г. Владивосток |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А51-19203/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей С.Н. Горбачевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.И. Логуновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Трапезникова Андрея Александровича,
апелляционное производство N 05АП-4704/2021
на решение от 18.06.2021
судьи Е.В. Карандашовой
по делу N А51-19203/2020 Арбитражного суда Приморского края
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Уссурийск-Водоканал" Уссурийского городского округа (ИНН 2511040110, ОГРН 1022500859061)
к индивидуальному предпринимателю Трапезникову Андрею Александровичу (ИНН 253900983437, ОГРНИП 304253920800042)
о взыскании 1 260 руб. 80 коп. (1 157 руб. 08 коп.), пени по день фактической оплаты долга,
при участии:
от истца: не явились;
от ответчика: Трапезников А.А. - индивидуальный предприниматель, свидетельство о внесении записи ЕГРИП, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "УссурийскВодоканал" Уссурийского городского округа (далее - истец, предприятие) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Трапезникова Андрея Александровича (далее - ответчик, предприниматель) задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 662 от 01.01.2004 (плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов) в сумме 1 157 руб. 08 коп. за период с августа по октябрь 2020 включительно, пени в сумме 16 руб. 29 коп. за период с 11.09.2020 по 23.11.2020.
Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принято уточнение исковых требований в части основного долга в сумме 1 157 руб. 08 коп. и отказ от иска относительно взыскания пени в размере 103 руб. 72 коп. за период с 11.09.2020 по 02.06.2021, а также пени, начисленной на сумму долга 1 157 руб. 08 коп. со дня вынесения решения (03.06.2021) по день фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.06.2021 производство по делу в части требования о взыскании пени в размере 103 руб. 72 коп. за период с 11.09.2020 по 02.06.2021, а также пени, начисленные на сумму долга 1 157 руб. 08 коп. со дня вынесения решения (03.06.2021) по день фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ. Исковые требования в части взыскания основного долга в сумме 1 157 рублей 08 копеек удовлетворены в заявленном размере.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства, указывая в обоснование жалобы на то, что правила осуществления контроля за превышением нормативов состава сточных вод распространяются на абонентов, которым эти нормативы установлены. Поясняет, вид деятельности ответчика не соответствует видам деятельности абонентов, указанным в пункте 167 Правил N 644, которым устанавливаются данные нормативы сточных вод, также для спорного нежилого помещения отсутствует отдельный канализационный выпуск. Обращает внимание на то обстоятельство, что в течение всей деятельности ответчика превышения концентрации загрязняющих веществ не устанавливалось и соответствующих счетов со стороны истца не выставлялось. В этой связи считает, что к ответчику не применим расчет платы за превышение нормативов сточных вод по формуле, установленной в пункте 203 Правил N 644.
От истца в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против ее удовлетворения, истец указывает на верное установление судом всех обстоятельств дела и безосновательность доводов апеллянта.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчик доводы жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Ходатайство в соответствии со статьями 159, 184, 185, 258 АПК РФ рассмотрено апелляционным судом и удовлетворено. Коллегия, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу по существу в отсутствие представителя истца.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между истцом (Предприятие) и ответчиком (Абонент) заключен договор N 662 на водоснабжение и водоотведение от 01.01.2004, согласно пункту 1.1 которого, Предприятие в течение срока действия договора производит отпуск питьевой воды и прием сточных вод в соответствии с имеющимися производственными мощностями, руководствуясь Правилами системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, нормативно-технической документацией и другими законодательными актами, а Абонент оплачивает полученную питьевую воду и сброшенные стоки, исходя из действующих тарифов, утвержденных в установленном порядке на условиях настоящего договора.
Предприятие в рамках указанного договора предъявило ответчику счета-фактуры на общую сумму 1 157 руб. 08 коп. на внесение платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за август, сентябрь, октябрь 2020 года.
Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за август, сентябрь, октябрь 2020 года ответчиком не внесена, задолженность составляет 1 157 руб. 08 коп., что послужило основанием обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения спора истцом заявлен отказ от иска в части взыскания пени, отказ в порядке статьи 49 АПК РФ принят судом, производство по делу прекращено в указанной части на основании статьи 150 АПК РФ.
Возражений относительно данного обстоятельства сторонами не заявлено.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении, Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Из пункта 4 Правил N 644 следует, что холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре энергоснабжения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Истцом заявлены требования о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Пунктом 1 статьи 30.1 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
В пункте 1 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ определено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании подпункта "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы, абонент вносит плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (пункт 194 Правил N 644).
Размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определен истцом по формуле, установленной пункте 203 Правил N 644.
Согласно указанному пункту Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм.сост.) (рублей) определяется по формуле:
Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.
В абзаце первом пункта 124 Правил N 644 указано, что в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.
В соответствии с Выпиской из ЕГРИП основным видом деятельности ответчика является - "Торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами" (46.4).
Ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось то обстоятельство, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод по всем канализационным выпускам с одного объекта не превышает 30 куб.м. в сутки, то есть менее значения, определенного пунктом 124 Правил N 644.
При изложенных условиях ответчик является абонентом, подпадающим под действие пункта 203 Правил N 644, устанавливающего порядок взимания платы для абонентов, осуществляющих определенные виды деятельности или имеющих объекты (нежилые помещения) в многоквартирных домах и объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет менее 30 м3 в сутки суммарно по всем канализационным выпускам.
Из содержания пункта 203 Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод для обозначенных в данном пункте абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно на окружающую среду (водные объекты).
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.
Начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в соответствии пунктом 203 Правил N 644 производится без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, то есть без отбора проб сточных вод абонента.
В соответствии с разъяснениями, данными Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 38180-СН/04 от 25.09.2020, в отношении абонентов, указанных в пунктах 123(4) и в пункте 203 Правил N 644 плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может взиматься без доказывания факта превышения установленных нормативов состава сточных вод, в связи с тем, что отбор проб сточных вод в соответствии с Правилами N 728 в отношении таких абонентов либо невозможен, либо отбор проб сточных вод таких абонентов является экономически нецелесообразным, так как стоимость отбора проб сточных вод в данном случае может превышать размер начисленной платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Все абоненты, которые имеют оборудованные канализационные выпуски, вправе подать декларации о составе и свойствах сточных вод по форме согласно Приложению N 1(1) к Правилам N 644.
Указанная правовая позиция соответствует правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722, согласно которому изменения, внесенные в Правила N 644, определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может осуществляться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, что не исключает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Само по себе используемое в Правилах N 644 наименование платы абонентов - "плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод", не означает необходимость подтверждения организацией, осуществляющей водоотведение, факта превышения абонентами установленных нормативов состава сточных вод во всех случаях предъявления абонентам такой платы. В установленных Правилами N 644 случаях такого подтверждения не требуется и плата носит характер вмененной платы.
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает дополнительные гарантии защиты прав организаций водопроводно-канализационного хозяйства в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
При этом абоненты, являющиеся собственниками или иными законными владельцами объектов, не имеющих отдельных канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения, оборудованных канализационным колодцем, либо объектов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, вправе оборудовать такие объекты отдельными канализационными выпусками и (или) отдельными канализационными колодцами с возможностью отбора проб сточных вод отдельно от сточных вод иных абонентов.
В этом случае в отношении таких объектов у абонентов появляется право на подачу декларации (при объеме сбрасываемых сточных вод менее 30 куб. м. в сутки), а при большем объеме - возникает обязанность по подаче такой декларации (пункт 124 Правил N 644).
Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в части объектов, в отношении которых обеспечена техническая возможность отбора проб сточных вод в контрольном канализационном колодце или ином канализационном колодце, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, и (или) подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 197 и 198 Правил N 644 на основании декларации или результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, с учетом установленных нормативов состава сточных вод.
Расчет организацией, осуществляющей водоотведение, в отношении объектов абонентов, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в соответствии с формулой, установленной указанным пунктом, полностью соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов абонентов.
Ответчик, осуществляя в соответствии с договором сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения с объекта, расположенного в нежилом помещении многоквартирного дома, при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем, в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 обязан производить оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Доказательства наличия отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем, в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком в материалы дела не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2018 N АКПИ18-73 применительно к положениям пункта 123(4), регулирующего сходные правоотношения по взиманию платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, механизм компенсации организации водопроводно-канализационного хозяйства расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, на работу централизованной системы водоотведения, не может рассматриваться как противоречащий гражданскому законодательству и законодательству в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 15 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, а при их отсутствии - в иных канализационных колодцах, указанных в декларации, или в последних колодцах на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Техническая возможность осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод ответчика отдельно от сточных вод иных абонентов отсутствует, что и обуславливает применение к предпринимателю установленного пунктом 203 Правил N 644, особого порядка расчета и взимания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод без проведения организацией, осуществляющей водоотведение соответствующего контроля.
Доводы ответчика о том, что ему не установлены нормативы по составу сточных вод, поэтому упрощенный порядок расчета платы за превышение нормативов по пункту 203 Правил N 644 к ответчику применению не подлежит, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правомерно отклонены как построенные на ошибочном толковании приведенных выше нормативных положений.
С учетом изложенного, произведенный истцом в отношении объекта ответчика, предусмотренного пунктом 203 Правил N 644, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в соответствии с формулой, установленной указанным пунктом, полностью соответствует действующему законодательству, в связи с чем требование истца правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение вынесено в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.06.2021 по делу N А51-19203/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19203/2020
Истец: МУП "УССУРИЙСК-ВОДОКАНАЛ" УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: ИП Трапезников Андрей Александрович