИМС-И/4198/20. Направление Обществом нового проекта договора направлено на защиту интересов третьего лица в целях недопущения аннулирования заявки согласно пункту 78 Правил N 1314. Ссылаясь на судебную практику, Управление настаивает на наличие состава административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование своей апелляционной жалобы Хитрова Н.А. ссылается на то, что ненаправление исполнителем нового проекта договора о подключении в ответ на мотивированный отказ заявителя от подписания договора расценивается как нарушение пункта 79 Правил подключения, а, следовательно, образует состав административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Хитрова Н.А. настаивает на том, что АО "Газпром газораспределение Север" обязано было направить новый проект договора о подключении с измененными техническими условиями, согласно которым, к обязанностям Хитровой Н.А., в соответствии с пунктами 88, 112 Правил подключения, относятся проектирование и строительство подводящего газопровода за границами своего земельного участка.
Кроме того, Хитрова Н.А. ссылается на то, что в суде первой инстанции ею было заявлено требование о взыскании судебных расходов, не связанных с оплатой услуг представителя, в размере 50 000 руб., понесенные в связи с рассмотрением дела судом первой инстанции; в связи с подготовкой апелляционной жалобы третье лицо также понесло расходы в размере 35 000 руб., в подтверждение чему представлена расписка от Крицкого А.В. В случае отмены решения суда первого акта, третье лицо просит указанные требования удовлетворить в полном объеме.
Просительная часть апелляционной жалобы Хитровой Н.А. также содержит ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
Управление представило отзыв на жалобу третьего лица, согласно которому поддерживает доводы Хитровой Н.А. о нарушении Обществом пункта 79 Правил N 1314. Требования Хитровой Н.А. о взыскании судебных расходов в заявленном размере антимонопольный орган полагает не подлежащими удовлетворению, расценивая их в качестве чрезмерных.
АО "Газпром газораспределение Север" представило возражения на апелляционные жалобы Управления и Хитровой Н.А.
Хитрова Н.А., Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции 10.08.2021 представителем АО "Газпром газораспределение Север" заявлено ходатайство о перерыве в судебном заседании, которое судом удовлетворено. В заседании объявлен перерыв до 12.08.2021.
В судебном заседании 12.08.2021, возобновленном после перерыва, представитель АО "Газпром газораспределение Север" поддержал доводы, изложенные в возражениях на апелляционные жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, возражения на них, отзыв, заслушав представителя АО "Газпром газораспределение Север", установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило заявление Хитровой Н.А., содержащее указание на нарушение АО "Газпром газораспределение Север" Правил N 1314, что послужило основанием для вынесения Управлением определения о возбуждении в отношении АО "Газпром газораспределение Север" дела об административном правонарушении.
Административным органом установлено, что 28.07.2020 Хитрова Н.А. обратилась в Общество для заключения договора на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства по адресу: с. Перевалово, земельные участки с кадастровыми номерами 72:17:1907002:4989-5035, 72:17:1907002:4746-74775, 72:17:1907002:3441-3478; 72:17:1907002:4631-4675 к сетям газораспределения.
17.08.2020 Общество направило Хитровой Н.А. договор о подключении N ВГ/ТЦФН-100/6732/20, подписанный Хачатуровым Б.Е. К договору также приложено дополнительное соглашение.
Хитрова Н.А. не согласилась с направленным договором и техническими условиями и 20.08.2020 направила в Общество мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении вместе с требованием об изменении технических условий от 31.07.2020 N ВГ7ТЦФН-100/6732/20.
07.09.2020 Обществом направлен ответ на мотивированный отказ Хитровой Н.А.
Управление в указанных действиях Общества установило нарушение пункта 79 Правил N 1314, поскольку Общество не приняло мер к урегулированию разногласий с заявителем при заключении договора и не направило Хитровой Н.А. новый проект договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения ее мотивированного отказа.
18.12.2020 в отношении Общества вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-385/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
19.05.2021 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение указанного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.
Согласно пункту 2 Правил "подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" представляет собой совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Под "заявителем" понимается юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Под "исполнителем" понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Под "точкой подключения" понимается место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления или газораспределения заявителя; под "фактическим присоединением" понимается комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) сети газопотребления основного абонента с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя, а в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - в сеть газораспределения заявителя.
По общему правилу, установленному пунктом 88 Правил подключения, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем.
Исключения из общего правила предусмотрены подпунктом "а" пункта 83, абзацем вторым пункта 88 и пунктом 112 Правил.
Первым исключением (подпунктом "а" пункта 83 Правил) предусмотрено, что в случае если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя, в перечень мероприятий включаются только мероприятия по подключению, выполняемые заявителем, мероприятия по мониторингу исполнителем выполнения заявителем технических условий и фактическому присоединению.
Абзацем вторым пункта 88 предусмотрено, что заявитель вправе обратиться к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка. В этом случае исполнитель в течение 10 рабочих дней после дня получения письменного обращения направляет заявителю расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка заявителя, величина которой устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Третье исключение предусмотрено пунктом 112 Правил, согласно которому в случае если размер платы за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту, заявитель вправе осуществить мероприятия по подключению за границами своего участка (за исключением мероприятий по подключению, предусмотренных подпунктами "а", "г" и "д" пункта 97 настоящих Правил). В договоре о подключении указываются мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Объекты капитального строительства, построенные заявителем за границами своего участка, оформляются в его собственность, и по ним заявитель несет эксплуатационную ответственность.
Пунктом 3 Правил подключения предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее соответственно - технические условия, запрос о предоставлении технических условий) или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - заявка о подключении (технологическом присоединении) по типовым формам, утвержденным постановлением N 713;
б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;
в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением N 713;
г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (далее - акт о подключении (технологическом присоединении), по типовой форме, утвержденной постановлением N 713.
Разделом VI Правил подключения регламентированы положения о заключении договоров о подключении.
Так, пунктом 59 Правил подключения предусмотрено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (пункт 60).
Заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства (подпункт "а" пункта 61 Правил подключения).
Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами подключения (пункт 62 Правил подключения).
Согласно пункту 64 Правил подключения для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку.
Перечень необходимых сведений, подлежащих отражению в заявке, отражен в пункте 65.
В свою очередь, пункт 69 Правил содержит перечень документов, прилагаемых заявителем к заявке.
В соответствии с пунктом 74 Правил подключения при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки):
а) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной, в том числе, посредством официального сайта исполнителя, в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя;
б) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной, в том числе, посредством официального сайта исполнителя, в случае заключения договора о подключении с заявителями второй и третьей категорий, если при выполнении исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) для указанных категорий заявителей требуется направление третьим лицам запроса о согласовании пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими таким лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями) или согласовании строительства газораспределительных сетей на земельных участках, принадлежащих третьим лицам на праве собственности или на ином законном основании и не находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) уведомляет заявителя о необходимости получения исполнителем согласований, указанных в настоящем подпункте, с приложением документов, подтверждающих направление запроса о согласовании;
в) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной, в том числе, посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении (пункт 76).
В случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении дополненных технических условий. Указанный отказ направляется заявителем исполнителю заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить получение отказа (пункт 77).
Согласно пункту 79 Правил при направлении заявителем мотивированного отказа от подписания проекта договора о подключении или протокола разногласий к проекту договора о подключении исполнитель обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных мотивированного отказа и протокола разногласий рассмотреть их, принять меры к урегулированию разногласий и направить заявителю для подписания новый проект договора о подключении.
Из материалов настоящего дела следует, что 28.07.2020 Хитрова Н.А. обратилась в Общество для заключения договора на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства по адресу: с. Перевалово, земельные участки с кадастровыми номерами 72:17:1907002:4989-5035, 72:17:1907002:4746-74775, 72:17:1907002:3441-3478; 72:17:1907002:4631-4675 к сетям газораспределения.
17.08.2020 Общество направило Хитровой Н.А. договор о подключении N ВГ/ТЦФН-100/6732/20, подписанный Хачатуровым Б.Е. К договору также приложено дополнительное соглашение.
Хитрова Н.А. не согласилась с направленным договором и техническими условиями и 20.08.2020 направила в Общество мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении вместе с требованием об изменении дополненных технических условий от 31.07.2020 N ВГ7ТЦФН-100/6732/20.
В мотивированном отказе Хитрова Н.А. просила в 10-дневный срок с момента получения настоящего отказа направить новый проект договора о подключении, в соответствии с которым, обязанностью исполнителя является выполнение мероприятий по мониторингу выполнения заявителем технических условий и фактическому присоединению, обязанностью заявителя - выполнение мероприятий (проектирование и строительство подводящего газопровода протяженностью 900 м) за границами принадлежащего заявителю земельного участка (в соответствии с пунктами 88, 112 Правил подключения), срок подключения составляет 3 месяца с даты подписания акта о готовности сетей, а также новые технические условия, соответствующие по содержанию условиям нового договора.
07.09.2020 на электронную почту представителя Хитровой Н.А. и 08.09.2020 посредством почтовой связи Обществом направлен ответ на мотивированный отказ от 07.09.2020 N ИМС-И/4198/20, в котором последнее указало, что у него отсутствует обязанность по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в пределах сроков, установленных пунктом 85(1) Правил; обязанность по разработке проектной документации лежит на исполнителе; после утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации размера платы за подключение Хитрова Н.А. имеет право осуществить мероприятия по технологическому присоединению за границами своего участка; типовая форма договора о подключении утверждена постановлением N 713.
Новый проект договора к письму приложен не был.
Обращаясь в Управление с жалобой, Хитрова Н.А. указала на то, что:
- Общество навязывает услуги по проектированию и строительству газопровода протяженностью 900 м за пределами принадлежащего заявителю земельного участка, что нарушает требование пункта 104 Правил;
- срок подключения указанный в технических условиях (730 дней) нарушает требование пункта 85(1) Правил;
- пункт 1 дополнительного соглашения, в соответствии с которым, обязанностью Хитровой Н.А. является "обеспечение готовности объекта капитального строительства к подключению в пределах границ принадлежащего ему земельного участка", нарушает требование пунктов 88, 112 и 83 Правил, поскольку подключение в данном случае осуществляется по индивидуальному проекту, Хитрова Н.А. вправе осуществить мероприятия по подключению за границами своего участка.
Антимонопольный орган в ходе рассмотрения жалобы Хитровой Н.А. согласился с позицией Общества относительно обоснованности установления им срока осуществления мероприятий по подключению продолжительностью 2 года или 730 дней, поскольку прокладка газопровода планируется методом горизонтально-направленного бурения, соответственно, договор содержит признаки индивидуального проекта, а также Управление указало на отсутствие в действия Общества навязывания услуг по проектированию, поскольку обязанность по разработке проектной документации сети газораспределения лежит на АО "Газпром газораспределение Север", в силу чего включение Обществом данных условий договора о подключении не является нарушением Правил N 1314.
Поддерживая позицию Общества, Управление указало на то, что после утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ размера платы за подключение Хитрова Н.А. имеет право осуществить мероприятия по технологическому присоединению за границами своего участка, и в таком случае размер платы уменьшится на стоимость, определенную органом исполнительной власти (а не газораспределительной организацией на стадии заключения договора). В связи с чем, отсутствует нарушение Правил N 1314 в действиях Общества (в том числе навязывание услуг по проектированию и строительству), поскольку строительство газопровода за границами участка будет осуществлять Хитрова Н.А. на основании заключенного дополнительного соглашения.
В то же время административный орган пришел к выводу о том, что АО "Газпром газораспределение Север" обязано было в срок не позднее 07.09.2020 принять меры к урегулированию разногласий и направить Хитровой Н.А. для подписания новый проект договора о подключении, чего Обществом сделано не было.
Суд первой инстанции, удовлетворения требования АО "Газпром газораспределение Север", исходил из того, что административным органом не указано какие еще меры или предусмотренные законом действия должна была принять газораспределительная организация для урегулирования разногласий с Хитровой Н.А., при том, что проект договора на подключение был ранее направлен в ее адрес. Повторное направление того же проекта договора фактически было лишено смысла для обеих сторон.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что при принятии решения судом первой инстанции не учтено следующее.
Из пункта 87 Правил подключения следует, что в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение), определяемый исходя из предварительных технических параметров и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Расходы на реализацию мероприятий, для которых отсутствуют укрупненные нормативы цены строительства, не должны превышать сметную стоимость, рассчитанную по сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении.
В случае если плата за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту, порядок и сроки внесения платы устанавливаются соглашением сторон договора о подключении исходя из графика выполнения работ и их стоимости, определенной решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом не менее 20 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 11 рабочих дней со дня подписания акта о подключении (технологическом присоединении) (пункт 94).
В силу пункта 96 Правил размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Пунктом 105 Правил предусмотрено, что после окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы), но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению, установленного в договоре о подключении. К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы:
а) заключенный договор о подключении;
б) технические условия (если выдавались);
в) положительное заключение экспертизы проектной документации, в том числе сметной документации, сети газораспределения, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
г) расчет необходимой валовой выручки по подключению (технологическому присоединению) с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления газораспределительной организацией подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Исполнитель уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами, указанными в пункте 105 настоящих Правил, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не позднее 5 рабочих дней со дня их направления.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту, в течение 22 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
К существенным условиям договора о подключении пункт 83 Правил относит:
а) перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий. В случае если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя, в перечень мероприятий включаются только мероприятия по подключению, выполняемые заявителем, мероприятия по мониторингу исполнителем выполнения заявителем технических условий и фактическому присоединению;
б) срок осуществления мероприятий по подключению;
в) порядок разграничения балансовой принадлежности сети газораспределения, сети газопотребления и эксплуатационной ответственности сторон;
г) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения;
д) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение;
е) стоимость разработки исполнителем проектной документации и проведения ее экспертизы (в случае, когда плата за технологическое присоединение определяется по индивидуальному проекту);
ж) положение об ответственности сторон за несоблюдение сроков исполнения обязательств, установленных договором о подключении и настоящими Правилами;
з) технические условия, включающие в том числе информацию, указанную в пункте 75 настоящих Правил;
и) дополнительное соглашение о размере платы за подключение, в том числе обязанность каждой стороны при нарушении ею сроков исполнения обязательств уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ключевой ставки Банка России, установленной на день заключения договора о подключении, и платы за технологическое присоединение по договору о подключении за каждый день просрочки, если договором о подключении не предусмотрен больший размер неустойки;
к) право заявителя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о подключении при нарушении исполнителем сроков исполнения обязательств, указанных в договоре о подключении;
л) обязанность исполнителя выполнить условия договора о подключении при необходимости осуществления строительства сетей газораспределения на земельном участке, находящемся в собственности третьих лиц, при условии оформления исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации права пользования таким земельным участком для целей строительства сетей газораспределения;
н) порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.
Лицами, участвующим в деле, не оспаривается обстоятельства того, что в данном случае мероприятия по техническому подключению предусматривают прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения (что следует из расчета предварительного размера платы за подключение), что свидетельствует о наличии индивидуального проекта разработки проекта присоединения (пункт 26 (23) Правил подключения).
Из мотивированного отказа Хитровой Н.А., а также из ее жалобы в Управление следовало, что третье лицо, ссылаясь на пункт 112 Правил подключения, указывало на то, что Хитрова Н.А. вправе самостоятельно выполнить мероприятий (проектирование и строительство подводящего газопровода протяженностью 900 м) за границами земельного участка.
АО "Газпром газораспределение Север", отказывая третьему лицу во внесении изменений в проект договора указало, что положения пунктов 105, 111, 122 находятся в разделе корректировки размера платы за подключение к сетям, в связи с чем указанные изменения могут быть внесены только после заключения договора на технологическое присоединение.
Суд апелляционной инстанции полагает неправомерной позицию АО "Газпром газораспределение Север" относительно невозможности внесения изменений в договор на стадии его подписания, поскольку из положений Правил подключения не следует, что заявитель вправе реализовать своё право, предусмотренное пунктом 112 Правил, только после окончательного утверждения платы Департаментом тарифной и ценовой политики по Тюменской области.
Как было выше сказано, к существенным условиям договора о подключении пункт 83 Правил относит перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий, порядок разграничения балансовой принадлежности сети газораспределения, сети газопотребления и эксплуатационной ответственности сторон, стоимость разработки исполнителем проектной документации и проведения ее экспертизы (в случае, когда плата за технологическое присоединение определяется по индивидуальному проекту) и иные.
В свою очередь, разграничение балансовой принадлежности сети газораспределения и имущественная ответственность за неё распределяется сообразно выполнению сторонами мероприятий по проектно-изыскательским работам, строительно-монтажным работам, работам по технологическому присоединения (врезка).
При таких обстоятельствах волеизъявление заявителя о намерении осуществлять мероприятия по подключению за границами своего участка относится к существенным условиями договора, в силу чего Общество было не вправе отказывать в принятии разногласий и указании в договоре и дополнительном соглашении к нему на то, что реализация всех предусмотренных для исполнителя обязанностей будет осуществляться с учетом права заявителя на самостоятельное строительство газопровода за границами своего участка, предусмотренное пунктом 112 Правил.
При этом Общество в силу пункта 79 Правил подключения было обязано рассмотреть разногласия, принять меры по их урегулированию и направить новый проект договора не позднее 07.09.2020.
Вместе с тем, в представленных материалах отсутствуют сведения о направлении Обществом заявителю нового проекта договора в соответствии с пунктом 79 Правил подключения с указанием права заявителя на реализацию им пункта 112 Правил.
В ответ на указанный мотивированный отказ Общество не направило в адрес Хитровой Н.А. для подписания новый проект договора о подключении в нарушение пункта 79 Правил подключения.
Судебная коллегия, вопреки позиции Общества и Управления, считает, что Хитрова Н.А. вправе реализовать своё право, предусмотренное пунктом 112 Правил, на любой стадии процесса подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям газораспределения.
Предусмотренная пунктом 102 возможность изменения условий договора о подключении путем оформления дополнительного соглашения не может трактоваться как единственная возможность внесения изменений в договор (а именно внесение изменений исключительно после подписания договора), так как подобное толкование будет противоречить пункту 104 Правил, который запрещает навязывание заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими правилами.
Антимонопольным органом сделаны ошибочные выводы о том, что Обществом не допущено навязывание услуг по проектированию и строительству. Утверждение о том, что строительство газопровода за границами участка будет осуществлять Хитрова Н.А. на основании заключенного дополнительного соглашения, является предположительным со стороны Управления.
Суд апелляционной инстанции также признает необоснованной позицию АО "Газпром газораспределение Север" относительно того, что разработку проектной документации сети газораспределения по индивидуальному проекту осуществляет исключительно исполнитель, поскольку пункты 97, 105 Правил предусматривают указанное условие только для общего правила заключения договоров, установленного пунктом 88, в то время как пункт 112 Правил является исключением из него.
В указанной части позиция АО "Газпром газораспределение Север" признается судом апелляционной инстанции неправомерной, Общество обязано было внести соответствующие изменения в проект договора и направить его Хитровой Н.А. в установленный срок.
С учетом того, что Общество ранее уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 21.10.2019 N 072/04/9.21-233/2019), то в действиях Общества присутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу пункта 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения им требований Правил подключения, а также о том, что заявителем были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного выше административного правонарушения.
Таким образом, административный орган обосновано признал Общество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом апелляционной инстанции и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Наказание назначено административным органом в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.05.2021 по делу N А70-22918/2020 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции также полагает, что требования Хитровой Н.А. о взыскании судебных расходов подлежат удовлетворению частично.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с разъяснениями, приведенным в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление от 21.01.2016 N 1), лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.
В соответствии с пунктом 10 Постановления от 21.01.2016 N 1 лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.
В пункте 6 указанного Постановления разъяснено, что судебные издержки, понесенные третьими лицами (статьи 50, 51 АПК РФ), заинтересованными лицами (статья 47 КАС РФ), участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят итоговый судебный акт по делу, могут быть возмещены этим лицам исходя из того, что их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию данного судебного акта. При этом возможность взыскания судебных издержек в пользу названных лиц не зависит от того, вступили они в процесс по своей инициативе либо привлечены к участию в деле по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из анализа приведенных разъяснений следует, что судебные издержки могут быть возмещены арбитражным судом, если они были фактически произведены, документально подтверждены и в разумных пределах, определяемых судом.
В соответствии с первым абзацем пункта 11 Постановления от 21.01.2016 N 1, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ).
В то же время, как указано во втором абзаце этого пункта, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Таким образом, применение данных отличающихся друг от друга разъяснений относительно наличия/отсутствия у суда права на самостоятельное снижение судебных расходов зависит от того, имеет ли их заявленный к взысканию размер явно (то есть ярко выраженно) чрезмерный характер.
Если заявленные к взысканию судебные расходы явственно разумных пределов не превышают, то суд не вправе входить в оценку их разумности при отсутствии аргументированных возражений проигравшей дело стороны.
Если расходы с очевидностью являются слишком высокими, то суд вправе снизить их по своей инициативе.
В подтверждение несения судебных расходов Хитрова Н.А. представила в материалы дела расписку от 15.02.2021, согласно которой Крицким А.В. были получены 50 000 руб. за подготовку объяснений, а также расписку от 02.06.2021, согласно которой Крицким А.В. были получены 35 000 руб. за составление апелляционной жалобы.
Оценивая сумму заявленных судебных расходов и соотнося ее со степенью процессуальной активности Хитровой Н.А., участвующей в настоящем деле в качестве третьего лица, суд апелляционной инстанции полагает их чрезмерными, считает необходимым их снизить до 15 000 руб. (5 000 руб. за подготовку объяснений в суде первой инстанции и 10 000 руб. за подачу апелляционной жалобы), взыскать их с АО "Газпром газораспределение Север".
Судебные расходы по апелляционным жалобам не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Хитровой Натальи Анатольевны и апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области удовлетворить, решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.05.2021 по делу N А70-22918/2020 - отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований акционерного общества "Газпром газораспределение Север" о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18.12.2020 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-385/2020 отказать.
Взыскать с акционерного общества "Газпром газораспределение Север" в пользу Хитровой Натальи Анатольевны судебные расходы в размере 5 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 10 000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22918/2020
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЕВЕР"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Хитрова Наталья Анатольевна