г. Владимир |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А39-1197/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В., рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" (ИНН 1328012471, ОГРН 1161326051490) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.05.2021 по делу N А39-1197/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" о признании незаконными и отмене постановления административной комиссии городского округа Саранск (Октябрьский район) от 27.01.2021 N 32-21.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Октябрьского района г.о.Саранск 12.01.2021 в период с 09 час. 09 мин. по 09 час. 12 мин. по адресу: г. Саранск, ул. Гайдара, д. 35 установлено нарушение пунктов 2.1, 4.1, 4.21 Правил благоустройства территории городского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов от 12.07.2021 N 114 (далее по тексту - Правила N114), выразившееся в не обеспечении своевременной очистки снега от ледяных наростов (сосульки) кровли.
По выявленному нарушению составлен акт от 12.01.221, произведена фотосъемка.
Усмотрев в действиях общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" (далее по тексту - Общество) состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 N 38-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия", должностным лицом Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Октябрьского района г.о.Саранск составлен протокол от 18.01.2021 N25 об административном правонарушении.
Рассмотрев указанный протокол и иные материалы проверки, 27.01.2021 административной комиссии городского округа Саранск (Октябрьский район) (далее по тексту - административная комиссия) вынесла постановление N 32-21 о привлечении Общества к административной ответственности, в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его незаконным и отмене.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Октябрьского района городского округа Саранск.
Решением от 05.05.2021 (резолютивная часть от 09.04.2021) в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применением норм материального права.
Указывает, что проверка проведена с грубыми нарушениями требований закона: протокол осмотра должностным лицом не составлялся, два понятых при осмотре отсутствовали, протокол об административном правонарушении составлен 18.01.2021, т.е. по истечении 6 календарных дней.
По мнению Общества, материалы дела не содержат доказательств, что на кровле домов имелись сосульки, которые находились именно в стадии "необходимости их устранения".
Административная комиссия в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Администрация Октябрьского района городского округа Саранск отзыв в установленный законом срок не представила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению ввиду нижеследующего.
Частью 5 статьи 9 Закона Республики Мордовия N 38-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" от 15.06.2015 предусмотрена административная ответственность за несвоевременную очистку кровель, козырьков зданий (помещений) от снега и ледяных наростов, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати пяти тысяч до пятидесяти пяти тысяч рублей.
Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.06.2012 N 114 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Саранск.
Правила благоустройства территории городского округа Саранск определяют требования к благоустройству территорий, а также требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений (включая инженерные коммуникации) и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Настоящие Правила благоустройства являются обязательными для всех юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 114 физическим и юридическим лицам, независимо от организационно-правовых форм, рекомендуется принимать меры по своевременному и качественному содержанию, включая полный комплекс работ по зимнему и летнему содержанию, принадлежащих им на праве собственности, аренды или ином вещном праве земельных участков и имеющихся на них объектов, а также прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами благоустройства.
Пунктом 4.1 Правил N 114 предусмотрено, что в период с 15 октября по 15 апреля устанавливается зимняя уборка, предусматривающая сгребание и подметание снега, скалывание снега и льда, переброску и вывоз снега, обработку дорожных покрытий, тротуаров и дворов противогололедными материалами, сбор случайного мусора, очистку мусора из урн.
В зависимости от климатических условий период зимней уборки может быть изменен администрацией городского округа Саранск.
Согласно пункту 4.21 указанных Правил с целью предотвращения падения снега и ледяных наростов очистка крыш зданий и сооружений от снега и удаление ледяных наростов с карнизов, крыш и водосточных труб и иных участков производится систематически и своевременно собственниками (пользователями) зданий, строений, сооружений, если договорами не предусмотрено иное, организациями, обслуживающими жилой и нежилой фонд, с обязательным применением мер предосторожности во избежание несчастных случаев с пешеходами, при этом не допускается повреждение воздушных линий, инженерных коммуникаций, фонарей уличного освещения, светофорных объектов, зеленых насаждений, рекламных конструкций и иных объектов. Сброшенные либо самопроизвольно упавшие с крыш зданий (сооружений) снег и лед немедленно окучиваются и вывозятся в течение 4 часов.
Нарушение настоящих Правил благоустройства влечет ответственность в соответствии с частью 5 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 N 38-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия".
Как следует из материалов дела, Обществом осуществляется управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гайдара, д. 35, на основании договора от 07.02.2020.
Таким образом, на Общество, как на управляющую компанию данного дома, лежит обязанность по соблюдению Правил N 1114.
Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществу вменяется нарушение пунктов 2.1, 4.1, 4.21 Правил N 114, а именно: не обеспечена своевременная очистка от ледяных наростов (сосульки) кровли многоквартирного жилого дома N 35 по ул.Гайдара г.Саранска.
Изложенные обстоятельства подтверждаются актом выявления административного правонарушения от 12.01.2021, фотосъемкой, протоколом об административном правонарушении от 18.01.2021 N 25..
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 N 38-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия".
Довод Общества о том, что протокол осмотра должностным лицом не составлялся и отсутствовали понятые при осмотре правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Статьей 27.8 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях установлены требования к осмотру в присутствии законного представителя и двух понятых принадлежащих юридическому лица или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, тогда как 12.01.2021 должностным лицом производилась фиксация обнаруженного административного правонарушения, выявленного в местах общего пользования, по результатам чего и составлен акт выявления административного правонарушения.
Имеющиеся в материалах дела фотографии являются приложением к акту выявления административного правонарушения от 12.01.2021. В акте указано на проведение фотосъемки, фотографии датированы, проставлено время, дата место проведение фотосъемки, указано какой камерой проведена съемка, имеется подпись должностного лица, выявившего факт нарушения.
Обязательное соответствие акта выявления административного правонарушения требованиям статьи 27.8 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях как применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, Кодексом Российской федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Довод Общества о том, что материалами дела не доказано, что на кровле домов имелись сосульки, которые находились именно в стадии "необходимости их устранения", судом также правомерно отклонен, поскольку из оспариваемого постановления следует, что в вину Обществу вменяется не проведение своевременной очистки от ледяных наростов (сосулек), что не требует замеров. Очистка крыш от ледяных наростов должна проводиться систематически и своевременно.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Административное законодательство не устанавливает требований к составлению и оформлению каких-либо процессуальных документов, на основании которых возбуждается дело об административном правонарушении.
В силу части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам Общества проверка в отношении Общества не проводилась, оспариваемое постановление вынесено в результате выявления должностными лицами административного органа факта нарушения Правил благоустройства территории городского округа Саранск.
В рассматриваемом случае, поводом для возбуждения в отношении заявителя производства по делу об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом административного органа при проведении систематического наблюдения (мониторинга) признаков совершения вмененного административного правонарушения.
Таким образом, фактическое обнаружение должностным лицом Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Октябрьского района г.о.Саранск признаков соответствующего административного правонарушения, предусмотренного законом частью 5 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 N 38-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия", является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности независимо от повода и оснований проверки.
Оспариваемые действия по проверке проведены уполномоченным на то административным органом согласно действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Как верно указано судом первой инстанции, в протокол об административном правонарушении после его составления внесены исправления относительно даты заключения договора управления многоквартирным домом, а именно: "01 апреля" исправлено на "07 февраля".
Данное обстоятельство суд расценивает как описку, в целом не влияющую на содержание протокола. При этом в материалы дела представлен договор управления многоквартирным домом от 07 февраля 2020 года. Более того, следует также учитывать, что акт заключения договора управления многоквартирным домом 07 февраля 2020 года Обществом по существу не оспаривается.
Довод Общества о нарушении административным органом срока составления протокола об административном правонарушении, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку само по себе нарушение требования о немедленном составлении протокола об административном правонарушении, содержащееся в части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может являться основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным.
Нарушение срока составления протокола, установленного частью 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является существенным нарушением, влияющим на результат рассмотрения дела, так как данный срок не является пресекательным.
Оценив характер правонарушения и роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности применения к совершенному Обществом правонарушению статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду его малозначительности.
Наказание назначено в пределах, установленных законом, и с соблюдением срока давности.
Повторно проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции не установил со стороны административного органа процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.05.2021 по делу N А39-1197/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-1197/2021
Истец: ООО "Управляющая компания "Управдом"
Ответчик: Административная комиссия городского округа Саранск (Октябрьский район)
Третье лицо: Администрация Октябрьского района го Саранск