г.Москва |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А40-70705/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.06.2021 по делу N А40-70705/21 (2-364)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Акшонова Ю.Н. по дов. от 12.07.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление), оформленного уведомлением от 22.01.2021 N КУВД-001/2020-19195438/2 (MFC-0558/2020-570206) об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 05.10.2020 N M-01-055766; об обязании Управления Росреестра по Москве внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) сведения о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 05.10.2020 N М-01-055766.
Решением суда от 03.06.2021, принятым по настоящему делу, заявленные Департаментом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований в полном объеме, ссылаясь на законность оспариваемого отказа в государственной регистрации.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу регистрирующего органа - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя заявителя, поддержавшего свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004023:1, площадью 4 069кв.м, по адресу: г.Москва, Столярный переулок, вл.5, стр.1 предоставлен ООО "УК ЛЭНДПРОФИТ", Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Система-Рентная недвижимость 2" по договору аренды от 05.10.2020 N М-01-055766 для целей эксплуатации существующего здания АТС сроком до 28.07.2069 (далее также - договор аренды).
На данном земельном участке расположено нежилое здание общей площадью 6422кв.м по адресу: г.Москва, пер.Столярный, д.5, стр.1, принадлежащие на праве общей долевой собственности владельцам инвестиционных паев - Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Система-Рентная недвижимость 2" (запись в ЕГРН N 77:01:0004023:1099-77/017/2019-2 от 29.04.2019) Доверительное управление ООО "УК ЛЭНДПРОФИТ" (запись в ЕГРН от 29.04.2019 N 77:01:0004023:1099-77/017/2019-3).
Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды.
Согласно уведомлению от 22.10.2020 N КУВД-001/2020-19195438/1 (MFC-0558/2020-570206) Управление приостановило государственную регистрацию договора аренды.
В целях устранения причин, препятствующих государственной регистрации договора аренды, Департамент направил в адрес Управления письмо от 30.12.2020 N ДГИ-И-95909/20 с соответствующими разъяснениями.
Уведомлением от 22.01.2021 N КУВД-001/2020-19195438/2 (MFC-0558/2020-570206) Управление отказало в государственной регистрации договора аренды в связи с тем, что по данным ЕГРН на земельном участке также расположен объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004023:6500, принадлежащий на праве собственности иному лицу, договор аренды не содержит сведений о расположении данного объекта на земельном участке.
Данное решение об отказе явилось основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании ч.2 ст.609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п.3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.3 ч.1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п.2 ч.4). Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона (ч.6).
При проведении правовой экспертизы регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
В соответствии с ч.1 ст.606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ч.1 и ч.3 ст.607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте аренды считается несогласованным, а соответствующий договор - незаключенным.
На основании ч.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В настоящем случае при заключении договора аренды между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям.
Согласно положениям ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
В соответствии с распоряжением Департамента от 28.10.2013 N 10101 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006004:43 с сохранением в измененных границах" земельный участок с кадастровым номером 77:03:0006004:3280 сформирован и в установленном порядке поставлен на государственный кадастровый учет 27.01.2014.
Согласно Положению о об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы, утв. распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП, ИС РЕОН представляет собой организованный систематизированный свод документированных сведений о фактическом состоянии земель города Москвы, земельных участках, занятых зданиями и сооружениями и необходимых для их использования, а также иных сведений, необходимых для осуществления государственной политики в области земельных отношений и использования земель на территории города Москвы.
Базовый раздел ИС РЕОН ведется на Единой государственной картографической основе города Москвы масштаба 1:2000 и содержит информацию: о координатах, границах и площади земель города Москвы; о координатах, границах и площади земельных участков, частей земельных участков, занятых или необходимых для обслуживания соответствующих зданий, сооружений и иных градостроительных объектов; графическую и семантическую информацию о границах земель города Москвы, кадастрового округа, кадастровых районов, кадастровых кварталов, земельных участков, частях земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, иными градостроительными объектами и/или необходимых для обслуживания зданий, сооружений, иных градостроительных объектов.
Кроме того, в составе ИС РЕОН имеется раздел, содержащий Единую государственную картографическую основу (далее также - ЕГКО) города Москвы масштаба 1:2000 в Московской системе координат для базового раздела ИС РЕОН, данные дистанционного зондирования земель города Москвы, включая границы посадки зданий, сооружений и иных градостроительных объектов, а также цифровой картографический фон масштаба 1:10000 ЕГКО города Москвы, в том числе в открытой системе координат, используемый для формирования справочных данных.
Согласно ИС РЕОН на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004023:1 расположено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004023:1099, принадлежащее на праве долевой собственности владельцам инвестиционных паев - Закрытому паевому инвестиционному фонду недвижимости "Система-Рентная недвижимость 2" под управлением ООО "УК ЛЭНДПРОФИТ".
Вместе с тем согласно сведениям из ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004023:1, помимо объекта с кадастровым номером 77:01:0004023:1099, также расположены объекты с кадастровыми номерами: 77:01:0004023:4445 (телефонная канализация) и 77:01:0004023:6500.
При этом объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004023:6500 - здание трансформаторной подстанции N 14378 по адресу: г.Москва, пер.Столярный, д.5, стр.2 поставлено на кадастровый учет "без координат границ".
Определить его местонахождение в границах земельного участка 77:01:0004023:1 не представляется возможным.
Согласно сведениям ИС РЕОН, открытых источников Интернет, ортофотопланам Google Earth объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004023:6500 фактически отсутствует в границах земельного участка.
Отражение в выписке из ЕГРН информации о расположении на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004023:1 объекта с кадастровым номером 77:01:0004023:6500, помимо действительно расположенного на нем здания с кадастровым номером 77:01:0004023:1099, свидетельствует о допущенной регистрирующим органом ошибке при внесении сведений об указанных объектах в ЕГРН.
Государственный регистратор при проведении правовой экспертизы представленных Департаментом документов должен был обнаружить данную ошибку и исправить ее в установленном законом порядке (ст.61 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
ООО "УК ЛЭНДПРОФИТ" является единственным собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004023:1099, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004023:1, в связи с чем основания для предоставления данного земельного участка по договору аренды с множественностью лиц на стороне арендатора отсутствуют (п.2 ст.39.20 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, указанные в п.1.5 договора аренды сведения об объектах недвижимости соответствуют актуальной информации из ЕГРН и ИС РЕОН.
Иные основания, препятствующие осуществлению действий по государственной регистрации договора аренды, обжалуемое решение Управления не содержит.
В соответствии со ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст.432 ГК РФ).
Спорный договор аренды подписан без замечаний и разногласий, следовательно, между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям.
При этом действующим законодательством регистрирующему органу не предоставлено право вмешиваться в договорные отношения сторон по сделке и давать оценку условиям договора, а также предшествующим заключению договора аренды документам.
Департамент осуществляет управление и распоряжение земельными участками города Москвы.
На основании ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В настоящем случае условия договора аренды не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Таким образом, представленные на государственную регистрацию документы в настоящем случае соответствовали требованиям действующего законодательства и содержали всю необходимую информацию для осуществления регистрационных действий, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, которое противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает его права по осуществлению полномочий собственника.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ внести в ЕГРН сведения о государственной регистрации спорного договора аренды земельного участка.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2021 по делу N А40-70705/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70705/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЛЭНДПРОФИТ"