г. Ессентуки |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А63-1501/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 17.08.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании представителя ООО Сибирский Научно-исследовательский и проектный институт рационального природопользования-Тюмень" - Полякова А.В. (по доверенности от 28.01.2021), представителя УФАС по Ставропольскому Краю - Пашковой Н.Н. (по доверенности от 13.01.2021), представителя ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" - Артюшенко О.Е. (по доверенности от 01.01.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Сибирский Научно-исследовательский и проектный институт рационального природопользования-Тюмень" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.05.2021 по делу N А63-1501/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Сибирский Научно-исследовательский и проектный институт рационального природопользования - Тюмень" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление,) о признании незаконным заключения N 026/10/5-2809/2020 от 25.12.2020 о включении в реестр недобросовестных поставщиков по результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (далее - ООО "Газпром трансгаз Ставрополь").
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Газпром трансгаз Ставрополь".
Решением от 28.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что общество, как победитель закупки, не исполнило принятое на себя обязательство по направлению подписанных со своей стороны двух оригинальных экземпляров текста договора в адрес заказчика закупки.
Не согласившись с решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Заявитель жалобы полагает, что от подписания и направления договора общество не уклонялось, при этом, письмом от 22.07.2020 общество просило заказчика рассмотреть вопрос об увеличении сроков выполнения работ. По мнению апеллянта, указанным письмом заявитель был намерен реализовать свое право на внесение корректировок в проект договора, предусмотренное частью 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Апеллянт также ссылается на то, что документы организатора закупки, регламентирующие проведение маркетингового исследования, не содержат права потенциального поставщика направить протокол разногласий.
В отзывах на апелляционную жалобу управление и ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу -удовлетворить.
Представители управление и ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" против доводов апелляционной жалобы возражали, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов, заслушав представителей сторон, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" являлось заказчиком маркетинговых исследований на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Реконструкция производственной базы Ставропольского ЛПУМГ в пос. Рыздвяный" для нужд ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" N 0095/20/1.5/0030655/ТГСтаврополь/ПР/ ГОС/Э/09.06.2020 (далее - закупка).
09.06.2020 АО "Газпром закупки" (далее - организатор закупки) разместило извещение N 32009227975 о проведении закупки в Единой информационной системе в сфере закупок по электронному адресу www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке Газпромбанка по электронному адресу www.etpgaz.gazprombank.ru.
По итогам проведенной проверки управлением установлено, что 09.06.2020 агентом ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" - ООО "Газпром закупки" в единой информационной системе в сфере закупок - zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке Газпромбанка - etpgaz.gazprombank.ru размещено извещение N 32009227975 о проведении маркетинговых исследований в электронной форме.
Протоколом по подведению итогов маркетинговых исследований от 15.07.2020 N 1/0095/20/1.5/0030655/ТГСтаврополь/ПР/ГОС/Э/09.06.2020 подведены итоги закупки: решением комиссии организатора закупки лучшей была определена заявка участника - общества.
Указанный протокол подписан и размещён на электронной торговой площадке Газпромбанка - etpgaz.gazprombank.ru и в единой информационной системе в сфере закупок - zakupki.gov.ru 20.07.2020. Скриншот о размещении указанной информации, представлен в материалы дела
Пунктом 15.11.3. Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директоров ПАО "Газпром" от 19.10.2018 N 3168 (далее - Положение о закупке) определено, что участник, чьи условия исполнения договора, указанные в его заявке, признаны наиболее выгодными, в течение срока, установленного документацией о маркетинговых исследованиях в электронной форме (заказом, запросом в бумажной форме) и/или в уведомлении о результатах маркетинговых исследований, должен представить заказчику подписанный им текст договора на условиях, содержащихся в документации о маркетинговых исследованиях в электронной форме (заказе, запросе в бумажной форме) и представленной им заявке на участие в маркетинговых исследованиях.
В соответствии с пунктом 2.8.1 документации о маркетинговых исследований участник, чьи условия выполнения работ (оказания услуг), указанные в его заявке, признаны наиболее выгодными, в течение 5 рабочих дней с даты получения направленного в соответствии с пунктом 2.7.2 Документации уведомления Организатора о результатах Маркетинговых исследований обязан предоставить заказчику в двух экземплярах подписанный со своей стороны оригинал текста договора, подготовленный в соответствии с пунктом 2.8.2 документации, и информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).
Согласно пункту 15.11.5. Положения о закупках, в случае если участник, подавший заявку на участие в маркетинговых исследованиях, содержащую условия исполнения договора, признанные наиболее выгодными, не представил заказчику в установленный срок подписанный со своей стороны проект договора, подготовленный в соответствии с пунктом 15.11.1, либо обеспечение исполнения договора, если данное требование было установлено документацией о маркетинговых исследованиях в электронной форме (заказе, запросе предложений в бумажной форме), такой участник считается уклонившимся от заключения договора.
В установленный срок 27.07.2020 в адрес общества подписанный со стороны заявителя договор не поступил.
Согласно пункту 15.11.2 Положения о закупке, пунктом 2.8.5 Документации о маркетинговом исследовании в случае если участник, подавший заявку на участие в маркетинговых исследованиях, содержащую условия исполнения договора, признанные наиболее выгодными, не представил Заказчику в установленный срок подписанный со своей стороны проект договора либо обеспечение исполнения договора, если данное требование было установлено документацией о маркетинговых исследованиях, такой участник считается уклонившимся от заключения договора.
В управление от ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" поступила информация о внесении сведений в отношении ООО "СИБНИПИРП-Тюмень" в реестр недобросовестных поставщиков по результатам проведенной закупочной процедуры N 32009227975 в связи с невыполнением обязанности по подписанию и направлению договора.
Управлением в порядке статьи 5 Закона N 223-ФЗ согласно и положениям Приказа Федеральной Антимонопольной службы от 18.03.2013 года N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", сведения о внесении общества в реестр недобросовестных поставщиков приняты к рассмотрению.
Заключением управления N 026/10/5-2809/2020 от 25.12.2020 общество включено в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с указанным заключением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) целями регулирования названного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке) (часть 1). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2).
Сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, включаются в Реестр недобросовестных поставщиков (часть 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ).
Следовательно, правовым основанием для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, в том числе уклонение участника закупки от заключения договора.
Согласно протоколу заседания комиссии ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" по подведению итогов открытого запроса предложений N 1/0095/20.15/0030655ТГСтаврополь/ПР/ГОС/Э/09.06.2020 от 15.07.2020, победителем определена заявка участника закупки - ООО "СИБНИПИРП-Тюмень".
Указанный протокол подписан и размещён на электронной торговой площадке Газпромбанка - etpgaz.gazprombank.ru и в единой информационной системе в сфере закупок - zakupki.gov.ru 20.07.2020, о чем свидетельствует скриншот, представленный в материалы дела.
Исходя из даты уведомления участника организатором о результатах маркетинговых исследований - 20.07.2020, сроком представления победителем договора заказчику является 27.07.2020.
Судом первой инстанции верно установлено, что общество, как победитель закупки не исполнило принятое на себя обязательство по направлению в течение пяти рабочих дней подписанных со своей стороны двух оригинальных экземпляров текста договора в адрес общества как заказчика закупки, предусмотренное пунктом 2.8.1 Документации о маркетинговом исследовании.
Принимая во внимание дату размещения на электронной торговой площадке Газпромбанка - etpgaz.gazprombank.ru, а так же в единой информационной системе в сфере закупок - zakupki.gov.ru итогового протокола закупки информации об итогах закупки (20.07.2020) и условия пункта 2.8.1 Документации о маркетинговом исследовании, общество могло считаться добросовестно выполнившим обязательство как победителя закупки по заключению договора при условии предоставления в адрес общества двух оригинальных экземпляров подписанного текста договора не позднее 27.07.2020.
Обществом не оспаривается факт не направления в адрес общества подписанного договора.
22.07.2020 общество письмом N Т20-1399 уведомило ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" о невозможности качественно и в срок выполнить работы, и невозможности подписать договор.
При этом реквизит письма "заголовок к тексту" имеет следующую формулировку: "о невозможности заключения договора".
Оферта на изменение сроков оказания услуг по договору, отвечающая нормам части 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, со стороны общества в адрес ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" не поступала.
В данном случае общество не было лишено права предоставить заказчику два подписанных со стороны заявителя оригинальных экземпляров проекта договора в редакции, соответствующей материалам закупки, и дополнительное соглашение об изменении сроков оказания услуг по договору.
Внесение изменений в текст договора иными способами не могло являться офертой на изменение сроков оказания услуг и быть официально принятым обществом к рассмотрению.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заключение управления N 026/10/5-2809/2020 от 25.12.2020 о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков по результатам рассмотрения заявления ООО "Газпром трансгаз Ставрополь", является законным.
Таким образом, довод апеллянта о том, что от подписания и направления договора общество не уклонялось, а лишь просило рассмотреть вопрос об увеличении сроков выполнения работ, апелляционным судом не принимается.
Более того, апелляционный суд учитывает, что как на дату 27.07.2020, так и в настоящий момент подписания, а так же действий, направленных на подписание договора, общество не предпринимало. Указанный факт не отрицается обществом.
Также в соответствии с пунктом 28 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ замечания к положениям проекта договора, не соответствующим заявке на участие в закупке, оформляются в форме протокола разногласий.
Вместе с тем, несогласие на выполнение работ в установленные закупочной документацией срок оформило письмом от 22.07.2020 ЖГ20-1399, а не протоколом разногласий.
Так как обществом не соблюдена процедура оформления разногласий к положениям проекта договора довод о возможности применения части 28 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ является несостоятельным.
Хозяйствующий субъект должен учитывать, что невыполнение условий применения нормы, влечет наступление следующего элемента правовой нормы "санкции" - последствий нарушения правила. В данном случае санкция за уклонение от заключения договора предусмотрена части 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о том, что документы организатора закупки, регламентирующие проведение маркетингового исследования, не содержат права потенциального поставщика направить протокол разногласий, судом не принимается. В данном случае общество, приняв участие в процедуре запроса предложений, было ознакомлено и согласилось с условиями документации о запросе предложений, подготовленной в соответствии с Законом N 223-ФЗ, включая условия проекта договора. Учитывая, что предметом рассмотрения настоящего дела является ненормативный акт управления, а не Положение о закупках, Документация о закупке организатора закупки N 0095/20/1.5/0030655/ТГСтаврополь/ПР/ ГОС/Э/09.06.2020, указанный довод апелляционной жалобы является несостоятельным.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.05.2021 по делу N А63-1501/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1501/2021
Истец: ООО "СИБИРСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ - ТЮМЕНЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ СТАВРОПОЛЬ"