г. Москва |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А41-78526/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Архиповым М.А.,
при участии:
от заявителя по делу - ООО "ЗМ ТРЭВЕЛ" - Никулина А.А. по доверенности от 24.11.2020, диплом о высшем юридическом образовании,
от заинтересованного лица по делу - Администрации городского округа Щёлково Московской области - Лыгачева А.Н.. по доверенности от 12.01.2021 N 1.1.-32/23, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЗМ ТРЭВЕЛ" на решение Арбитражного суда Московской области от 28.06.2021 по делу N А41-78526/20 по заявлению ООО "ЗМ ТРЭВЕЛ" к Администрации городского округа Щёлково Московской области об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЗМ ТРЭВЕЛ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Щелково Московской области с требованиями, исходя из принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании предписания о демонтаже нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Щелково, ул. Парковая, около д. 12 N 09/200 от 21.11.2020 незаконным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЗМ ТРЭВЕЛ" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО "ЗМ ТРЭВЕЛ", который в своем выступлении поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации городского округа Щёлково Московской области, который в своем выступлении возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "ЗМ ТРЭВЕЛ" разместило нестационарные торговые объекты по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Парковая, около д. 12.
21 ноября 2020 года Администрация городского округа Щелково Московской области направила в адрес заявителя предписание N 03/2020 и N 09/2020 об обязании в срок до 04 декабря 2020 года демонтировать нестационарные торговые объекты.
Полагая предписание от 21.11.2020 N 09/200 незаконным и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Во исполнение указанной нормы федерального законодательства Министерством потребительского рынка и услуг Московской области приняты распоряжение от 27.12.2012 N 32-Р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Можайского городского округа Московской области", а также распоряжение от 02 июня 2014 года N 16РВ-34 "Об утверждении Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области".
В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, утвержденных распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 02.06.2014 года N 16РВ-34, размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области осуществляется по результатам проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, который проводится органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области после утверждения схемы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
Исходя из содержания пункта 3.3 Методических рекомендаций основанием для размещения нестационарного торгового объекта является схема и договор на размещение нестационарного торгового объекта или иной договор, заключенный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом (далее - договор), предметом которого является предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой.
Указанные договоры могут содержать положения, регулирующие пользование земельным участком под нестационарным торговым объектом, либо ссылку на существующий договор, регулирующий пользование земельным участком.
Постановлением Администрации городского поселения Щелково Московской области от 11 декабря 2013 года N 1192-АП утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково.
Пунктом 1.2. указанного Постановления предусмотрено, что при размещении нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково" Администрация в том числе руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 02.06.2014 N 16РВ-34 "Об утверждении методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области", иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3.1. указанного Постановления предусмотрено, что основанием для размещения НТО является договор на право размещения НТО, заключенный между Администрацией Щелковского муниципального района и хозяйствующим субъектом по форме, утверждаемой Администрацией Щелковского муниципального района.
Договор заключается между Администрацией Щелковского муниципального района и хозяйствующим субъектом сроком на 5 (пять) лет.
После заключения Договора хозяйствующему субъекту выдается паспорт НТО, оформленный Администрацией Щелковского муниципального района, по форме, утверждаемой Администрацией Щелковского муниципального района.
Паспорт - документ, в котором указаны сведения о хозяйствующем субъекте, а также виде, специализации, площади, месте нахождения, сроке размещения НТО, форме собственности земельного участка, на котором расположен объект, реквизиты договора на размещение НТО, иные определенные Администрацией Щелковского муниципального района сведения. Срок действия Паспорта равен сроку действия договора. Оригинал Паспорта находится у хозяйствующего субъекта, заверенная копия - в Управлении потребительского рынка, сферы услуг и вопросов рекламы Администрации Щелковского муниципального района.
После утверждения в установленном порядке Схемы размещения НТО Администрация Щелковского муниципального района проводит конкурс на право размещения НТО на территории городского поселения Щелково в порядке, установленном Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67. (п. 3.2).
Размещение нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково осуществляется на конкурсной основе. Конкурс проводится Конкурсной комиссией по размещению нестационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, имеющих временный характер, и летних кафе, расположенных на территории городского поселения Щелково (далее - Конкурсная комиссия), создаваемой администрацией городского поселения Щелково. (п. 3.3).
Извещение о проведении конкурса публикуется Организатором конкурса в общественно-политической газете "Щелковчанка" и размещается на официальном сайте администрации городского поселения Щелково в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не менее чем за 30 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Извещение должно содержать следующие обязательные сведения:
- наименование, местонахождение, почтовые адреса и адреса электронной почты, номера контактных телефонов Организатора конкурса и Конкурсной комиссии;
- решение Организатора конкурса о проведении конкурса, предметом которого является право на размещение НТО;
- дата, время и место вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;
- срок и место подачи документов для участия в конкурсе;
- предметы конкурса (лоты) с указанием их номеров и местонахождения;
- размер платы за право размещения НТ. (п. 3.6. Порядка).
Доказательств опубликования Извещения о проведении конкурса, содержащего сведения о размере платы за право размещения НТ, утверждения Схемы места размещения НТ, с указанием места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Щелково, ул. Парковая, около д. 12, участия заявителя в конкурсе, заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта, получения Паспорта на размещение объекта не представлено.
Постановлением Администрации Щелковского муниципального района N 4428 от 30 декабря 2015 года утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково.
Пунктом 8 указанной Схемы предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Щелково, ул. Парковая, около д. 12, сроком с 01.2016 по 31.01.2021.
Однако, доказательств участия ООО "ЗМ ТРЭВЕЛ" в конкурсе на право размещения нестационарного торгового объекта, заключения сторонами договора на право размещения НТО, оформления паспорта НТО, составленного после заключения договора, не представлено.
Постановлением Администрации городского поселения Щелково Московской области от 17 августа 2015 года N 2056 Утверждена Методика определения цены Договора (размера платы за право размещения нестационарного торгового объекта на территории городского поселения Щелково).
Согласно пунктам 1, 2 указанной методики, расчет платы за право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково производится в зависимости от:
- базовой цены, установленной в соответствии с видом деятельности (таблица N 1 "Размер базовой цены в соответствии с видом деятельности");
- места расположения объекта на территории городского поселения Щелково (таблица N 2 "Величина поправочных коэффициентов, учитывающих территориальное расположение нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково").
Плата за право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково определяется по следующей формуле:
где:
S - плата за право размещения нестационарных торговых объектов за период пользования в соответствии с Договором, руб.;
C - базовая цена за месяц, установленная в соответствии с ассортиментным перечнем, руб.;
- коэффициент, учитывающий место расположения нестационарного торгового объекта на территории городского поселения Щелково;
- количество месяцев, на которое предоставляется право размещения нестационарного торгового объекта;
- общая площадь нестационарного торгового объекта.
Постановлением Администрации Щелковского муниципального района от 11 декабря 2015 года N 3623 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково.
Согласно пункту 2.1 части 2 указанного Порядка, основанием для размещения НТО на территории городского поселения Щелково является Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково и договор на право размещения НТО, заключенный между Администрацией Щелковского муниципального района и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения НТО в соответствии со схемой размещения НТО.
В соответствии с пунктом 3.1 части 3 Порядка, договор на право размещения НТО заключается сроком на 5 (пять) лет.
После заключения договора хозяйствующему субъекту выдается паспорт НТО, оформленный Администрацией Щелковского муниципального района, по форме, утверждаемой Администрацией Щелковского муниципального района.
В материалах дела представлен акт осмотра спорного НТО от 31.03.2021 по адресу: г. Щелково, ул. Парковая, д. 12 А.
В данном акте от 31.03.2021 по факту имеют место два НТО, а именно:
- слева от основного здания расположен НТО специализирующийся на печатной продукции, который включен в схему НТО,
- справа от основного здания спорный НТО под названием "Кофе бери", который не включен в схему и не подпадает под указанную в схеме специализацию "печатная продукция".
Актом осмотра установлено, что в нестационарном торговом объекте "Кофе бери" ведется торговая деятельность. На данном нестационарном торговом объекте от 21.11.2020 размещалось предписание 09/2020.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в отношении спорного НТО отсутствует договор на право размещения НТО, что само по себе является доказательством незаконного размещения НТО, которое подлежит демонтажу.
При этом доказательств того, что у заявителя имеются иные законные основания занимать земельный участок под НТО, в материалы дела не представлено.
ООО "ЗМ ТРЭВЕЛ" не вносит в бюджет муниципального образования плату за пользование земельным участком.
В связи с изложенным, поскольку в материалы дела не представлены доказательства заключения ООО "ЗМ ТРЭВЕЛ" по итогам торгов договоров на размещение нестационарного торгового объекта, оформления паспорта НТО, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у предпринимателя права пользования земельным участком для размещения торгового киоска.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из статей 60 и 76 ЗК РФ следует, что освобождение земельного участка от расположенных на нем объектов, при самовольном занятии земельного участка и возврат земельного участка осуществляется виновными в таких правонарушениях лицами.
Учитывая, что заявитель каких-либо правоустанавливающих документов на земельный участок не представил; земельный участок, на котором расположен спорный НТО, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, Администрация правомерно заявила требование об освобождении земельного участка.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.06.2021 по делу N А41-78526/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78526/2020
Истец: ООО "ЗМ Трэвел/ZM Travel"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ