город Томск |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А27-7649/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-6417/2021) на решение от 21.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7649/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Мраморная Т.А.) по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 74а, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к индивидуальному предпринимателю Антипову Дмитрию Алексеевичу (ОГРНИП: 316420500114312, ИНН: 262511154664) о взыскании 9 000 рублей штрафа,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Антипова Дмитрия Алексеевича (далее - Предприниматель) 9 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетные периоды - апрель, май, июнь, июль 2020 года, по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за отчетные периоды - апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2020 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Мотивированным решением от 21.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, изготовленным судом первой инстанции по собственной инициативе в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 39 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", требования удовлетворены частично;.
с Предпринимателя в пользу Пенсионного фонда взыскано 2 000 рублей штрафа за непредставление страхователем в установленный срок исходных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды - апрель, май, июнь, июль 2020 года. В остальной части в удовлетворении требований Пенсионного фонда отказано. С Предпринимателя в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 444 рубля государственной пошлины.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 8.1, 11, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункты 38 - 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), указывает на то, что Предпринимателем не представлены в установленный срок сведения о работающих у него застрахованных лицах за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2020 года, от ответственности страхователь может быть освобожден в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений относительно уже представленных сведений в отношении конкретного лица, представление сведений на 2 застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах СЗВ-М тип "исходные", не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 2 застрахованных лиц впервые и с нарушением срока.
Предпринимателем отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Предприниматель 02.09.2020 по телекоммуникационным каналам связи направил в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетные периоды - апрель, май, июнь, июль, август 2020 года, сведения за сентябрь 2020 года направил 07.10.2020, за октябрь 2020 года - 03.11.2020 на 1 застрахованное лицо, что подтверждается протоколами проверки отчетности, извещениями о доставке.
Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по исходным сведениям, представленным Предпринимателем, от 08.09.2020 N 052S18200012363 (за апрель 2020 года), N 052S18200012359 (за май 2020 года), N 052S18200012354 (за июнь 2020 года), N 052S18200012351 (за июль 2020 года).
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверок, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, по исходным сведениям от 14.10.2020 N 052S19200012827 (за апрель 2020 года в размере 500 рублей), N 052S19200012829 (за май 2020 года в размере 500 рублей), N 052S19200012830 (за июнь 2020 года в размере 500 рублей), N 052S19200012831 (за июль 2020 года в размере 500 рублей).
Предпринимателю выставлены требования от 09.11.2020 N 052S01200015146 (за апрель 2020 года), N 052S01200015147 (за май 2020 года), N 052S01200015148 (за июнь 2020 года), N 052S01200015150 (за июль 2020 года) об уплате финансовых санкций в срок до 04.12.2020.
Неисполнение Предпринимателем указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетные периоды: апрель 2020 года - не позднее 15.05.2020, май 2020 года - не позднее 15.06.2020, июнь 2020 года - не позднее 15.07.2020, июль 2020 года - не позднее 17.08.2020 (с учетом выходных дней).
Установив, на основании материалов дела, непредставление страхователем в установленный срок сведений (исходных), предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за отчетные периоды - апрель, май, июнь, июль 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Пенсионный фонд обоснованно привлек Предпринимателя к ответственности, предусмотренной 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в общей сумме 2 000 рублей на основании решений от 14.10.2020 N 052S19200012827, N 052S19200012829, N 052S19200012830, N 052S19200012831 (по исходным сведениям) и удовлетворил заявленные требования в части взыскания финансовых санкций в размере 2 000 рублей (по решениям от 14.10.2020 N 052S19200012827, N 052S19200012829, N 052S19200012830, N 052S19200012831). Каких-либо доводов относительно удовлетворения заявленных требований в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
Кроме того, Предприниматель 02.12.2020 направил в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за отчетные периоды - апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2020 года в отношении 2 застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в форме СЗВ-М тип "исходная" за указанные отчетные периоды, что подтверждается протоколами проверки отчетности, извещениями о доставке.
Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по дополняющим сведениям от 04.12.2020 N 052S18200016409 (за апрель 2020 года), N 052S18200016408 (за май 2020 года), N 052S18200016406 (за июнь 2020 года), N 052S18200016403 (за июль 2020 года), N 052S18200016402 (за август 2020 года), N 052S18200016401 (за сентябрь 2020 года), N 052S18200016400 (за октябрь 2020 года).
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверок, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 14.01.2021 N 052S19210000255 (за апрель 2020 года в размере 1 000 рублей), N 052S19210000248 (за май 2020 года в размере 1 000 рублей), N 052S19210000236 (за июнь 2020 года в размере 1 000 рублей), N 052S19210000225 (за июль 2020 года в размере 1 000 рублей), N 052S19210000222 (за август 2020 года в размере 1 000 рублей), N 052S19210000220 (за сентябрь 2020 года в размере 1 000 рублей), N 052S19210000215 (за октябрь 2020 года в размере 1 000 рублей).
Предпринимателю выставлены требования от 09.02.2021 N 052S01210001514 (за апрель 2020 года), N 052S01210001508 (за май 2020 года), N 052S01210001509 (за июнь 2020 года), N 052S01210001510 (за июль 2020 года), N 052S01210001511 (за август 2020 года), N 052S01210001512 (за сентябрь 2020 года), N 052S01210001513 (за октябрь 2020 года) об уплате финансовых санкций в срок до 11.03.2021.
Неисполнение Предпринимателем указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления в части взыскания финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за отчетные периоды - апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что страхователь, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, предоставил дополняющие формы СЗВ-М, то есть реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Предприниматель является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п), согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Вместе с тем, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
По эпизодам о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за отчетные периоды - апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2020 года (по решениям от 14.01.2021 N 052S19210000255, N 052S19210000248, N 052S19210000236, N 052S19210000225, N 052S19210000222, N 052S19210000220, N 052S19210000215), апелляционным судом установлено следующее.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Предпринимателя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за отчетные периоды - апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2020 года в отношении 2 застрахованных лиц.
Вместе с тем, факт предоставления неполных сведений по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2020 года при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен Предпринимателем самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанные периоды.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Предприниматель, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды (апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2020 года), откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за эти периоды, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Предпринимателя финансовых санкций в общей сумме 7 000 рублей не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Предпринимателем не представлены в установленный срок сведения о работающих у него застрахованных лицах за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2020 года, при этом, от ответственности страхователь может быть освобожден в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений относительно уже представленных сведений в отношении конкретного лица, представление сведений на 2 застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах СЗВ-М тип "исходные", не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 2 застрахованных лиц впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права. Предприниматель самостоятельно внес исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М, при самостоятельном выявлении ошибки страхователем, ввиду чего основания для взыскания санкций отсутствуют.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7649/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7649/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области межрайонное
Ответчик: Антипов Дмитрий Алексеевич