г.Москва |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А40-45341/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Т.Б.Красновой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Руссалко"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2021 по делу N А40-45341/2021
по заявлению ООО "Руссалко"
к МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу
об отмене постановления, об отмене представления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Алексеев С.А. по дов. от 29.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Руссалко" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее также - ответчик, административный орган, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, Управление) об отмене постановления от 12.02.2021 по делу об административном правонарушении N 0101/171120/06349-11ю, представления от 12.02.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу N 0101/171120/06349.
Решением суда от 09.06.2021, принятым по настоящему делу, оспариваемое постановление изменено в части размера взыскиваемого штрафа до 75 000 руб. с учетом положений п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
В остальной части требования Общества оставлены судом без удовлетворения. При этом в обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.14.19 КоАП РФ, а также пришел к выводу о соблюдении ответчиком установленных порядка и срока привлечения Общества к административной ответственности.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда по изложенным в жалобе основаниям, отменить оспариваемое постановление и производство по делу об административном правонарушении прекратить, в случае невозможности прекращения производства по делу об административном правонарушении назначить Обществу административное наказание в виде предупреждения в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ, а также отменить оспариваемое представление административного органа.
Представитель ответчика в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя ответчика, поддержавшего свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения ООО "Руссалко" в арбитражный суд с настоящим заявлением послужило постановление МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО от 12.02.2021 по делу об административном правонарушении N 0101/171120/06349-11ю, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб., а также представление МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО от 12.02.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу N 0101/171120/06349.
Согласно ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 указанной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч.7 ст.210 АПК РФ.
Статьей 14.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно абз.1 п.1 ст.14 означенного Федерального закона организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям ст.8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
На основании п.16 ст.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
В соответствии со ст.10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 (действующие на момент совершения административного правонарушения, далее также - Правила).
Согласно подп.18 п.6 Правил единая информационная система содержит сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза).
В силу подп.15 п.6 Правил единая информационная система содержит сведения об объеме (в декалитрах) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения, а также объем использования сырья для производства готовой продукции.
На основании подп.16 п.6 Правил единая информационная система содержит сведения, о количестве (в штуках) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, разлитой в потребительскую тару (упаковку), в том числе учтенное средствами измерения.
В силу п.17 Правил организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи указанной продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 7, 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил.
На основании п.21 Правил направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
В соответствии с п.24 Правил при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
Поскольку означенное постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 вступило в законную силу с 01.01.2016, следовательно, обязанность по фиксации оборота продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее также - ЕГАИС) появилась у Общества с 01.01.2016.
Согласно материалам административного дела в ходе проведенного административного расследования установлено, что алкогольная продукция, числящаяся на остатках Общества, согласно сведениям ЕГАИС отсутствует по месту осуществления деятельности по адресу: 141006, Россия, Московская обл., г.Мытищи, пр-кт Олимпийский, д.40, корп.3, административное здание продбазы, назначение: нежилое, литер А: антресоль, N на плане 60 6=259,0 кв.м).
В соответствии со сведениями ЕГАИС на момент проведения осмотра от 17.11.2020 N 0101/171120/06349-2ю в отчете об объемах товаров в пути на 17.11.2020 у ООО "Руссалко" (ИНН 7710864985) не находится ни одной позиции алкогольной продукции, одновременно с этим у контрагентов, которым оформлена поставка, алкогольная продукция "Водка "Югра" крепость 40%, объем 0,5л.", 17.11.2020 в пути на возврат не находилась.
Во время проведения осмотра от 16.12.2020 N 0101/171120/06349-2ю означенная алкогольная продукция на складе также отсутствовала.
Вместе с тем согласно отчету об объемах товаров в пути на 16.12.2020 ни у Общества, ни у его контрагентов данная алкогольная продукция в пути не находилась.
18.12.2020 Управлением в ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Московской области направлен запрос о предоставлении информации о перемещении транспортного средства, осуществляющего перевозку алкогольной продукции Общества в адрес контрагента ООО "Винный клуб" (ИНН 7710864985) согласно транспортному разделу ТТН N 0000000042.
Согласно поступившему 29.01.2021 в Управление ответу ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Московской области из предоставленного трафика движения транспортного средства можно сделать вывод о том, что указанная в ТТН N 0000000042 машина за период с 10.11.2020 по 16.12.2020 Московскую область не покидала. Однако грузополучатель располагается по адресу: Россия, Калининградская область, Гурьевский р-н, п.Невское, ул.Гагарина, д.227, склад N 3.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях Общества признаков состава административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.14.19 КоАП РФ.
При этом данное правонарушение заключается в фактическом отсутствии по месту осуществления деятельности Обществом алкогольной продукции, которая числится на балансе в системе ЕГАИС, следовательно, Обществом неверно предоставляется информация об объеме оборота (хранения) алкогольной продукции.
В соответствии с нормами частей 1-2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, отсутствуют законные основания для признания оспариваемого постановления ответчика незаконным.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
С учетом конкретных обстоятельств дела оснований для освобождения заявителя от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ не усматривается.
Вместе с тем, учитывая обстоятельства дела, отсутствие наступления серьезных, общественно-опасных последствий, а также то, что Общество является микропредприятием, включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, суд первой инстанции на основании ч.3.2 ст.4.1 АПК РФ обоснованно изменил оспариваемое постановление в части размера назначенного заявителю административного штрафа, снизив его до 75 000 руб.
При этом вопреки доводам заявителя жалобы, оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного Обществу административного штрафа на предупреждение не установлено.
Избранная судом первой инстанции мера наказания является разумной, справедливой, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных ч.1 ст.3.1 КоАП РФ.
Следует также отметить, что предпринимательская деятельность осуществляется Обществом под свою ответственность. Риски и убытки от осуществления такой деятельности не могут являться основанием для назначения судом наказания, экономически более выгодного для правонарушителя, при наличии состава административного правонарушения.
Оспариваемое представление, вопрос о правомерности вынесения которого связан с вопросом о законности привлечения Общества к административной ответственности, вынесено ответчиком в порядке ст.29.13 КоАП РФ.
Поскольку оспариваемое постановление административного органа признано законным и обоснованным, то суд первой инстанции также правомерно указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований Общества в указанной части.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2021 по делу N А40-45341/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-45341/2021
Истец: ООО "РУССАЛКО"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ